О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Трубопровод с крыльями

Узбекистан приобщился к газовому благоденствию, продав Ташкентский авиазавод российской ОАК

Прикаспийский газопровод сближает бывшие советские республики. Общая труба уже позволила России, Казахстану и Туркмении повысить цену на продаваемый ими газ и наладить сотрудничество в смежных отраслях. Не у дел на этом газовом празднике жизни остался Узбекистан, у которого "Газпром" отказался закупать газ по новой цене (сейчас Узбекистан продает его по $100 за 1 тысячу кубометров).

Для сравнения: Туркмения в первой половине 2008 года будет продавать газ в российскую трубу по цене $130 за 1 тысячу кубометров, а во втором полугодии - за $150. На рыночные отношения с Казахстаном Россия перешла еще раньше.

Исправили узбекистанский диспаритет только вчера. Президенты России и Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ) и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). До конца года в собственность ОАК перейдет 50% плюс одна акция ТАПОиЧ. Таким образом, ОАК согласилась загрузить работой простаивающий без заказов авиазавод.

Объем инвестиций и цена за контрольный пакет пока не определены. "Сначала будет проведена независимая оценка Ташкентского объединения при помощи экспертов компаний Ernst & Young и Deloitte & Touche. Затем произойдет дополнительная эмиссия акций ОАК на эту стоимость", - пояснил глава ОАК Алексей Федоров.

Этой покупкой ОАК фактически становится международной компанией. Ташкентский завод - ее первый актив за рубежом (если не считать 5% акций EADS, которые перешли корпорации в наследство от "Иркута"). Однако эксперты не считают эту покупку выгодной. "Это больше нужно ТАПОиЧ, чем ОАК. Поэтому это скорее политическое решение, нежели экономическое", - считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев. По его словам, ОАК было бы выгоднее включить в свой состав Антоновский завод на Украине. "Ташкентский завод по умолчанию не будет существенным звеном в технологической цепочке ОАК", - уверен Васильев. ТАПОиЧ можно лишь использовать в качестве одного из подрядчиков в агрегатной сборке, разместив там производство комплектующих. Однако в России достаточно своих простаивающих заводов, которые нуждаются в заказах и инвестициях.

"Свободные мощности ОАК не помешают, тем более учитывая тот факт, что рабочая сила там недорогая", - спорит с Васильевым аналитик ИК "КапиталЪ" Михаил Пак. По его словам, в Ташкенте можно наладить производство компонентов для Sukhoi SuperJet 100. "Эту площадку при наличии инвестиций можно было бы оживить. Потенциал, который был заложен в советское время, достаточно велик. В Ташкенте делалось крыло для "Руслана", строились Ил-76", - говорит глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Основной минус ТАПОиЧ - кадры, которые после развала СССР покинули Ташкент. Кроме того, два года назад ТАПОиЧ прославился тем, что фактически сорвал контракт на поставку 38 Ил-76 и Ил-78 Китаю на сумму свыше $1 млрд. Тогда руководство ОАК в спешном порядке приняло решение перенести производство самолетов в Ульяновск, иначе китайская сторона отказывалась заключать другие военно-технические контракты, не получив гарантий от России по поставкам Ил-76.

С учетом всех плюсов и минусов ТАПОиЧ не может стоить дорого. Однако точной стоимости завода эксперты определить не смогли. Сама ОАК оценивается в 97,6 млрд рублей, однако эта цифра еще увеличится, когда на баланс корпорации перейдут активы двух ФГУПов - РСК "МиГ" и КАПО им. Горбунова, которые до сих пор проходят процедуру акционирования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка