О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чужой самолет

Во вторник под Иркутском разбился самолет Ту-154М, выполнявший рейс ? 352 Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. На борту судна находились 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Все они погибли. Безусловно, в любой катастрофе очень много случайного. Но у позавчерашней трагедии есть одна глобальная и вполне объективная причина: общий износ авиационного хозяйства страны достиг критического уровня, а заменить самый массовый российский самолет просто нечем. Катастрофа прервала авиационную статистику, которая свидетельствовала об отсутствии катастроф на регулярных маршрутах российских авиакомпаний с 1997 года. Драматизм ситуации усиливает тот факт, что Ту-154 авиаторы справедливо называют "рабочей лошадкой": этот самолет составляет основу парка российских авиакомпаний.
В 1971 году был выпущен первый экземпляр этой машины. Ее печальная история - за 30 лет эксплуатации разбилось около 50 машин из 950 выпущенных - объясняется тем, что Ту-154 до сих пор является самым массовым самолетом. Сейчас в России летает свыше 230 "тушек" 154-й модификации - это 25-30% всех среднемагистральных самолетов. Таким долголетием не могут похвастаться знаменитые американский "Боинг" и европейский "Эрбас Индастри". Ту-154 хорошо отработал положенный ему период и должен был быть заменен новой модификацией - Ту-204. Однако первые экземпляры этого самолета, прошедшего сертификацию в начале 90-х годов, только недавно стали эксплуатироваться российскими авиакомпаниями.
На что были потрачены последние 10 лет? Российские авиапроизводители боролись против предоставления льгот западным авиапроизводителям. Поняв тщетность этих попыток, самолетостроители стали просить у родного правительства не режима благоприятствования, а создания хотя бы равных условий. Сейчас появилась надежда, что их призывы наконец-то будут услышаны. Но десятилетний простой трудно наверстать за пару лет. Финансовые проблемы раздробленных российских авиакомпаний, отсутствие механизма лизинга и льгот на приобретение отечественной авиатехники привели к тому, что перевозчики стали обновлять свой парк путем реэкспорта советских самолетов из-за границы.
Разбившийся самолет имеет к этому самое непосредственное отношение: Ту-154М был куплен ОАО "Владивосток-авиа" в октябре прошлого года у авиакомпании "Северо-западные авиалинии Китая". О том, как эксплуатируются самолеты в Китае, всем известно. Авиационные власти России вели борьбу с отечественными авиакомпаниями, летавшими на китайском рынке и не обращавшими внимание на такие "мелочи", как перегруз самолета. Насколько активно боролась с данной проблемой китайская авиационная администрация, сказать сложно.
Разбившийся самолет был построен в СССР в 1986 году и 8 лет летал в Китае. В апреле этого года после капитального ремонта на Внуковском авиаремонтном заводе Ту-154 ввели в эксплуатацию. Капремонт гарантирует нормальную работу самолета в течение 6 тысяч летных часов, что составляет примерно 5-7 лет. Однако отремонтированный самолет не смог пролетать и полугода. В чем причина катастрофы - сказать пока сложно. Но надо отметить, что в предыдущих случаях наиболее частыми причинами оказывались "человеческий фактор" или неправильное техобслуживание. При этом виновниками ЧП никогда не были конструкционные или производственные дефекты Ту-154.
По словам заместителя министра транспорта Карла Руппеля, разбившийся Ту-154 не единственный самолет, который летал в Китае, а теперь перевозит российских пассажиров. Сейчас наш великий сосед переходит на эксплуатацию западной авиатехники и освобождается от самолетов советского производства. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы "сброс" в Россию дешевой техники из Китая увеличится. Многие российские авиакомпании не прочь приобрести эти самолеты. Низкая цена и еще не полностью исчерпанный ресурс являются непреодолимым соблазном, который можно пресечь лишь на законодательном уровне. А пока пассажир, приобретая билет, не знает, сколько темных пятен в биографии его самолета.
Ту-154: хроники катастроф
7 июля 1980 года сразу после взлета из аэропорта Алма-Аты упал на землю Ту-154Б-2. Погибли 163 человека.
15 октября 1984 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Омска Ту-154 столкнулся с топливозаправщиком. Сгорели 150 человек.
10 июля 1985 года после вылета из Ташкента Ту-154 сорвался в штопор и разбился вблизи Учкудука. Погибли 200 человек.
8 февраля 1993 года над Тегераном столкнулись Ту-154 авиакомпании Iran Air и иранский истребитель ВВС. Погибли 130-135 человек.
3 января 1994 года близ Иркутска потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании "Байкал-авиа". Погибли 120 человек.
6 июня 1994 года в Китае (близ города Сиань) разбился Ту-154М авиакомпании China North-West. Погибли 160 человек.
7 декабря 1995 года близ Хабаровска разбился Ту-154, вылетевший из Южно-Сахалинска. Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.
29 августа 1996 года на архипелаге Шпицберген разбился Ту-154М "Внуковских авиалиний". Погиб 141 человек.
15 декабря 1997 года в аэропорту Шарджа (ОАЭ) взорвался самолет Ту-154Б авиакомпании "Таджикистан". Из 86 человек уцелел лишь один.
1998 год: германский Ту-154 столкнулся с американским С-141 над Намибией, погибли 33 человека...
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка