Ведомости
24 декабря 2007, 13:45
"Все рычаги у государства есть и сейчас", - Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО "Сатурн"
Поэтому генеральный директор НПО "Сатурн" сопротивляется поглощению его предприятия госкорпорацией "Российские технологии"
Биография
Родился в 1965 г. в Рыбинске. В 1989 г. окончил Ярославский государственный университет по специальности "бухучет и анализ хозяйственной деятельности". 1982 - бухгалтер Волжского машиностроительного завода. 1992 - гендиректор АО "Техноком". 1997 - гендиректор "Рыбинских моторов". 2001 - после слияния "Рыбинских моторов" и КБ "Люлька-Сатурн" стал гендиректором НПО "Сатурн".
30 млрд. руб. - суммарная выручка "Сатурна" и УМПО в 2007 г., по оценке Юрия Ласточкина
НПО "Сатурн"
Разработчик и производитель авиадвигателей. Объем продаж - 8 млрд. руб. (2006 г.). Чистый убыток - 183 млн. руб. (2006 г.). Владельцы: 37% акций - государство в лице ФАУФИ, 57% - менеджмент, 6% - физлица. капитализация в РТС на 21.12.2007 - 11,9 млрд. руб. В 2006 г. "Сатурн" был на 3-м месте по продажам в отрасли после УМПО (15 млрд. руб.) и "Салюта" (11,2 млрд. руб.).
УМПО
Производитель авиадвигателей и наземных газотурбинных установок. Объем продаж - около 15 млрд. руб. (2006 г.). Чистая прибыль - около 2 млрд. руб. (2006 г.). Владельцы: 19,98% акций - у НПО "Сатурн", 12% - у "Оборонпрома", 3,87% - у "Объединенных финансов", 54% контролируется менеджментом УМПО и дружественными "Сатурну" компаниями, у правительства Башкирии "золотая акция". Капитализация в РТС на 21.12.2007 - 11,2 млрд. руб.
- На авиасалоне МАКС-2007 был подписан меморандум между НПО "Сатурн" и УМПО о стратегическом партнерстве, а сейчас вы объявили о покупке 19,98% акций УМПО. Как эта сделка соотносится с вашим партнерством?
- Это очень важный шаг как раз для реализации меморандума. А главная наша цель - создание компании, которая станет достойным партнером и ОАК, и международных заказчиков - очень крупных компаний Индии, Китая, нашей энергетики. Синергетический эффект этого объединения, к которому мы шли около пяти лет, колоссален. Вот смотрите: у нас общий объем 2007 г. - оборот более 30 млрд. руб., это очень неплохой результат. Очень много новых двигателей на выходе. Мы сейчас с вами разговариваем, а в это время идут испытания Су-35, которые проводит ОКБ "Сухой", там стоят наши двигатели 117С, которые мы вместе создали и производим. В 2009 г. по планам должен быть поднят в небо ПАК ФА (истребитель пятого поколения), и там тоже двигатель "Сатурна" - УМПО. Дальше - программа по АЛ-55И, третья наша серьезнейшая совместная программа для учебно-тренировочного самолета индийских ВВС. Три самолета!!! Интерес ко всем этим программам огромен. Поэтому основная идея партнерства, основной результат - создание совместными усилиями новых необходимых для рынка продуктов. Это не дешевое удовольствие - создание новых двигателей. К тому же наш важнейший проект - (двигатель) SaM146 для Sukhoi SuperJet. Представьте себе, какие задачи интегрально стоят у нас перед объединенной компанией! Сложнейшие задачи, успешное решение которых принесет стране очень серьезные серийные заказы на несколько десятилетий вперед!
- Расскажите о параметрах сделки и дальнейших планах ваших компаний.
- Цена пакета - а это порядка 2 млрд. руб. - была выплачена полностью деньгами за счет собственных средств ("Сатурна"). Чтобы увеличивать пакет, нужно проходить соответствующие процедуры - антимонопольные и проч. Логичнее на сегодняшний день говорить о полном слиянии и контроле c учетом мнения всех акционеров, в том числе и государства, которое владеет 37%-ным пакетом "Сатурна", и с учетом, безусловно, мнения акционеров УМПО.
- Недавно президент заявил, что создание госкорпораций не означает строительства госкапитализма. А вы как считаете?
- У государства сегодня в области хайтека накопилось очень много проблем. От этой отрасли зависят национальная безопасность и положение страны в мире. И вопрос у государства реально стоит не о форме собственности, а об эффективности и скорости решения этих проблем - времени остается не так уж и много. Есть определенные расчеты, прогнозы - и наши, и зарубежные, по которым совершенно понятно, что времени в обрез.
Поэтому здесь принцип такой: не важно, какого цвета кошка, главное - чтобы она мышей ловила. А главное - это эффективность тех крупных компаний, которые в итоге будут созданы. Все рычаги у государства есть и сейчас. Чем больше мы изобретаем велосипедов, тем дальше уходим в сторону формальных экспериментов и, собственно, забываем цель, ради которой эти компании создаются. А цель достаточно велика, чтобы о ней не забывать, - обеспечить России паритет в области высоких технологий со странами-лидерами.
- Вы состоите в политсовете ярославского отделения "Единой России". На выборах в Госдуму партия набрала в области 53% голосов - на 11% ниже, чем по России, после чего губернатор Анатолий Лисицын подал в отставку. Что вы об этом думаете?
- Мы эту ситуацию рассматривали на политсовете "Единой России" Ярославской области. Итоги выборов и работы избирательного штаба политсоветом области признаны неудовлетворительными. Зная нового руководителя региона Сергея Вахрукова как опытного администратора, считаю, что у него хватит сил изменить ситуацию, ведь впереди выборы президента, выборы по партийным спискам в областную думу. Я думаю, что ситуация исправима, но она объективна - как работали штабы, такой результат и получили.
- Как продвигаются ваши переговоры с "Оборонпромом" о вхождении "Сатурна" в авиадвигателестроительный холдинг?
- Существует два способа его построить - это покупка или внесение активов. Для того чтобы купить, нужна соответствующая цена, которая устраивала бы как продавца, так и покупателя. Пока мы не имеем предложений по покупке. Второе. Чтобы акционеры инвестировали свои активы в другую структуру, им должны быть созданы привлекательные условия. Мы получили некие предложения, задали вопросы. Пока на все наши вопросы не получили ответов. Если создается структура, где над производителем будет 2-3 надстройки, то, на мой взгляд, это сложная громоздкая структура, которая будет требовать много денег на свое содержание и будет очень бюрократической.
Мы за крупную компанию, но мы хотим видеть конкретных людей, которые это движение возглавят, знать, что они в этой жизни уже совершили, какой прорыв и на каких участках. Если это действительно будут люди очень высокого уровня, с историей успеха - ради бога, пусть руководят, мы будем у них учиться. Но, к сожалению, я подозреваю, что с такими людьми в нашей сфере деятельности пока негусто. Вручить же активы, которые мы 10 лет развивали и структурировали, случайным людям - это даже за гранью юмора. Ведь не просто об активах идет речь - на УМПО и "Сатурне" работают 40 000 высококлассных специалистов.
- Вы не боитесь, что правоохранительные органы или другие силовые структуры предпримут какие-либо действия для понижения капитализации "Сатурна"?
- Государство сегодня слишком разумно, чтобы играть такими вещами и заниматься подобными экспериментами. Создание и производство такой сложнейшей техники, как двигатель, - это очень тонкая материя: легко разрушить, но очень трудно создать и сделать эффективным.
Александр Артюхов, гендиректор УМПО
- Как объединение "Сатурна" с УМПО отразится на реализации ваших общих программ?
- Объем наших совместных программ с "Сатурном", нашей взаимозависимости я бы оценил в 80%. Все они идут по плану: и по созданию нового двигателя для истребителя Су-35 117С, и по наземным установкам, и по АЛ-55 - в реализации этого проекта есть объективные сложности, но сомнений в успехе у нас нет.
- "Оборонпром" в ходе построения холдинга недавно приобрел 12% акций УМПО и заявлял о планах дальнейшего расширения контроля. Как идут ваши переговоры с "Оборонпромом" и как вы относитесь к консолидации отрасли?
- Консолидация отрасли необходима, сделка с "Сатурном" - первый серьезный шаг в этом направлении, а переговоры с "Оборонпромом" оцениваю позитивно.
- УМПО было частным предприятием последние два года, а на "Сатурне" большой государственный пакет - 37% от уставного капитала. Можете ли вы сказать, что со слиянием появится государственный рычаг управления обоими предприятиями?
- Я считаю, что это один из самых красивых примеров, когда стороны, несмотря на большое количество разногласий, сумели поступиться какими-то своими позициями, решились и сделали тот шаг, который привел к консолидации, которая многократно увеличит эффективность нашей совместной работы. Но и сделав этот шаг, мы, конечно же, надеемся на его поддержку государством. Произошедшее событие несет плюсы всем участникам процесса, и даже в первую очередь государству, потому что создана дееспособная самодостаточная двигателестроительная компания, конкурентоспособная на мировом уровне....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов