Федеральная аэронавигационная служба
4 мая 2008, 15:38
К заседанию Коллегии Федеральной аэронавигационной службы "Состояние, проблемы и пути совершенствования Единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации"
Авиационный поиск и спасание являются важнейшей составляющей организации и обеспечения безопасности полетов
Проведение поисково-эвакуационных мероприятий по пилотируемым и автоматическим космическим аппаратам дополнительно предусматривает их своевременное обнаружение на орбите и при снижении, а также после приземления. При этом производится техническое обслуживание, медицинское обеспечение, эвакуация и дальнейшая транспортировка экипажей и спускаемых аппаратов в установленные сроки, согласно программам полета.
Повышение качества поисково-спасательных работ, согласованность действий при их выполнении, а также стандарты и рекомендуемая практика ИКАО (Международная организация гражданской авиации) потребовали создания Единой системы авиационно-космического поиска и спасания, единого руководства общей организацией проводимых операций.
Указом Президента Российской Федерации от 05.09.2005 года № 1049 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 года № 173, задача организации Единой системы авиационно-космического поиска и спасания была возложена на Федеральную аэронавигационную службу (Росаэронавигация). Федеральным законом № 332-ФЗ от 04.12.2007 года внесены соответствующие изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации.
Определено, что поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания. При этом к обеспечению и проведению поисковых, а также аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. Важнейшим шагом на пути создания финансовой базы Единой системы поиска и спасания стало законодательно установленное право включать затраты на поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов в расчет аэронавигационного сбора, взимаемого в качестве платы с пользователей воздушного пространства. Для реализации положений Воздушного кодекса Российской Федерации и выполнения задачи по организации Единой системы авиационно-космического поиска и спасания, Росаэронавигация разработала Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации. 23 августа 2007 года этот документ был утвержден Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением, Единая система создается в целях организации и проведения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки.
Организация функционирования Единой системы осуществляется ее руководящими и оперативными органами на федеральном и региональном уровнях. Руководящими органами являются - Федеральная аэронавигационная служба (на федеральном уровне) и ее территориальные органы (на региональном уровне). В качестве оперативного органа на федеральном уровне выступает Главный авиационный координационный центр поиска и спасания, на региональном уровне - авиационные координационные центры поиска и спасания. На местном уровне оперативными органами системы являются органы управления полетами. При этом в состав системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
С 2007 года поиск и спасание организуется и проводится в соответствии с Административным регламентом Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации. В настоящее время ежесуточно несут дежурство 143 воздушных судна, в том числе 35 самолетов и 108 вертолетов. При этом в процентном отношении эти силы выделяются как 37% государственной авиации и 63% гражданской авиации.
В 2007 году проведено 18 поисково-спасательных работ, в результате которых было спасено 197 пассажиров и 64 члена экипажа. В 2008 году проведено 9 поисково-спасательных работ, спасено 14 пассажиров и 13 членов экипажа.
Поисково-спасательное обеспечение полетов космических объектов осуществляется Федеральной аэронавигационной службой по 7 зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения, а также в границах полигона посадок космических объектов на территории Республики Казахстан. К поисково-спасательному обеспечению полетов авиации привлекаются 39 Региональных поисково-спасательных баз, из них 12 - подведомственные Федеральной аэронавигационной службе.
Росаэронавигация обеспечивает выполнение Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Организовано качественное поисково-спасательное обеспечение полетов экипажей на Международной космической станции с транспортными кораблями "Союз ТМА-8,9,10,11" и автоматического космического аппарата научного назначения "Фотон М" № 3.
Специалисты Федеральной аэронавигационной службы работают над совершенствованием функционирования Единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации. В подготовленном проекте федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения на 2009 - 2015 годы" разработано тематическое направление "Развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания России". Среди прочего предусмотрено создание дополнительных 12 авиационных поисково-спасательных подразделений и оснащение каждого из них принципиально новыми поисково-спасательными самолетами, разработанными на базе среднего транспортно-грузового самолета, поисково-спасательными вертолетами, разработанными на базе транспортного вертолета, а также автомобилями повышенной проходимости для наземного поиска. Планируется дополнительное оснащение каждого из 3 создаваемых авиационных поисково-спасательных подразделений дальнего действия поисково-спасательными самолетами, разработанными на базе тяжелого транспортно-грузового самолета. Реализация тематического направления федеральной целевой программы Росаэронавигации, увеличение поисково-спасательных сил и средств до оптимальной величины позволят довести уровень прикрытия территории России в поисково-спасательном отношении до 100%. При этом Федеральная аэронавигационная служба осуществляет эффективное сотрудничество с США и Канадой по авиационному поиску и спасанию в Арктике. Ведется работа по заключению двусторонних соглашений в сфере авиационного поиска и спасания с сопредельными России государствами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Федеральная аэронавигационная служба». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