О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КМПО проявило самостоятельность

ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" отказалось от сотрудничества с ОАО "СНТК им. Кузнецова" и ОАО "Моторостроитель" в освоении серийного производства нового газотурбинного двигателя НК-38СТ

ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" (КМПО) отказалось от сотрудничества с ОАО "СНТК им. Кузнецова" и ОАО "Моторостроитель" в освоении серийного производства нового газотурбинного двигателя НК-38СТ. Вчера руководство КМПО заявило об отказе размещать ежегодный заказ на ОАО "Моторостроитель" на производство турбины высокого давления, решив открыть аналогичное производство у себя. По мнению участников рынка, Казань пытается замкнуть на себе полный цикл выпуска НК-38СТ, что позволит ей консолидировать всю выручку от поставок ГПА-16 "Волга" "Газпрому" на сумму не менее $20 млн в год.

Вчера заместитель генерального директора КМПО по экономике и финансам Владислав Карпов подтвердил "Ъ" информацию о прекращении сотрудничества с самарским "Моторостроителем" по проекту создания нового газотурбинного двигателя НК-38СТ, сообщив, что новые контракты на изготовление турбин высокого давления для двигателя казанский завод с "Моторостроителем" подписывать не планирует. По его словам, КМПО по распоряжению гендиректора Дамира Каримуллина ведет подготовку производства аналогичных турбин на собственных мощностях. По расчетам КМПО, дополнительные затраты на организацию нового производства составят 94 млн руб., половину КМПО успело освоить. Ожидается, что производственные мощности КМПО будут готовы к выпуску турбин к лету этого года. Одновременно с этим КМПО создало собственное конструкторское бюро, которое вместо СНТК им. Кузнецова будет вести техническое сопровождение выпуска турбин. Заместитель генерального директора ОАО "ОПК "Оборонпром" и заместитель гендиректора "Моторостроителя" Василий Лапотько подтвердил "Ъ", что "Моторостроитель" больше не работает по проекту НК-38СТ. По мнению участников рынка, упущенная выгода "Моторостроителя" может составить $600 тыс. с каждого двигателя (стоимость турбины составляет 30% стоимости двигателя в $2 млн).

ОАО КМПО является одним из ведущих производителей газоперекачивающей техники, оснащаемой двигателями НК-16-18СТ. Доля "Газпрома" в структуре заказов КМПО составляет 75%. Крупнейшим акционером КМПО является госхолдинг "Связьинвестнефтехим", владеющий 44% акций компании. Остальные 42% акций в начале 2007 года консолидировала группа частных акционеров. В прошлом году объем реализованной продукции составил 4,568 млрд, чистая прибыль - 235,227 млн руб.

Производственная кооперация КМПО с самарским моторостроительным комплексом (ОАО "СНТК им. Кузнецова", ОАО "Моторостроитель") образовалась более 10 лет назад, когда самарский разработчик приступил к проектированию нового двигателя НК-38СТ с повышенным КПД. Им должны были комплектоваться газоперекачивающие агрегаты ГПА-16 "Волга", которые обслуживают магистральные газопроводы "Газпрома". КМПО в альянсе с предприятиями Самары отгрузило первый опытный образец НК-38СТ в конце 2002 года, после он должен был пройти межведомственные испытания на компрессорной станции "Помары" "Волготрансгаза" и получить одобрение "Газпрома" на начало серийного производства на мощностях КМПО. Участие "Моторостроителя" заключалось в производстве турбины высокого давления, входящей с основу газогенератора НК-38СТ. Однако дальнейшая кооперация КМПО с предприятиями Самары застопорилась: за последние пять лет ими изготовлено шесть опытных образцов двигателя, но "Газпром" пока не одобрил их промышленное производство.

Официальной причиной разрыва отношений с самарским узлом руководство КМПО называет срывы "Моторостроителем" установленных сроков сдачи турбин. "Они (ОАО "Моторостроитель". - "Ъ") только сейчас выполняют работы по заказу, который был размещен нами два года назад", - уточнил господин Карпов. Стоимость контракта господин Карпов не назвал, ссылаясь на коммерческую тайну. Источники "Ъ" отмечают, что срыв работ по НК-38СТ мог произойти в связи с выполнением заказов в рамках российской космической программы, так что в этом году "Моторостроитель" будет нацелен на их срочное выполнение. Таким образом, КМПО предстоит в одиночку доводить НК-38СТ "в серию".

О разрыве отношений известно российским конкурирующим производителям газоперекачивающей техники. "Скорее всего, произойдет дальнейшее ослабление позиций самарских предприятий, которым придется либо искать партнерство с каким-то другим производителем ГПА, либо отказаться от наземной тематики в пользу ракетных программ. Потому что Казань замкнет на себе полный цикл производства НК-38СТ. Первую составляющую двигателя завод выполнит сам, а вторую выполнит ОАО "Казанькомпрессормаш", - заявили "Ъ" в ОАО "Пермский моторный завод". В НПО "Искра" полагают, что окончательную ясность должен внести "Газпром", который финансирует создание газоперекачивающей техники в России. По оценкам участников рынка, Казань сможет консолидировать 100% выручки от поставок ГПА "Волга", если сумеет наладить производство НК-38СТ. По их оценкам, речь может идти о $20 млн в год, так как "Газпром" закупает не менее пяти ГПА в год по цене $4 млн. Ожидается, что в мае в Казани пройдет совещание "Газпрома" с производителями ГПА, на котором будет обсуждаться вопрос реализации проекта НК-38СТ. Аналитик БКС Севастьян Козицын не сомневается, что КМПО сможет наладить собственное производство НК-38, поскольку у предприятия есть свободные для этого мощности, а сотрудничество с "Газпромом" является приоритетным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка