Независимая газета
20 июня 2001, 13:31
Су-27 со звездой Давида
Так, новый учебно-тренировочный самолет итальянской компании "Аэромакки" - М-346 (в Ле Бурже показан его полномасштабный макет) - это почти точная копия российского Як-130. Сотрудничество по этой машине идет давно, но то, что яковлевская фирма полностью лишилась прав на спроектированный в России самолет (точнее, на его планер), стало одной из самых неприятных сенсаций авиасалона.
В ряду неприятных сюрпризов - Ми-24 узбекских ВВС с бортовой аппаратурой французской фирмы "Сажем", израильский вариант Ми-8 и реклама вариантов модернизации российской авиатехники, которые предлагают румынские (МиГ-21 и МиГ-29) и литовские (Ми-8 и Ми-17) фирмы.
Но главный удар по имиджу России - штурмовик Су-25КМ, несущий на крыльях символику Израиля и эмблему компании "Элбит системс". Машина получила новое имя - "Скорпион" и в отличие от прародителя может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета со стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них - самые современные средства поражения, такие, как ракета Р-73 и в перспективе Х-31.
Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого". Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, развели бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни тем более в СНГ не урегулированы.
К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин. Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине.
Корреспонденту "НГ" стала известна сенсационная новость о том, что недавно в Израиль из Эфиопии для прохождения модернизации прибыл истребитель Су-27. Семь подержанных самолетов этого типа, выведенных из состава ВВС РФ и переданных АВПК "Сухой", были проданы Аддис-Абебе в 1998 г. компанией "Промэкспорт". Уже тогда ряд отечественных экспертов по торговле оружием предупреждал о плохой проработке контракта и потенциальной опасности сделки. К их доводам не прислушались, и теперь израильские конструкторы получили в свое распоряжение самолет, составляющий основу ВВС РФ и являющийся главным предметом российского оружейного экспорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси