Известия
5 июля 2001, 12:12
Чужой самолет
В 1971 году был выпущен первый экземпляр этой машины. Ее печальная история - за 30 лет эксплуатации разбилось около 50 машин из 950 выпущенных - объясняется тем, что Ту-154 до сих пор является самым массовым самолетом. Сейчас в России летает свыше 230 "тушек" 154-й модификации - это 25-30% всех среднемагистральных самолетов. Таким долголетием не могут похвастаться знаменитые американский "Боинг" и европейский "Эрбас Индастри". Ту-154 хорошо отработал положенный ему период и должен был быть заменен новой модификацией - Ту-204. Однако первые экземпляры этого самолета, прошедшего сертификацию в начале 90-х годов, только недавно стали эксплуатироваться российскими авиакомпаниями.
На что были потрачены последние 10 лет? Российские авиапроизводители боролись против предоставления льгот западным авиапроизводителям. Поняв тщетность этих попыток, самолетостроители стали просить у родного правительства не режима благоприятствования, а создания хотя бы равных условий. Сейчас появилась надежда, что их призывы наконец-то будут услышаны. Но десятилетний простой трудно наверстать за пару лет. Финансовые проблемы раздробленных российских авиакомпаний, отсутствие механизма лизинга и льгот на приобретение отечественной авиатехники привели к тому, что перевозчики стали обновлять свой парк путем реэкспорта советских самолетов из-за границы.
Разбившийся самолет имеет к этому самое непосредственное отношение: Ту-154М был куплен ОАО "Владивосток-авиа" в октябре прошлого года у авиакомпании "Северо-западные авиалинии Китая". О том, как эксплуатируются самолеты в Китае, всем известно. Авиационные власти России вели борьбу с отечественными авиакомпаниями, летавшими на китайском рынке и не обращавшими внимание на такие "мелочи", как перегруз самолета. Насколько активно боролась с данной проблемой китайская авиационная администрация, сказать сложно.
Разбившийся самолет был построен в СССР в 1986 году и 8 лет летал в Китае. В апреле этого года после капитального ремонта на Внуковском авиаремонтном заводе Ту-154 ввели в эксплуатацию. Капремонт гарантирует нормальную работу самолета в течение 6 тысяч летных часов, что составляет примерно 5-7 лет. Однако отремонтированный самолет не смог пролетать и полугода. В чем причина катастрофы - сказать пока сложно. Но надо отметить, что в предыдущих случаях наиболее частыми причинами оказывались "человеческий фактор" или неправильное техобслуживание. При этом виновниками ЧП никогда не были конструкционные или производственные дефекты Ту-154.
По словам заместителя министра транспорта Карла Руппеля, разбившийся Ту-154 не единственный самолет, который летал в Китае, а теперь перевозит российских пассажиров. Сейчас наш великий сосед переходит на эксплуатацию западной авиатехники и освобождается от самолетов советского производства. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы "сброс" в Россию дешевой техники из Китая увеличится. Многие российские авиакомпании не прочь приобрести эти самолеты. Низкая цена и еще не полностью исчерпанный ресурс являются непреодолимым соблазном, который можно пресечь лишь на законодательном уровне. А пока пассажир, приобретая билет, не знает, сколько темных пятен в биографии его самолета.
Ту-154: хроники катастроф
7 июля 1980 года сразу после взлета из аэропорта Алма-Аты упал на землю Ту-154Б-2. Погибли 163 человека.
15 октября 1984 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Омска Ту-154 столкнулся с топливозаправщиком. Сгорели 150 человек.
10 июля 1985 года после вылета из Ташкента Ту-154 сорвался в штопор и разбился вблизи Учкудука. Погибли 200 человек.
8 февраля 1993 года над Тегераном столкнулись Ту-154 авиакомпании Iran Air и иранский истребитель ВВС. Погибли 130-135 человек.
3 января 1994 года близ Иркутска потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании "Байкал-авиа". Погибли 120 человек.
6 июня 1994 года в Китае (близ города Сиань) разбился Ту-154М авиакомпании China North-West. Погибли 160 человек.
7 декабря 1995 года близ Хабаровска разбился Ту-154, вылетевший из Южно-Сахалинска. Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.
29 августа 1996 года на архипелаге Шпицберген разбился Ту-154М "Внуковских авиалиний". Погиб 141 человек.
15 декабря 1997 года в аэропорту Шарджа (ОАЭ) взорвался самолет Ту-154Б авиакомпании "Таджикистан". Из 86 человек уцелел лишь один.
1998 год: германский Ту-154 столкнулся с американским С-141 над Намибией, погибли 33 человека...
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси