Красная звезда
13 мая 2008, 10:41
40 лет на страже неба
За плечами генерал-лейтенанта авиации П.Хатылева - сорок лет интересной и напряженной работы, связанной с обеспечением безопасности воздушного пространства нашей Родины
Петр Хатылев родился на Гомельщине в крестьянской семье. Примечательно, что дед Маркел Иванович в начале XX века трудился в Америке по найму на литейном производстве автомобильного завода Генри Форда. Возвратившись на Родину, он смог дать высшее образование трем сыновьям и трем дочерям. Два сына стали офицерами, служили в авиации, а младший, Федор, остался на хозяйстве, работал на конном заводе. Дядя по матери, Григорий Утыльев, также был летчиком. Мальчик воспринимал своих родственников как людей героической профессии и всегда восхищался ими. Но мечта стать летчиком появилась уже во время Великой Отечественной войны. Петру было 7 лет, когда фашистские полчища вошли в Белоруссию. До сих пор перед глазами Петра Федоровича стоит увиденный в самом начале войны воздушный бой, когда 2 немецких "мессершмитта" расстреляли 4 советских самолета И-16. Вот тогда мальчик и решил, что обязательно отомстит за погибших летчиков.
Много досталось лиха семье Хатылевых в трудные военные годы. Проводив мужа на фронт, мать, Ольга Сергеевна, осталась с четырьмя маленькими детьми. Младшей, Ларисе, в начале войны едва исполнилось три года.
- Чудом выжили, - вздыхает Петр Федорович, вспоминая то время. - Все довелось испытать: и голод, и холод, и скитания по другим деревням в поисках более безопасного места жительства. Вернувшись в ноябре 1943-го в родное село, они увидели ужасающую картину: деревня была полностью уничтожена. Место, где находился наш дом, мать узнала лишь по кровати и нескольким уцелевшим домашним вещам.
Как жить зимой семье с четырьмя маленькими детьми без пищи и крова? Поселились в немецком блиндаже. Питались мороженой картошкой, которую выкапывали на сельском поле. Ее оттаивали, сушили и из картофельного крахмала с добавлением машинной смазки мать пекла блины, так называемые тошнотики. Из овса с крахмалом варила кисель. Так и пережили ту страшную зиму.
Уже в конце 1943 года в соседнем селе открылась школа. Вместе с Петром первоклассниками стали и ребятишки постарше, даже одиннадцатилетние.
- Не было ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей, - продолжает рассказ Хатылев. - Мама из обрывков немецкой макулатуры делала листочки и давала на занятия. Да и обуви, одежды не было подходящей, а школа - неблизко...
К счастью, беда обошла семью стороной - в 1945 году вернулся с фронта отец. Устроился на торфзавод, и семье, как погорельцам, дали участок в лесу для строительства дома.
После окончания семилетки Петр поступил в Гомельский лесотехнический техникум. Учился хорошо, вечерами же допоздна зачитывался книгами. Даже был отмечен в местной газете как самый активный читатель городской библиотеки. А после занятий успевал посещать множество кружков. Он активно занимался в радиоклубе, стрелковом клубе, учился бальным танцам, езде на мотоцикле.
Но детская мечта стать летчиком не покидала Хатылева. И когда в Гомеле открылся филиал могилевского аэроклуба, он записался туда одним из первых. Пройдя полный курс подготовки от парашютных прыжков до техники пилотирования, Петр принял решение поступать в летное училище.
Окончив в 1953 году техникум, стал курсантом Чугуевского военного авиационного училища летчиков, а затем его перевели в Черниговское военное авиационное училище летчиков. Готовили курсантов к будущей работе серьезно: они проходили обширный курс теоретической подготовки, выезжали в лагеря на полеты. Сначала будущие авиаторы осваивали учебно-тренировочные самолеты Як-11, но вскоре училище, одно из первых в стране, получило реактивные истребители МиГ-15. Инструкторский состав смело экспериментировал и внедрял новейшие методики обучения профессии воздушного бойца.
По окончании училища Петр Хатылев был направлен для прохождения службы на Дальний Восток. Одновременно в дивизию прибыли 25 лейтенантов, поэтому был сформирован полк второй линии, задачей которого было освоение новой авиационной техники. На то время это были истребители МиГ-15 и МиГ-17. Если вначале налет молодых офицеров составлял 30 часов, то уже через 2 года - 100 - 120 часов. Петру и его товарищам посчастливилось набираться летного опыта рядом с опытными воздушными бойцами, которые прошли горнило войны. Отрабатывая программу боевой подготовки, летчики вели одиночные и групповые учебные воздушные бои. Они тренировали элементы боя парами, звеньями, эскадрильями, даже одновременно всем полком. Стреляли по наземным и воздушным целям. Осваивали грунтовые, ледовые аэродромы, летали на предельно малых высотах.
За 11 лет службы в полку Хатылев вырос до заместителя командира полка и в 1967 году в звании подполковника поступил в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.
По окончании учебы в 1971 году Петр Федорович был назначен командиром 530-го истребительного авиационного полка Войск противовоздушной обороны страны. Полк дислоцировался на одном из дальневосточных аэродромов близ села Чугуевка Приморского края.
- В армии самая тяжелая должность - командир полка, - считает Хатылев. - К примеру, в авиации он должен не только подготовить и провести полеты без происшествий, организовать боевое дежурство, но и обеспечить инженерно-техническое обслуживание самолетного парка, следить за состоянием аэродрома, командного пункта, учебной базы, воинской дисциплины в гарнизоне. А условия жизни и питания военнослужащих срочной службы, офицеров и прапорщиков, масса других бытовых вопросов - это ведь тоже заботы комполка.
Первая трудность, с которой столкнулся Хатылев в новой должности, - удаленность гарнизона. Аэродром базирования полка под названием Соколовка расположен в 190 километрах от Владивостока. До ближайшей железнодорожной станции Варфоломеевка - почти 75 километров. Кроме хлеба и молока, все приходилось доставлять в часть на машинах, в том числе и топливо. Даже сейчас Петр Федорович наизусть помнит все 7 крутых перевалов, которые приходилось преодолевать груженым машинам. А ведь для выполнения годового плана по налету одному истребительно-авиационному полку требовалось более 30.000 тонн керосина - это почти 600 стандартных железнодорожных цистерн!
Кроме того, была еще одна серьезная проблема: основным костяком полка были летчики, имевшие за плечами лишь школу ДОСААФ. Летали они неплохо, а вот в военном отношении были совсем не подготовлены. Необходимо напомнить, что в шестидесятые годы проводилась хрущевская военная реформа под лозунгом "Будем воевать ракетами!". Тогда в массовом порядке сокращались Сухопутные войска и шли на слом боевые корабли и самолеты.
Поэтому у Петра Федоровича было особенно бережное отношение к молодому пополнению. Вот что вспоминает Виктор Подмолода, начинавший служить под началом Хатылева: "25 ноября 1972 года военно-транспортный Ан-26, вынырнув из облаков и коснувшись бетонных плит этого аэродрома, доставил из Хабаровска 10 молодых лейтенантов-летчиков - первых выпускников Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов ПВО. Встречать столь "важных" пассажиров этого рейса прибыл лично командир полка Петр Хатылев. Его короткая напутственная речь стала для меня жизненной установкой на все время армейской службы и летной карьеры. Я всегда помнил его слова наравне со словами присяги".
Хатылев командовал полком три с половиной года. В этот период полк ежегодно завоевывал первое место в 11-й армии ПВО. Инспекционная проверка министра обороны была сдана на "хорошо". Большую роль в успешной работе, по мнению Петра Федоровича, сыграли полковые институты: суды чести, общее собрание офицеров, женсовет, спортивный комитет.
Энергичного командира направили на повышение - заместителем командира 24-й дивизии ПВО на остров Сахалин, а вскоре он был назначен комдивом. В состав дивизии входили несколько истребительно-авиационных, зенитно-ракетных, радиотехнических полков, обеспечивающие и учебные подразделения. Воинские части размещались на территории Сахалина протяженностью около тысячи километров и на Курильских островах.
- Вдоль наших границ непрестанно курсировали иностранные самолеты-разведчики, - вспоминает Хатылев. - Порой налет дежурных звеньев истребительной авиации соединения превышал норму плановых полетов.
Не давала покоя и погода. Зимой - сильные снежные заносы, летом - туманы. По 3-4 раза в году приходилось перебазировать дислоцировавшийся на Курилах полк на другие аэродромы, чтобы не прекращать занятия по летной подготовке. Цунами и землетрясения нередки в этом районе. Порой по нескольку раз в неделю приходилось эвакуировать население гарнизона в безопасные места.
Еще одна особенность этого региона в том, что доставлять необходимые грузы на Курилы возможно лишь воздушным или морским путями. И экспедиционные завозы требовали постоянного внимания командира.
Словом, комдиву приходилось решать огромный пласт проблем, связанных не только с боеготовностью соединения, но и с множеством климатических и бытовых неудобств.
На Сахалине Хатылев получил звание генерал-майор авиации. Дальнему Востоку он отдал 20 лет жизни. И в 1978 году был выдвинут на повышение - командиром 7-го корпуса Московского округа ПВО в Брянск, а через 4 года назначен заместителем командующего Московским округом ПВО по боевой подготовке.
Начало 1980-х было ознаменовано интенсивным перевооружением войск. А Московский округ всегда был пионером в освоении авиационной, зенитной, ракетной и радиолокационной техники. Вместе с тем это были годы наибольшего подъема и интенсификации летного дела за все послевоенное время. 12 истребительных авиационных полков были перевооружены сверхзвуковыми истребителями второго и третьего поколений. В этот же период ученые и промышленность создавали и уже испытывали новые, не имеющие аналогов в мире зенитные ракетные системы С-300, истребители-перехватчики СУ-27 и МиГ-31, трехкоординатные радиолокационные станции, новые автоматизированные системы управления.
Под руководством генерала Хатылева в округе разрабатывались методики освоения новой техники. Первым этапом было изучение техники непосредственно на производящих предприятиях. Затем в войсках проводилось боевое слаживание расчетов, подразделений и частей. Оно совершенствовалось и во время боевого дежурства, люди использовали каждую минуту для изучения новой техники, ее максимальных боевых и огневых возможностей.
При непосредственном участии Хатылева был создан учебно-тренировочный центр (УТЦ) для организации в нем трех уровней обучения: командиров частей с подчиненными им подразделениями; командиров соединений с командирами частей; командиров соединений и частей под непосредственным руководством командующего войсками округа. Подготовка в центре предшествовала тактическим учениям с боевой стрельбой на полигонах.
- Я не искал легких путей в жизни, старался выполнять порученную мне работу добросовестно, с душой. И перед трудностями не пасовал, - говорит Петр Федорович. И действительно, отдав 40 лет службе в войсках ПВО страны, кавалер трех орденов генерал-лейтенант авиации Петр Хатылев может смело сказать, что всю свою яркую, наполненную созидательным трудом жизнь посвятил охране воздушных рубежей Родины. И вырастил достойную смену - двух сыновей, которые также пошли по стопам отца....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"