АвиаПорт.Ru
12 февраля 2008, 11:10
Послепродажное обслуживание авиатехники: с учетом мирового опыта
Обсуждению наиболее важных проблем отрасли и обмену передовым опытом была посвящена конференция "Послепродажное обеспечение эксплуатации о поддержание летной годности авиационной техники"
Отсутствие единой системы послепродажного обслуживания новых модификаций отечественных самолетов в 90-е годы стало едва ли не главной головной болью авиакомпаний, которые сделали ставку на российскую авиатехнику. По мнению экспертов ГосНИИ ГА, система поддержания летной годности и послепродажного обеспечения эксплуатации авиационной техники, существующая сегодня в гражданской авиации России, до сих пор не в полной мере соответствуют современным требованиям рыночной экономики. В то же время, кроме достаточного финансирования программ создания и производства воздушных судов нового поколения, а также технологического перевооружения авиастроительных предприятий, именно обеспечение интегрированной логистической поддержки всей продуктовой линейки является необходимым условием для выхода на международный рынок.
В выступлениях участников конференции были представлены различные предложения по разработке единой Концепции послепродажного обслуживания, совершенствованию нормативной базы, форм и методов государственного регулирования и контроля в области поддержания летной годности ВС, развитию основных направлений технической политики. Обсуждались проблемы и решения в организации баз обслуживания и ремонта авиатехники, сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту ВС, поддержке гарантийных обязательств производителями, финансовому обеспечению их деятельности. Не менее важная роль в организации современного послепродажного обслуживания, по мнению участников конференции, сегодня отводится информационным технологиям, в том числе - системам управления жизненным циклом изделий (PLM-технологиям), системам управления ТО и ремонтами.
Анализ мирового опыта в области послепродажного обслуживания современной гражданской авиатехники позволяет сделать следующие выводы: во-первых, мировые лидеры самолетостроения уже давно не продают "просто самолеты" и "сопутствующие сервисы". Они предлагают заказчикам интегрированный и функционально полный комплекс самых современных инструментов, технологий и сервисов для осуществления бизнеса в сфере авиационных перевозок. Во-вторых, информационные системы и технологии сегодня перестают быть просто инструментами и становятся базисными системообразующими платформами для эффективной эксплуатации и обслуживания современной авиационной техники. Эти технологии составляют основу систем послепродажного обслуживания ведущих самолетостроительных корпораций мира. В российской практике, по мнению большинства специалистов, для достижения стратегической цели проникновения на мировой рынок гражданской авиатехники и захвата его существенной доли простого копирования зарубежного опыта в сфере послепродажного обслуживания на уровне отдельных КБ и самолетостроительных заводов сегодня явно не достаточно. Нужны прорывные стратегические решения, определяющие облик интегрированной системы ППО авиационной техники будущего. В свою очередь, для выработки и последующей реализации таких решений требуется консолидация всех имеющихся ресурсов сервисного профиля, до сих пор действующих разобщено, а значит, неэффективно.
Специалистами Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разработан проект Концепции послепродажного обслуживания авиатехники отечественного производства с учетом утвержденной продуктовой линейки и перспективных планов ОАК по выпуску авиатехники до 2015-2020 гг.
По словам Валентина Червякова, представителя департамента корпоративного управления ОАО "ОАК", при разработке единой Концепция послепродажного обслуживания, специалисты ОАК в первую очередь ориентировались на поддержание в эксплуатации авиатехники гражданского назначения, но в дальнейшем документ будет охватывать все ее направления, включая продукцию дивизионов боевой и транспортной авиации. Целью является разработка предложений по созданию современной системы интегрированной логистической поддержки авиатехники с учетом реализации двух основных направлений. Во-первых, существенного повышения эффективности использования ресурсов, затраченных в ходе оказания интегрированной логистической поддержки (ИЛП) при снижении затрат на всех этапах жизненного цикла продукции. Во-вторых, сокращения простоев авиатехники на стадиях обслуживания и ремонта.
Работа по созданию Концепции проводилась в рамках специально сформированной рабочей группы, в которую вошли представители разработчиков авиатехники, входящих в ОАК, а также авиадвигателестроительных, вертолетостроительных предприятий и НИИ, работающих в области авиации. По мнению представителя ОАК, единая система послепродажного обслуживания, отвечающая требованиям и стандартам Европейского союза, должна быть создана в России в течение ближайших 2-3 лет. В противном случае в ней не будет необходимости, так как рынок авиационных перевозок "наводнится" авиатехникой зарубежного производства.
Анализ текущего состояния ИЛП авиатехники в России выявил ряд характерных черт. Основные виды затрат эксплуатантов сегодня представлены тремя направлениями, связанными с простоем авиатехники, материально-техническим обслуживанием и финансированием обучения и повышения квалификации авиационного персонала. При формировании заказов на приобретение воздушных судов отечественного производства авиакомпании-перевозчики сегодня выдвигают ОАК ряд условий, которые выполняются поставщиками самолетов иностранного производства, в частности, обоснование показателей, характеризующих различные направления затрат в эксплуатации: расчета нормочасов, надежности и других. Кроме того, существующая система послепродажного обслуживания серийно производимой в России авиатехники отличается присутствием на этом рынке большого количества малых компаний, особенно, в области материально-технического обслуживания, наличием запчастей низкого качества и, зачастую, неизвестного происхождения. Выявлены случаи подделок паспортов изделий. Для решения всех этих проблем необходимо создание единого органа, способного обеспечить организацию послепродажного обслуживания и целенаправленный контроль интегрированной логистической поддержки воздушных судов.
В мировой практике такие структуры представлены дочерними компаниями крупных самолетостроительных корпораций. По статистике, Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier направляют от 30 до 50% оборотных средств на решение задач послепродажного обслуживания, осуществляемого их 100% дочерними структурами. Концепция послепродажного обслуживания, предложенная ОАК, предполагает создание 100% дочерней компании корпорации - Оператора интегрированной логистической поддержки, основными задачами которой станут: обеспечение материально-технического снабжения организаций-эксплуатантов авиатехники и поставки качественных запчастей; управление обучением и повышением квалификации персонала; предоставление услуг оператора при взаимодействии с существующими центрами ТО и ремонта; организация взаимодействия разработчиков авиатехники с эксплуатантами; ведение и использование базы эксплуатационной документации.
При этом ОАК как крупнейший поставщик авиационной техники будет координировать работу единой для авиационной промышленности России нормативно-методической базы и выйдет на мировой рынок ППО через организацию дочерней структуры, обеспечивающей ИЛП всей перспективной продуктовой линейки воздушных судов.
Участникам конференции была представлена разработанная специалистами ТАНТК им. Г.М. Бериева "Концепция организационной структуризации и развертывания Интегрированной системы послепродажного обслуживания авиационной техники (ИС ППО) ОАК". Проект ее сформирован, согласно действующей ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". В рамках этой концепции предлагается организационная структуризация интегрированной системы ППО авиатехники в форме специализированного сервисного дивизиона "Объединенной авиастроительной корпорации" (СД ОАК). Структура СД ОАК при этом включает три основных блока структурных подразделений, подчиненных управляющей компании холдингового типа. Это сектор подразделений, осуществляющих ППО гражданской авиационной техники, блок ППО военной и специальной авиатехники и проектно-исследовательский сектор, включающий структурные подразделения, занятые созданием и последующим развитием систем послепродажного обслуживания.
