О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Когда у российских холдингов будет свой закон?

Виктор Домбровский

В настоящий момент Главное правовое управление Администрации Президента заканчивает согласование поправок в закон "О холдингах". Рождение данного нормативного акта - история длительная, в чем-то поучительная, а в его создании успели поучаствовать депутаты настоящего и предыдущего составов Госдумы и Совета Федерации, а также Администрация нового Президента.
Де-факто холдинги в России существуют с середины 90-х годов. Во многих отраслях отечественной промышленности, как и в любой капиталистической, в процессе акционирования предприятий и свободного котирования акций, сложились конгломераты профильных компаний с вертикально-интегрированной структурой управления. Другими словами, холдинги (англ. holding владеющий) - акционерные компании, использующие свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними.
Однако, невзирая на фактическое существование российских холдингов, юридически холдинговые отношения до сих пор не закреплены. Вероятно, этот пробел и явился причиной для возникновения множества скандально-криминальных имущественных споров.
Действующий ныне норматив, который косвенно мог бы регулировать холдинговые отношения - Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" не состоятелен, поскольку ориентирован на бюрократизированную экономику. Закон об ФПГ регламентирует разрешительный характер регистрации, по многим позициям неадекватен экономическим реалиям, в частности, не обеспечивает привлечение инвестиций, прозрачность финансовой деятельности и содержит множество бюрократических препон.
Федеральный закон "О холдингах" был вынесен на рассмотрение Государственной Думы 14 мая 1999 года. В течение с 20 октября по 1 декабря 1999 года закон "О холдингах" был принят Государственной Думой в трех чтениях. Однако 22 декабря Совет Федерации отклонил закон и, по мнению наблюдателей, это было вызвано скорей эмоциональными порывами российских губернаторов - "холдинги ущемят интересы регионов". Однако, созданная вскоре согласительная комиссия сняла все "опасения и озабоченности" сенаторов, а 7 июля 2000 года Совет Федерации одобрил согласованный с Государственной Думой вариант закона. Однако, уже через две недели, 20 июля закон "О холдингах" был отклонен Президентом РФ по причине "наличия в законопроекте большого количества неясных положений:". Спустя полгода, 18 октября, Государственная дума постановила создать согласительную комиссию, призванную доработать закон с учетом замечания Президента.
Очевидно, и в правительстве, и в Администрации Президента прекрасно понимают, что закон "О холдингах" нужен. Хозяйствующих субъектов, владеющих контрольными пакетами акций, и на этом основании управляющих по вертикали "заводами, газетами и пароходами", в России пруд пруди. И для их цивилизованного существования необходимы законодательные нормы. В итоге закон получил второе (или даже третье) дыхание в середине марта 2000 года после выступлений Владимира путина о развитии оборонного комплекса и его послания Федеральному собранию, в которых говорится о необходимости консолидации усилий государства и частных вертикально-интегрированных структур в оборонном комплексе. В итоге за доработку закона принялось Главное государственно-правовое управление Президента РФ. И, как считают наблюдатели, у нынешней редакции закона есть реальные шансы на существование.
По мнению Администрации, в законе должно быть определено три возможных условия для возникновения холдинговых отношений. Первым является "преобладание головной компании в капитале прочих юридических лиц". Кроме того, холдинг может быть учрежден на основании договорных отношений, и третья форма - холдинговая компания, образованная собственником имущества. Очевидно, что таким образом будут создаваться госхолдинги в структуре оборонной отрасли.
Также Главное государственно-правовое управление Президента РФ предложило внести в законопроект запрет на перекрестное владение контрольными пакетами акций.
По мнению разработчиков, закон "О холдингах" выгоден всем. Самим холдингам данный закон необходим, прежде всего, для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Благодаря этому положению головная компания производит сводные выплаты налогов за все аффилированные структуры. Помимо упрощения организационных издержек, данный статус оптимизирует налоговые отчисления.
Наконец, будет юридически определена финансовая прозрачность работы холдинга, на которой, кстати, настаивает Главное государственно-правовое управление Президента РФ, предлагая внести пункт "о раскрытии холдингом информации о себе и аффилированных структурах".
Очевидно, что под юрисдикцией закона "О холдингах" окажутся не только естественные монополисты, но также крупные авиаперевозчики, нефтяные, машиностроительные и металлургические компании. Можно ожидать, что с выходом закона холдингов в России заметно прибавится, поскольку закон носит уведомительный характер регистрации и пристальное вмешательство налоговых служб потребуется лишь для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Кстати данное положение зафиксировано в Налоговом кодексе, но может работать только после создания механизма перераспределения налогов между региональными и федеральным бюджетами. Возможно, претворение в жизнь этой законодательной инициативы станет не менее сложным и кропотливым процессом, чем рождение закона "О холдингах"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка