Известия
1 июня 2001, 11:59
Российские авиаторы оказались в заложниках у украинских производителей двигателей
22 мая под Ржевом сразу после взлета разбился военно-транспортный Ан-12 российских ВВС. Успевший набрать высоту 2600 метров самолет с семью членами экипажа на борту рухнул в лесное болото и взорвался. Не дожидаясь результатов расследования, главком ВВС Анатолий Корнуков предположил, что вероятной причиной катастрофы мог стать отказ двигателя.
Разбившийся Ан-12 был оснащен четырьмя силовыми установками АИ-20М производства запорожского АО "Мотор-Сич". Сколько будет продолжаться расследование причин ржевской трагедии, сказать трудно. Практика показывает - в случае с запорожскими двигателями оно иногда затягивается на многие месяцы и даже годы. Достаточно вспомнить две самые громкие авиакатастрофы последних лет - Иркутск и Москва.
Руководители инженерно-технической подкомиссии, расследовавшей иркутскую катастрофу, заявили, что причиной остановки первой и третьей силовой установок "Руслана" стал помпаж двигателя, являющийся, по их словам, "фамильной" чертой запорожского мотора Д-18Т. Почему остановился второй двигатель Ан-124, никому не известно до сих пор.
8 марта 2000 г. при взлете из аэропорта "Шереметьево" упал и разбился Як-40, на борту которого находились журналист Артем Боровик и предприниматель Зия Бажаев. Комиссия по расследованию обнародовала свои выводы о причинах катастрофы спустя девять месяцев, заявив о том, что имела место ошибка пилота.
Между тем эксперт ЦАГИ Леонид Колесневский считает, что причиной трагедии стала остановка левого двигателя АИ-25 украинского производства. По его словам, этот мотор имеет конструктивный изъян: в условиях турбулентности компрессор АИ-25 выходит из строя, и двигатель останавливается. Эта версия, кстати, полностью объясняет поведение Як-40, во время взлета кувыркнувшегося на левое крыло...
Один из последних отказов запорожского двигателя может оказать решающее влияние на пути дальнейшего развития российской транспортной авиации. Судьба новейшей совместной российско-украинской разработки, транспортника Ан-70, который должен был заменить Ан-12 на вооружении ВТА России, находится под большим вопросом из-за неудовлетворительного качества двигателей "Мотор-Сич".
В январе 2001 г. единственный опытный образец Ан-70 упал под Омском при взлете с военного аэродрома. Захлебнувшиеся в воздухе двигатели Д-27 запорожского производства, возможно, окончательно посадили на землю самый амбициозный авиационный проект СНГ последнего десятилетия. Этот самолет должен был производиться в рамках российско-украинского консорциума "Средний транспортный самолет" (СТС).
Обошедшаяся России к тому времени в 300 млн. долларов попытка революционного прорыва на европейский рынок закончилась полной неудачей. Летом 2000 года Франция и Германия отказались от планов по закупке Ан-70 в пользу А-400М, разработки консорциума Airbus Industrie. Другой потенциальный заказчик, российское Министерство обороны, судя по всему, сегодня склоняется к закупкам Ил-76МФ. А после январского крушения будет крайне затруднен и экспорт Ан-70 в качестве гражданского грузовика.
P.S. Новосибирское АПО имени Чкалова, планирующее поставить до 2010 г. на внутренний и внешний рынок 170 многоцелевых самолетов Ан-38-100, планирует оснащать их омскими моторами ТВД-20-03....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Восточные ворота: вслед за Улан-Удэ обновятся аэропорты Магадана и Хабаровска
Ноябрь 26, 2024
Авиационная безопасность: эксперты ЕАЭС обменялись опытом
Ноябрь 26, 2024
"Вологодское авиационное предприятие" будет передано в областную собственность