Концепцией предусмотрена программа "мягкого" поэтапного формирования целевой структуры СД ОАК, завершающаяся к 2015 году. Предлагаемая программа включает три основных стадии ее структуризации и развертывания. На начальном этапе (в течение 2008-2009 гг.) основной целью является стандартизация послепродажного обслуживания авиатехники в масштабах ОАК, планируется формирование проектно-исследовательского сектора СД ОАК. Ядром его станет Инженерный центр систем ППО "ИЛП-Технология", который займется разработкой корпоративных норм и стандартов ППО, созданием портфеля сервисной продукции и услуг, отработкой всех вновь создаваемых и применяемых технологий. На промежуточной стадии (2010-2012гг.) будет проведена унификация послепродажного обслуживания во всех профильных подразделениях ОАК в соответствии с корпоративными стандартами, разработанными ранее, на начальном этапе. Предлагается учредить управляющую компанию СД ОАК и развернуть Центр ППО гражданской авиатехники, который во взаимодействии с действующими сервисными подразделениями самолетостроительных КБ и заводов приступит к реализации программ ППО всей вновь продаваемой гражданской авиационной техники. На заключительной стадии (2013-2015гг.), основной целью которой является радикальное повышение эффективности ППО за счет окончательной консолидации всех сервисных активов ОАК в одном дивизионе, планируется формирование и введение в действие Центра ППО военной и специальной авиационной техники. При этом все сервисные подразделения самолетостроительных КБ и заводов будут переданы под юрисдикцию управляющей компании СД.
Реализация предложенной Концепции оргструктуры и развертывания Сервисного дивизиона в ОАК позволит получить ощутимые преимущества и выгоды. В их числе: повышение фондоотдачи, то есть, выравнивание загрузки и оптимизация использования производственной инфраструктуры, компенсация дефицита производственных мощностей на одних направления за счет использования избытка на других. Будет достигнуто значительное повышение производительности в виде оптимального разделения труда и специализации подразделений, ликвидации "натурального хозяйства", ускоренного централизованного внедрения инноваций и снятия бюрократических барьеров на пути распространения передового опыта. Еще одним преимуществом построения такой системы является сокращение издержек путем ликвидации избыточных ресурсов и запасов, дублирующих функции в оргструктуре, унификации процессов технологий и инструментария, получения скидок в процессе массовых закупок материалов и комплектующих.
Следующий момент - повышение рентабельности инвестиций, в том числе, исключение дублирования в разработках новой сервисной продукции и услуг, динамичное развитие инфраструктуры ППО и концентрация инвестиционных ресурсов на наиболее приоритетных направлениях. Увеличение стоимости нематериальных активов приведет к взаимообогащению знаниями и "ноу-хау" объединяющихся подразделений, формированию единого узнаваемого бренда ОАК в сфере сервисной поддержки продаваемой авиатехники. Произойдет повышение прозрачности и контролируемости бизнеса, а именно: разделение финансовой ответственности за проектно-производственные и постпроизводственную стадии жизненного цикла продукции. Будет введен раздельный учет, обеспечены контроль и планирование бизнеса для самолетостроительных и сервисного дивизионов ОАК. Кроме того, согласно предложенной концепции, система ППО должна рассматриваться не только как обязательный и капиталоемкий атрибут системы продаж авиатехники, но и как непрерывно растущий и чрезвычайно прибыльный в стратегической перспективе источник дохода - бизнес, значительно повышающий капитализацию отечественного авиапрома.
Очевидно, что капиталовложения в интегрированную систему ПО не дадут должного эффекта, если темпы ее организационной структуризации и развития не будут соотнесены с планами наращивания объемов производства и продаж авиационной техники. Согласно исследованию, проведенному ОАК, на ближайшие пять лет потребности внутреннего и внешнего рынков в основных типах уже выпускаемых и готовящихся к серийному производству гражданским самолетов выглядят следующим образом: всего от российских и зарубежных заказчиков получено заявок на 759 самолетов, скорректированный по вероятности заключения контрактов прогноз - 452 самолета. Доля ППО в общем объеме продаж к 2015 г. может составить около 18%.
Собственная Концепция стратегии развития системы поддержания летной годности авиационной техники и послепродажного обеспечения ее эксплуатации разработана в специалистами ГосНИИ ГА. Основные положения документа включают внесение изменений в законодательство России, согласно которым на уровне государственного регулирования авиационной промышленности и гражданской авиации, во-первых, необходимо устранить противоречия между разработчиками авиационной техники и ее изготовителями. Во-вторых, поддержать разработчиков, изготовителей и эксплуатантов в организационно-материальном плане. Кроме того, деятельность отраслей планируется приблизить к международным экономическим и организационным стандартам. Концепция содержит предложения по развитию нормативной базы. Например, для выполнения технико-технологических функций разработчику и изготовителю предлагается создать корпоративный логистический центр послепродажного обеспечения эксплуатации авиационной техники. Нормативным межведомственным актом должна быть предусмотрена организация в гражданской авиации авторизованных Центров ТОиР авиационной техники (воздушных судов, авиадвигателей и авионики). С точки зрения совершенствования процессов технического обслуживания и ремонта эксплуатируемой авиатехники на ближайшую перспективу целесообразно осуществление мер целевой государственной поддержки разработчиков, изготовителей и эксплуатантов ВС, как организаций, повышающих качество продукции. С учетом введения в России новой системы поддержания летной годности и изменения существующей системы сертификации организаций по ТОиР системы поддержания летной годности ВС и послепродажного обслуживания их эксплуатации организационно могут быть основаны: в авиапромышленности - на корпоративных логистических центрах разработчика-изготовителя; в гражданской авиации - на авторизованных центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Кроме того, Концепция предполагает ряд мер по совершенствованию контроля и надзора за летной годностью воздушных судов, разработке и актуализации эксплуатационной документации.
Интересные предложения по организации ППО и поддержки заказчиков самолета SSJ-100 - одного из приоритетных проектов ОАК - в развитии стратегии интеграции в мировой рынок авиастроения, представил Вице-президент по обслуживанию заказчиков ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Дмитрий Миргородский. По его словам, для максимального использования компетенций, имеющихся у партнеров "Сухого", и организации наиболее эффективного управления бизнесом, компанией было принято решение о выделении сервисной составляющей проекта в отдельную структуру. 17 января 2008 г. зарегистрирован российский филиал СП SuperJet International, который будет осуществлять прямой интерфейс с заказчиками SSJ в России и странах СНГ. В проекте участвует ряд зарубежных компаний, лидеров в отраслях производства комплектующих и агрегатов для авиационной техники, выбранных в период 2002-2004гг. на тендерной основе.
В основу организация системы послепродажного обслуживания SSJ, по словам представителя ГСС, заложено понимание того, что все основные ее критерии и принципы должны быть определены на самых ранних стадиях проектирования самолета с учетом потребностей заказчиков, которые тоже меняются во времени и уточняются. Только тогда удастся обеспечить поддержку изделия на протяжении длительного жизненного цикла. Штаб-квартира "SuperJet International" находится в Венеции в районе международного аэропорта "Марко-Поло" и располагает необходимыми техническими возможностями. Инфраструктура логистической поддержки практически готова, сейчас идет процесс ее доработки. Создается европейский центр поставки запасных частей для западных заказчиков. Сейчас идут переговоры с крупнейшими консолидаторами такого бизнеса, представленными во всех регионах мира, о конкретных местах расположения складов-запасов запчастей, чтобы они были стратегически доступны для заказчиков SSJ в регионах. К концу 2009 г. будет введен в действие Учебный центр. В январе 2008 г. создан российский филиал СП, который тоже будет иметь полномасштабную инфраструктуру, включая собственный учебный центр. Здесь ГСС продвигает ту же концепцию, ведет переговоры с ведущими мировыми игроками в области логистики и управления складскими запасами, компаниями, которые обеспечивают движение запчастей, представленными сегодня в России и имеющими эффективные каналы таких работ в странах СНГ, с целью определения наиболее эффективной схемы ПО. Ведь ряд заказчиков SSJ уже имеет сложившиеся инфраструктуру и логистическую сеть.
Задача ГСС сегодня - оптимизировать все это и предложить заказчикам недорогое, но достаточно эффективное решение с учетом роста масштабов бизнеса в каждом конкретном регионе. При этом не исключено создание собственного современного логистического центра компании при наличии необходимых площадей, принадлежащих холдинговой компании ОАК и предварительных договоренностей с партнерами по управлению этими производственными компетенциями. Дальневосточный Центр поставки планируется сформировать в Комсомольске-на-Амуре. На американском континенте и в регионе Юго-Восточной Азии предполагается создание соответствующих филиалов и, как минимум, складских мощностей для обеспечения снабжения запчастями заказчиков SSJ в этих регионах. Наиболее "горячими" являются сегодня регионы Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, где у ГСС идут серьезные кампании продаж, поскольку такие страны как Индия, Китай и государства Ближнего Востока - традиционные лидеры по заказам воздушных судов, и SSJ здесь не исключение. Так видится инфраструктура интегрированной логистической поддержки в масштабе мира.
С каждым из них заказчиков, уже подписавшим контракт на приобретение SSJ, работает специально выделенная команда поддержки. В ней есть менеджер, осуществляющий координацию всех центров по поддержке заказчика, и полевой представитель, который круглосуточно отвечает на любые вопросы эксплуатантов, помогает "состыковать" различные подразделения заказчиков с подразделениями ГСС и партнеров для того, чтобы сделать доведение информации до них наиболее эффективным. Он отвечает за все технические вопросы, консолидирует усилия блока разработчиков и блока сервисного инжиниринга с теми вопросами и проблемами, которые возникают у заказчика, занимается вопросами МТО и выявляет оптимальные варианты с учетом специфики заказчика.
Главное, что должен иметь заказчик, который готовится к приобретению самолета или уже его эксплуатирует - это хорошо структурированная информация с максимально удобным доступом к ней. Поэтому ГСС сейчас выбирает поставщиков и интегрирует различные решения по созданию веб-портала для связи с центрами сервисной поддержки. Все ведущие мировые производители авиатехники имеют интернет-порталы сервисной поддержки, и, по статистике, на 80% вопросов заказчики получают ответы в режиме on-line. Веб-портал системы информационной поддержки SSJ предоставит возможность прямого заказа необходимых запасных частей и отслеживания его обработки, даст доступ к эксплуатационной документации и материалам по центру обучения заказчика, обеспечит управление контрактами, гарантиями и связь со специалистами центра логистической поддержки.
Согласно мировым стандартам, в рамках сотрудничества с французской фирмой Oktal, будут использованы интерактивные электронные комплекты руководств на платформе DocTec разработки французской фирмы Sogite.
Обучение заказчика включает тренинг всех категорий авиационного персонала как летного, так и технического, предполагает создание учебных центров, оснащенных современным оборудованием: компьютерными интерактивными программами и тренажерами разных типов: полнополетными, по применению процедур работы с арматурной кабиной, по поиску и устранению неисправностей, а также более простыми тренажерами, которые позволяют летчикам до выхода, например, на полнополетный тренажер освоить технические процедуры самолетовождения, навигации и т.д. На сегодняшний день реализуются несколько контрактов с ведущими мировыми производителями в этой области с тем, чтобы при обучении первых заказчиков за 4-5 месяцев до начала эксплуатации основа тренажерного парка была готова.
Материально-техническое обеспечение заказчиков SSJ сегодня включает в себя разработку необходимой документации по поставкам запасных частей, планирование и обеспечение начальной поставки запчастей при вводе воздушного судна в эксплуатацию, управление запасами заказчиков, поставки запчастей в будущем. МТО базируется на реализации концепции "одного окна", основная цель - предотвращение ситуации "AOG" - простоя самолета на земле. Заказчик всегда может обратиться в единый центр заказов SSJ круглосуточно 365 дней в году, при этом будет существовать возможность поставок запчастей из разных сервисных центров в зависимости от их расположения. Для организации технического обслуживания SSJ достигнут ряд договоренностей с организациями Америки и Европы, создается сертифицированное мобильное подразделение по ТО Sukhoi On-line Support (SOLS).
Конференция "Послепродажное обеспечение эксплуатации о поддержание летной годности авиационной техники" организована компанией "ПроектИнвестКонсалтинг" и проведена при поддержке ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Министерства промышленности и энергетики РФ и Федерального агентства по промышленности РФ. В мероприятии приняли участие представители ведущих предприятий отечественного авиастроения, IT-компаний, организаций авиационной отрасли, основной деятельностью которых является интегрированная логистическая поддержка авиатехники....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси