О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Свобода автопилотирования

После выделения аэропорта Красноярск из состава перевозочной компании "КрасЭйр" влияние собственников на него не было утрачено

Могло бы показаться обратное, учитывая, что сегодня стал возможен диалог с авиакомпанией "Сибирь" о посадках в Красноярске. Ранее он принимал только самолеты альянса AirUnion и дружественных ему перевозчиков. На открытость аэропорта для сторонних компаний не мог повлиять даже антимонопольный комитет. Политика поменялась под влиянием государства. Указ о преобразовании альянса AiRUnion в единый холдинг был подписан президентом на условии разделения аэропортового и перевозочного бизнеса.

В конце 2007 года предприятие сняли с баланса "КрасЭйр". В состав совета директоров нового акционерного общества "Аэропорт Красноярск" вошли пять представителей государства и четыре частных лица, одним из которых является президент AiRUnion и один из основных негосударственных собственников будущей одноименной компании Александр Абрамович. На должность генерального директора аэропорта был назначен бывший заместитель руководителя Внуково Сергей Солнцев. Он поделился с "Экспертом-Сибирь" своей оценкой взаимоотношений с базовым перевозчиком и условий, создаваемых для других авиакомпаний.

- Как изменилась роль аэропорта Красноярск в авиатранспортной отрасли после выделения его из состава базового перевозчика?

- Из авиакомпании мы выделились только в ноябре 2007 года, и сегодня аэропорт Красноярск - одно из самых молодых акционерных обществ в этой сфере. Это событие решило стратегическую задачу, которую поставило Министерство транспорта Российской Федерации, по разделению между аэропортом и перевозчиком функций, ответственности и обязанностей. Находясь в единстве, предприятия мешают друг другу развиваться, сдерживая внешние потоки. Исторически сложилось, что авиакомпания "КрасЭйр" и партнеры альянса изначально создавали систему хаба в аэропорту, поэтому они выстраивали ее с точки зрения интересов пассажиров края. При этом спрос на перевозки через Красноярск за пределами края - в России и за рубежом - был неудовлетворен, система работала фактически на одну авиакомпанию и не давала большой свободы выбора пассажирам. При несомненной важности роли "КрасЭйр" в развитии услуг авиаперевозок для жителей края приходит время, когда необходимо учитывать и внешние интересы.

- Новосибирск, так же, как и Красноярск, претендует на создание хаба. Могут ли регионы, учитывая географическую близость, совместно работать над созданием единого авиационного узла Западной и Восточной Сибири? В чем смысл такой системы?

- Если мы внимательно изучим потоки передвижения воздушных судов с запада на восток, то увидим, что в пути самолет пролетает над двумя городами России - это Новосибирск и Красноярск. В масштабах Сибири существование такого уникально близкого расположения аэропортов - это хорошо. Пример работы московского авиаузла показывает, что управление полетами уже не справляется с растущими объемами перевозок. А география наших аэропортов позволяет при увеличении потоков восток-запад незаметно и качественно их формировать и на Новосибирск и на Красноярск. С другой стороны, пока объемы не столь значительны и в этих условиях конкуренция - главный двигатель роста уровня качества. В стратегическом плане развития у Новосибирска и Красноярска схожие пути. Для авиакомпаний, совершающих кроссполярные перелеты, которые в будущем будут проходить с территорий Канады, Аляски и США в страны Юго-Восточной Азии через территорию Сибири, для выбора места посадки разница в 800 километров не принципиальна. Просто каждый со своей стороны должен предложить авиакомпаниям лучший сервис. Пока развитие двух аэропортов должно идти в конкуренции и в интересах наращивания объемов российского рынка авиаперевозок.

- В недавно опубликованном перечне аэропортов федерального значения традиционно присутствующего там Красноярска не оказалось. Решение было для вас неожиданным? Может ли это повлиять на пересмотр значения аэропорта как узлового российского хаба?

- Мы люди подневольные, поэтому решения, которые принимают правительство и Министерство транспорта, неукоснительно исполняем. Не скрою, я был удивлен. Потому что Красноярск всегда входил в список узловых аэропортов федерального значения. Возможно, сегодня это связано с тем, что федеральное имущество аэропорта передано в Красноярский край. Хотя значение для страны не может переосмысляться в зависимости от того, кто командует аэропортом или имеет контрольный пакет акций. Ведь указом президента предприятие для того и передавалось в край, чтобы получить дополнительные инвестиции и усилить контроль над ходом реализации проекта на месте. Ничего катастрофического в нынешней ситуации я не вижу. Ведь в России из 351 аэропорта только 52 определены в качестве узловых. Все их финансировать в одинаковых объемах невозможно - нужно выделить, кому оказать приоритетную поддержку. И в этом плане, уверен, мы по-прежнему можем на нее рассчитывать. Будут и деньги из федеральной целевой программы, направляемые ежегодно на развитие аэропортов. И большой проект по строительству хаба уже не свернуть. Возможно, произойдет некоторое перераспределение объема финансирования между государством и краем. Но программа и план проекта остаются прежними. Для формирования международного авиатранспортного узла должно быть выделено 39 миллиардов рублей. Большая часть вложений обозначена из федерального бюджета.

- Конкретика в программе обоснования инвестиций пока отсутствует. Почему заявка в Инвестфонд Российской Федерации до сих пор не сформирована?

- Сейчас мы находимся на этапе согласования строительного проекта и утверждения его Госэкспертизой. Когда надзорные органы сформулируют свои замечания и мы внесем соответствующие корректировки, программа обоснования инвестиций конкретизируется. До конца текущего года планируем пройти госэкспертизу, в следующем - приступить к проектированию, а в 2010−м начнется строительство. Сегодня Красноярский край также готовит заявку в Москву на создание портовой особой экономической зоны Емельяново (Эта новая форма хозяйствования внедрена МЭРТ для оказания прямой кредитной и финансовой поддержки государства развития инфраструктуры портов. Зоны обеспечат налоговыми и таможенными льготами, облегчат визовый и валютный режим. В них будут развиваться производства, сопутствующие грузовому бизнесу - Ред.). Что это будет означать для Красноярска? В ближайшие два года мы ожидаем значительного прироста грузовых перевозок, за счет увеличения объемов "ЭйрБриджКарго", а также привлечения других компаний. В аэропортовой особой экономической зоне будет улучшаться инфраструктура для подвозки грузов, строиться комплексы для их перевалки, хранения и распределения в другие регионы, появится другое производство - заводы и фабрики.

Также в 2008 году мы планируем переоборудовать взлетно-посадочную полосу под вторую категорию ICAO. Край выделил инвестиции на закупку нового светосигнального оборудования. Это придаст динамику приходу авиационных зарубежных компаний. Они очень ревностно относятся к комфорту и обеспечению повышенных условий безопасности, когда дополнительные огни позволяют совершить взлет-посадку в сложных метеорологических условиях.

- Какие еще условия необходимо создать для прихода иностранных компаний?

- Зарубежные перевозчики много требований предъявляют к аэропорту - к качеству технического обслуживания, содержанию покрытий, комфорту экипажа корабля. И, естественно, к коммерческим условиям - они все сравнивают и считают. Есть три вида сборов, которые определены государством: за взлет-посадку, аэронавигационное обслуживание и авиационную безопасность. Сумма этих сборов достаточно большая. Но есть документы, которые позволяют нам дифференцировать тарифы и ставки в зависимости от того, какую важность представляет для нас авиаперевозчик, какой вклад в развитие аэропорта он может сделать, какой доход принести. То есть ставки утверждает федеральная служба по тарифам, но предложения по ним, исходя из своей экономики, делаем мы.

- В борьбе за рынок евразийских транзитных перевозок российские порты проигрывают в конкурентоспособности по отношению к аэропортам соседних азиатских стран. И первой причиной тому является высокая стоимость авиационного топлива и технического обслуживания судов в российских портах и как итог - рост себестоимости полетов.

- Как правило, аэропорт осуществляет заправку только частично. А поставку ГСМ и топливно-заправочный сервис осуществляет сторонняя компания. Она регулирует тарифы. В зависимости от объемов заправки, которые имеет тот или иной перевозчик, дает ему какие-то преференции. Наша базовая авиакомпания "КрасЭйр", безусловно, потребляет большее количество топлива, и отношения с ней выстроены на особых условиях. Я специально изучил вопрос с аэропортом в Астане, который считают конкурентом Красноярска. В прошлом году стоимость одной тонно-массы в Красноярске была даже ниже. Просто в Астане все виды аэропортового бизнеса сосредоточены в одних руках, в том числе и топливно-заправочный комплекс. Видимо, во время выбора места технической посадки той же Lufthansa казахская компания смогла предложить ей низкие тарифы на заправку. Да и весь объем сборов в Астане значительно ниже, чем в наших аэропортах сегодня. В отличие от России, где перевозок намного больше, соседи из стран СНГ могут специально снижать цены, чтобы привлечь одну авиакомпанию.

- Как сегодня выстроено хабовое расписание? И как оно будет меняться с развитием аэропорта и привлечением сторонних авиакомпаний?

- Хабовая система предполагает привести пассажиров в аэропорт, а потом по сетевому плану распределить их по краю, по другим регионам. Эта схема предполагает два напряженных этапа жизнедеятельности: когда сюда привозятся пассажиры и когда развозятся. В другое время - три-пять часов между пиками активности - аэропорт пустует. Ресурс используется неэффективно. Мы совместно с авиаперевозчиками сегодня стремимся распределять нагрузку равномерно. Есть рейсы, которые не нуждаются в стыковках. Им мы будем давать слоты в свободное время. Доля альянса AiRUnion составляет приблизительно 70 процентов от всего объема перевозок через наш аэропорт. На следующий год с приходом других компаний она будет снижаться. Сейчас обсуждаем сотрудничество с "Аэрофлотом" и "Сибирью". Но в отношениях с базовой компанией это ничего не изменит. Мы им отдаем приоритет: лучшие слоты и выгодные тарифы - это обычная политика взаимодействия любого аэропорта с основным перевозчиком....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка