Эксперт - Сибирь
13 мая 2008, 12:35
Свобода автопилотирования
После выделения аэропорта Красноярск из состава перевозочной компании "КрасЭйр" влияние собственников на него не было утрачено
В конце 2007 года предприятие сняли с баланса "КрасЭйр". В состав совета директоров нового акционерного общества "Аэропорт Красноярск" вошли пять представителей государства и четыре частных лица, одним из которых является президент AiRUnion и один из основных негосударственных собственников будущей одноименной компании Александр Абрамович. На должность генерального директора аэропорта был назначен бывший заместитель руководителя Внуково Сергей Солнцев. Он поделился с "Экспертом-Сибирь" своей оценкой взаимоотношений с базовым перевозчиком и условий, создаваемых для других авиакомпаний.
- Как изменилась роль аэропорта Красноярск в авиатранспортной отрасли после выделения его из состава базового перевозчика?
- Из авиакомпании мы выделились только в ноябре 2007 года, и сегодня аэропорт Красноярск - одно из самых молодых акционерных обществ в этой сфере. Это событие решило стратегическую задачу, которую поставило Министерство транспорта Российской Федерации, по разделению между аэропортом и перевозчиком функций, ответственности и обязанностей. Находясь в единстве, предприятия мешают друг другу развиваться, сдерживая внешние потоки. Исторически сложилось, что авиакомпания "КрасЭйр" и партнеры альянса изначально создавали систему хаба в аэропорту, поэтому они выстраивали ее с точки зрения интересов пассажиров края. При этом спрос на перевозки через Красноярск за пределами края - в России и за рубежом - был неудовлетворен, система работала фактически на одну авиакомпанию и не давала большой свободы выбора пассажирам. При несомненной важности роли "КрасЭйр" в развитии услуг авиаперевозок для жителей края приходит время, когда необходимо учитывать и внешние интересы.
- Новосибирск, так же, как и Красноярск, претендует на создание хаба. Могут ли регионы, учитывая географическую близость, совместно работать над созданием единого авиационного узла Западной и Восточной Сибири? В чем смысл такой системы?
- Если мы внимательно изучим потоки передвижения воздушных судов с запада на восток, то увидим, что в пути самолет пролетает над двумя городами России - это Новосибирск и Красноярск. В масштабах Сибири существование такого уникально близкого расположения аэропортов - это хорошо. Пример работы московского авиаузла показывает, что управление полетами уже не справляется с растущими объемами перевозок. А география наших аэропортов позволяет при увеличении потоков восток-запад незаметно и качественно их формировать и на Новосибирск и на Красноярск. С другой стороны, пока объемы не столь значительны и в этих условиях конкуренция - главный двигатель роста уровня качества. В стратегическом плане развития у Новосибирска и Красноярска схожие пути. Для авиакомпаний, совершающих кроссполярные перелеты, которые в будущем будут проходить с территорий Канады, Аляски и США в страны Юго-Восточной Азии через территорию Сибири, для выбора места посадки разница в 800 километров не принципиальна. Просто каждый со своей стороны должен предложить авиакомпаниям лучший сервис. Пока развитие двух аэропортов должно идти в конкуренции и в интересах наращивания объемов российского рынка авиаперевозок.
- В недавно опубликованном перечне аэропортов федерального значения традиционно присутствующего там Красноярска не оказалось. Решение было для вас неожиданным? Может ли это повлиять на пересмотр значения аэропорта как узлового российского хаба?
- Мы люди подневольные, поэтому решения, которые принимают правительство и Министерство транспорта, неукоснительно исполняем. Не скрою, я был удивлен. Потому что Красноярск всегда входил в список узловых аэропортов федерального значения. Возможно, сегодня это связано с тем, что федеральное имущество аэропорта передано в Красноярский край. Хотя значение для страны не может переосмысляться в зависимости от того, кто командует аэропортом или имеет контрольный пакет акций. Ведь указом президента предприятие для того и передавалось в край, чтобы получить дополнительные инвестиции и усилить контроль над ходом реализации проекта на месте. Ничего катастрофического в нынешней ситуации я не вижу. Ведь в России из 351 аэропорта только 52 определены в качестве узловых. Все их финансировать в одинаковых объемах невозможно - нужно выделить, кому оказать приоритетную поддержку. И в этом плане, уверен, мы по-прежнему можем на нее рассчитывать. Будут и деньги из федеральной целевой программы, направляемые ежегодно на развитие аэропортов. И большой проект по строительству хаба уже не свернуть. Возможно, произойдет некоторое перераспределение объема финансирования между государством и краем. Но программа и план проекта остаются прежними. Для формирования международного авиатранспортного узла должно быть выделено 39 миллиардов рублей. Большая часть вложений обозначена из федерального бюджета.
- Конкретика в программе обоснования инвестиций пока отсутствует. Почему заявка в Инвестфонд Российской Федерации до сих пор не сформирована?
- Сейчас мы находимся на этапе согласования строительного проекта и утверждения его Госэкспертизой. Когда надзорные органы сформулируют свои замечания и мы внесем соответствующие корректировки, программа обоснования инвестиций конкретизируется. До конца текущего года планируем пройти госэкспертизу, в следующем - приступить к проектированию, а в 2010−м начнется строительство. Сегодня Красноярский край также готовит заявку в Москву на создание портовой особой экономической зоны Емельяново (Эта новая форма хозяйствования внедрена МЭРТ для оказания прямой кредитной и финансовой поддержки государства развития инфраструктуры портов. Зоны обеспечат налоговыми и таможенными льготами, облегчат визовый и валютный режим. В них будут развиваться производства, сопутствующие грузовому бизнесу - Ред.). Что это будет означать для Красноярска? В ближайшие два года мы ожидаем значительного прироста грузовых перевозок, за счет увеличения объемов "ЭйрБриджКарго", а также привлечения других компаний. В аэропортовой особой экономической зоне будет улучшаться инфраструктура для подвозки грузов, строиться комплексы для их перевалки, хранения и распределения в другие регионы, появится другое производство - заводы и фабрики.
Также в 2008 году мы планируем переоборудовать взлетно-посадочную полосу под вторую категорию ICAO. Край выделил инвестиции на закупку нового светосигнального оборудования. Это придаст динамику приходу авиационных зарубежных компаний. Они очень ревностно относятся к комфорту и обеспечению повышенных условий безопасности, когда дополнительные огни позволяют совершить взлет-посадку в сложных метеорологических условиях.
- Какие еще условия необходимо создать для прихода иностранных компаний?
- Зарубежные перевозчики много требований предъявляют к аэропорту - к качеству технического обслуживания, содержанию покрытий, комфорту экипажа корабля. И, естественно, к коммерческим условиям - они все сравнивают и считают. Есть три вида сборов, которые определены государством: за взлет-посадку, аэронавигационное обслуживание и авиационную безопасность. Сумма этих сборов достаточно большая. Но есть документы, которые позволяют нам дифференцировать тарифы и ставки в зависимости от того, какую важность представляет для нас авиаперевозчик, какой вклад в развитие аэропорта он может сделать, какой доход принести. То есть ставки утверждает федеральная служба по тарифам, но предложения по ним, исходя из своей экономики, делаем мы.
- В борьбе за рынок евразийских транзитных перевозок российские порты проигрывают в конкурентоспособности по отношению к аэропортам соседних азиатских стран. И первой причиной тому является высокая стоимость авиационного топлива и технического обслуживания судов в российских портах и как итог - рост себестоимости полетов.
- Как правило, аэропорт осуществляет заправку только частично. А поставку ГСМ и топливно-заправочный сервис осуществляет сторонняя компания. Она регулирует тарифы. В зависимости от объемов заправки, которые имеет тот или иной перевозчик, дает ему какие-то преференции. Наша базовая авиакомпания "КрасЭйр", безусловно, потребляет большее количество топлива, и отношения с ней выстроены на особых условиях. Я специально изучил вопрос с аэропортом в Астане, который считают конкурентом Красноярска. В прошлом году стоимость одной тонно-массы в Красноярске была даже ниже. Просто в Астане все виды аэропортового бизнеса сосредоточены в одних руках, в том числе и топливно-заправочный комплекс. Видимо, во время выбора места технической посадки той же Lufthansa казахская компания смогла предложить ей низкие тарифы на заправку. Да и весь объем сборов в Астане значительно ниже, чем в наших аэропортах сегодня. В отличие от России, где перевозок намного больше, соседи из стран СНГ могут специально снижать цены, чтобы привлечь одну авиакомпанию.
- Как сегодня выстроено хабовое расписание? И как оно будет меняться с развитием аэропорта и привлечением сторонних авиакомпаний?
- Хабовая система предполагает привести пассажиров в аэропорт, а потом по сетевому плану распределить их по краю, по другим регионам. Эта схема предполагает два напряженных этапа жизнедеятельности: когда сюда привозятся пассажиры и когда развозятся. В другое время - три-пять часов между пиками активности - аэропорт пустует. Ресурс используется неэффективно. Мы совместно с авиаперевозчиками сегодня стремимся распределять нагрузку равномерно. Есть рейсы, которые не нуждаются в стыковках. Им мы будем давать слоты в свободное время. Доля альянса AiRUnion составляет приблизительно 70 процентов от всего объема перевозок через наш аэропорт. На следующий год с приходом других компаний она будет снижаться. Сейчас обсуждаем сотрудничество с "Аэрофлотом" и "Сибирью". Но в отношениях с базовой компанией это ничего не изменит. Мы им отдаем приоритет: лучшие слоты и выгодные тарифы - это обычная политика взаимодействия любого аэропорта с основным перевозчиком....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"