О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Защищая небо столицы

За период с июля 1941 года по январь 1942 года войска Московского корпусного района ПВО на подступах к Москве и над самой столицей уничтожили 952 самолета и свыше 130 подбили

Для воздушных бомбардировок Москвы немецко-фашистское командование создало специальную авиационную группировку. Основу ее составил 2-й воздушный флот (командующий - генерал-фельдмаршал люфтваффе А. Кессельринг). В группировку входили отборные части 2-го и 8-го авиационных корпусов: 3-я и 54-я бомбардировочные эскадры, 4-я бомбардировочная эскадра "Вевер", 53-я бомбардировочная эскадра "Легион Кондор", 100-я бомбардировочная группа, а также приданные флоту 28-я бомбардировочная эскадра и 55-я бомбардировочная эскадра особого назначения "Гриф". Всего более 1600 самолетов, в том числе более 300 бомбардировщиков новейших типов - "Хейнкель-111", "Юнкерс-88", "Дорнье-215". Экипажи эскадр были укомплектованы опытнейшими летчиками и штурманами с богатым боевым опытом. Многие командиры экипажей имели воинское звание полковник и за успешные бомбардировки столиц и крупных промышленных центров некоторых европейских государств были награждены высшими наградами рейха.

Но уже к концу второй недели войны, с началом Смоленской оборонительной операции Красной Армии, Гитлеру стало понятно, что безостановочного продвижения войск к Москве и ее захвата не будет. Блицкриг забуксовал. В целях сохранения престижа непобедимости 8 июля было принято решение "массированными налетами разрушить Москву". А 14 июля была сформулирована цель воздушных бомбардировок Москвы: "...Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата".

9 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление № 77сс "О противовоздушной обороне Москвы". В нем были определены мероприятия для "... усиления средств противовоздушной обороны гор. Москвы, а также прикрытия объектов промышленного оборонного значения".

Еще до начала войны все силы и средства противовоздушной обороны Москвы были объединены в Московскую зону ПВО. Командующим зоной был назначен генерал-майор М.С. Громадин. Непосредственно противовоздушную оборону города осуществляли 1-й корпус ПВО (командир корпуса - генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев) и 24-я авиадивизия, впоследствии реорганизованная в 6-й авиационный корпус (АК) (командир корпуса - полковник И.Д. Климов).

В состав 6-го АК входило 29 истребительных авиационных полков, имевших на вооружении 602 самолета.

В состав 1-го корпуса входили 10 зенитно-артиллерийских полков среднего калибра, 3 зенитно-пулеметных полка, 4 зенитных прожекторных полка, 2 полка аэростатов заграждения, 2 полка воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), 337-й отдельный радиобатальон ВНОС и ряд других подразделений.

Система зенитно-артиллерийского огня состояла из 6 секторов, в каждом из которых располагался один зенитно-артиллерийский полк среднего калибра стопушечного состава: Северное направление - 176-й зап (командир - майор А.В. Кравцов), Северо-восточное направление - 250-й зап (командир - майор Н.С. Никифоров), Юго-восточное направление - 745 зап (командир - майор П.А. Афанасьев), Южное направление - 329-й зап (командир - полковник Е.М. Середин), Юго-западное направление - 193-й зап (командир - майор М.Г. Кикнадзе), Северо-западное направление - 251-й зап (командир - майор Е.А. Райнин). Центр Москвы прикрывала Центральная группа - в составе 864-й зап (командир - подполковник Ф.И. Ковалев).

На вооружении частей 1-го корпуса ПВО состояло: пушек среднего калибра - 796, пушек малого калибра - 248, зенитных пулеметов - 371, прожекторов - 1042, аэростатов заграждения - 124.

Командование люфтваффе продуманно и грамотно спланировало и организовало воздушные налеты на Москву, исходя из опыта войны в Европе. Однако это не стало неожиданным для командования Московской зоны ПВО. Состав сил и построение авиационных групп противника весьма точно были смоделированы в ходе учений и тренировок на этапе заблаговременной подготовки к боевым действиям, что обеспечило организованное отражение первого и всех последующих воздушных налетов.

Первый массовый налет на Москву фашистская авиация произвела в ночь на 22 июля 1941 года. В дальнейшем, до конца оборонительного периода битвы за Москву, налеты проводились почти ежесуточно, преимущественно в ночное время, продолжительностью от 5 до 6 часов.

Противник бросал на Москву от 150 до 250 самолетов в одном воздушном налете. При этом нес значительные потери - до 10 и более процентов от числа авиации, задействованной для бомбардировок. Для сравнения: в рейдах на Лондон и Париж немцы теряли не более 3% машин. Лучшие бомбардировочные эскадры люфтваффе были разгромлены под Москвой. Это были знаменитые эскадры, имевшие грозные названия: "Кондор", "Гриф". Именно они стерли с лица земли испанскую Гернику, английский Ковентри, бомбили Лондон, Париж и другие европейские столицы. Эскадра "Кондор" потеряла под Москвой 70% своего боевого состава, другие эскадры - от 30 до 50%. Фактически это был провал единственной предусмотренной планом "Барбаросса" стратегической воздушной операции.

Таким образом, можно считать, что первая убедительная победа Красной Армии в Великой Отечественной войне была одержана войсками Московской зоны ПВО, успешно отразившими первый массовый налет немецко-фашистской авиации. Вторая - обеспечение успешного завершения битвы за Москву, результатом которой стало отступление немецко-фашистских войск от столицы СССР на 150 - 250 км.

Как уже было сказано, завершившееся к 10 сентября огромное по размаху и напряжению Смоленское сражение сорвало стратегические замыслы гитлеровского командования на безостановочное продвижение к Москве. Немецкая авиация в рамках стратегической воздушной операции также не достигла успеха, поэтому не прекращала налеты на столицу СССР, постоянно меняя схемы построения эшелонов, их количественный состав и тактику боевых действий летчиков, в особенности при входе в зону сплошного зенитно-артиллерийского огня. В целом же общее количество самолетов в каждом последующем налете становилось ощутимо меньшим.

Это было связано с большими потерями, понесенными в июле и августе, а также с необходимостью в период перегруппировки немецких войск для нового наступления не дать Красной Армии пополнить поредевшие соединения и части. В связи с этим часть немецких бомбардировщиков была нацелена на железнодорожные узлы и магистрали, обеспечивающие пополнение воюющих частей Красной Армии и создание резервов на дальних подступах к Москве. В это же время и по этим же дорогам осуществлялась эвакуация промышленных предприятий на восток страны. Поэтому железнодорожные магистрали работали напряженно в обе стороны. Противовоздушная оборона железных дорог была организована войсками Московской зоны ПВО. Непосредственное прикрытие непрерывно осуществлялось экипажами полков 6-го АК и наземными зенитными средствами ("кочующими группами", пулеметно-артиллерийскими засадами, бронепоездами и отдельными платформами с зенитно-пулеметными установками, прицеплявшимися к поезду в голове и хвосте эшелонов). Сложно переоценить заслугу сил и средств Московской зоны ПВО в том, что фронт получал своевременно резервы, боеприпасы, технику. Одновременно сохранялось промышленное оборудование, эвакуируемое на восток. А ведь через Московский железнодорожный узел проходило до 40% эвакуируемого оборудования из западных районов страны.

Воздушные бои велись практически круглосуточно. Летчики 6-го ИАК поднимались в воздух по пять - семь раз в сутки, образно говоря, работали на износ. По фронту зона воздушных и противовоздушных боев протянулась от Калинина до Тулы.

В боях этого периода особенно отличились летчики 6-го ИАК, применившие такой исключительный боевой прием, как воздушный таран. Таран в то время совершили П. Еремеев, В. Талалихин, А. Бутелин, И. Иванов, Д. Кокорев, П. Рябцев, П. Харитонов, С. Здоровцев, М. Жуков, С. Гошко, Б. Ковзан и другие пилоты. Всего в небе Москвы воздушный таран применялся более 30 раз.

Надежную преграду самолетам противника создавали и наземные средства ПВО столицы. Здесь следует сказать о таком "тихом" вооружении ПВО, как аэростаты воздушного заграждения. Всего за время воздушной операции против Москвы отмечено 92 случая столкновения вражеских самолетов с тросами аэростатов заграждения. Первые два из них были уничтожены в ходе второго налета на Москву. Отличились командир расчета сержант И. Губа и моторист красноармеец А. Гусев. В августе на трос аэростата сержанта Ф. Самойлова налетели два фашистских самолета. Всего за время воздушных боев за Москву было официально зарегистрировано (т.е. были найдены остатки самолетов) уничтожение 7 и серьезные повреждения 12 бомбардировщиков противника с помощью аэростатов. В дальнейшем неоднократно было установлено, что часть из налетевших на тросы аэростатов самолетов упали у линии фронта и за ней, не долетев до своих аэродромов.

Основным источником данных об обнаружении немецких самолетов в Московской зоне ПВО являлась служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кроме службы ВНОС воздушное наблюдение вели летчики, при выполнении боевых заданий, и все наземные части ПВО.

Наблюдательные посты службы ВНОС располагались по фронту на расстоянии порядка 10-12 км один от другого. На территории Московской зоны ПВО они были расположены по системе круговых поясов. Система постов ВНОС состояла из 3-5 полос: первая - на расстоянии 15-20 км от Москвы, последующие - на расстоянии 20-25 км одна от другой.

На систему наблюдательных постов службы ВНОС накладывалась система радиолокационного обнаружения. В целях уменьшения времени запаздывания информации о складывающейся воздушной обстановке позиции радиолокационных станций (РЛС) были совмещены с ротными наблюдательными постами службы ВНОС. До начала операции "Тайфун" радиолокационные станции РУС-2 модификаций "Редут" и "Пегматит" были развернуты в районах населенных пунктов Кашин, Клин, Можайск, Калуга, Тула, Рязань, Владимир, Ярославль. С приближением боевых действий к местам размещения установок РУС-2 они были передислоцированы в районы населенных пунктов Талдом, Красногорск, Мытищи, Подольск, Ногинск, Егорьевск.

Таким образом, используя данные от комплексной информационной системы ВНОС, на дальних подступах к Москве самолеты противника встречала истребительная авиация ПВО, на ближних - зенитная артиллерия и пулеметы, аэростаты воздушного заграждения. Боевое применение в Московской зоне ПВО РЛС РУС-2 способствовало согласованным действиям истребительной авиации и зенитной артиллерии. При этом применялось два способа взаимодействия между ними: сосредоточение усилий или распределение задач по зонам боевых действий и по высотам. В ночных условиях и при плохих метеоусловиях основной и порой единственной информацией о противнике и своих истребителях становилась информация, получаемая с помощью РЛС РУС-2. При этом авиация и зенитная артиллерия могли одновременно действовать по одной и той же цели.

Интересен такой факт: решением командования 1-го корпуса ПВО оператор радиолокационной станции РУС-2 (модификации "Редут") 337-го орб ВНОС старшина И.З. Васильев имел личный боевой счет - 14 уничтоженных и 7 подбитых самолетов противника. Он сам в воздух не поднимался и не вел огонь из зенитных орудий, но наводил свои истребители на вражеские бомбардировщики исключительно точно, с первого захода. В целом, по его данным, противнику было навязано более 70 воздушных боев.

Надо отметить, что боевые действия Московского корпусного района ПВО в ходе отражения генерального наступления группы армий "Центр" (операция "Тайфун") были очень сложными и напряженными. Отражая налеты немецкой авиации, войска Московской зоны ПВО приняли самое непосредственное участие в разгроме и наземных сил противника.

По опыту начала войны немецкая авиация в первую очередь осуществляла разведку и уничтожение пунктов и узлов боевого управления, районов оперативных и тактических резервов Красной Армии. Этот опыт гитлеровцы применили и в ходе операции "Тайфун". В результате на ряде направлений управление советскими войсками было в значительной степени нарушено. Генеральный штаб Красной Армии, а в ряде случаев даже командующие обороняющихся армий вновь нередко не знали истинного положения дел и обстановки. Решения на маневр и отход войск иногда принимались с большим опозданием, что в конечном итоге приводило к окружению отдельных частей и соединений. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования вменила в обязанность подразделениям и частям ВНОС Московской зоны ПВО немедленно докладывать изменения наземной обстановки в Генеральный штаб через Главный пост ВНОС 1-го К ПВО. А авиационным полкам 6-го авиационного корпуса было предписано вести разведку направлений продвижения наземного противника к столице и нанесение по нему огневых, бомбовых и штурмовых ударов. Во многих случаях эти разведывательные данные были единственными оперативными и достоверными, что позволяло Генеральному штабу и командованию Московского оборонительного района принимать незамедлительные меры по пресечению прорыва противника к городу.

В этот период по приказу Ставки ВГК от 12 октября 1941 г. значительные силы 1-го корпуса ПВО и 6-го ИАК отвлекались для нанесения ударов и препятствия прорыву головных танковых и механизированных соединений гитлеровцев по всему протяжению Калининского, Западного и Воронежского фронтов от Калинина до Тулы. Из состава 1-го корпуса ПВО изымались, зачастую безвозвратно, значительные силы и средства для передачи их в армии и соединения этих фронтов. В эти и последующие дни, вплоть до января 1942 года, приняли большой размах штурмовые действия 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО по войскам противника. Корпус произвел около 3000 бомбардировочных и штурмовых вылетов истребителей, вооруженных реактивными снарядами, чем весомо обеспечил успех наземных частей Красной Армии в разгром противника под Москвой. Штурмовые удары носили массированный характер и были направлены по главным группировкам противника на решающих направлениях.

Такая разведка, а также вступление в бой с головными силами немецкой пехоты, нередко заканчивались гибелью расчетов ВНОС, вооруженных только стрелковым оружием и гранатами. Так, 15 октября 1941 г. пост ВНОС в районе Солнечногорска, возглавляемый В.А.Матюшенко, внуком матроса, одного из руководителей восстания на броненосце "Потемкин", в течение 6 часов отражал атаки 13 танков и приданной пехоты до подхода подкрепления. Было уничтожено 2 танка и до взвода пехоты. 1 декабря погиб пост ВНОС в районе Наро-Фоминска, возглавляемый сержантом Х.А. Нариманьяном, уничтожив 3 танка, одного офицера и 10 солдат противника.

Большой исторический интерес и значение имеет факт применения мобильных подразделений ПВО. Еще в ходе Смоленского оборонительного сражения из состава сил и средств ПВО столицы выделялись "кочующие группы" и засады в составе - батарея-взвод для обороны коммуникаций и тыловых объектов фронтов. Внезапное открытие огня по самолетам-разведчикам и бомбардировщикам, совершавшим налеты на транспортные узлы и объекты фронтового значения, заставляло противника увеличивать высоту полета, лишало возможности прицельного бомбометания либо вынуждало отказываться от налетов вообще. При этом такие группы часто наносили неожиданные пулеметно-артиллерийские удары по передовым колоннам прорвавшихся через фронт наступающих немецких войск, сея среди них панику и нанося серьезный урон живой силе и технике.

В середине ноября 1941 года на базе 1-го корпуса ПВО и других частей Московской зоны ПВО был сформирован Московский корпусной район ПВО.

Эффективные действия войск противовоздушной обороны Москвы против самолетов-разведчиков восточнее столицы позволили обеспечить скрытное сосредоточение стратегических резервов, подготовленных Ставкой для проведения контрнаступления. За 67 дней немецкого наступления на московском направлении Ставка ВГК развернула на подступах к Москве до 75 расчетных дивизий 1-й ударной, 20-й и 30-й армий. Сверх того 24 расчетные дивизии были сосредоточены под Рязанью, Ногинском и Ряжском в составе 10-й, 26-й, 61-й резервных армий. Благодаря целому комплексу мероприятий по сохранению в тайне подготовки контрнаступления противник оказался введенным в заблуждение относительно истинных намерений советского командования, что способствовало достижению внезапности. Фактически за период обороны столицы была развернута новая стратегическая группировка, которая по численности была сравнима с той, что приняла на себя удары врага в самом начале битвы. Ввод ее в сражение, вместе с перешедшим оперативным господством в воздухе к советской авиации, сыграл решающую роль в срыве немецких планов захвата Москвы и нанесении поражения группе армий "Центр".

В заключение надо отметить, что за период с июля 1941 года по январь 1942 года войска Московского корпусного района ПВО на подступах к Москве и над самой столицей уничтожили 952 самолета и свыше 130 подбили. Отразили 122 налета, в которых участвовало свыше 7146 самолетов противника. Из этого числа к городу прорвались лишь 229 самолетов, что составило около 3,2 % от их общего количества во всех налетах. 2-й воздушный флот Германии за это время потерял более 60% от своего начального боевого состава, резко снизилась его эффективность при выполнении задач непосредственной поддержки наземных войск, наступающих на Москву. Существенным был вклад в разгром наземного противника. Силами ПВО было уничтожено: танков - 343, автомашин - свыше 3000, артиллерийских и минометных батарей - свыше 250. Уничтожено и рассеяно более 18 000 солдат пехоты. Всего же за весь период битвы под Москвой войсками Московской зоны ПВО было уничтожено 1392 самолета люфтваффе, более 450 танков, около 5000 автомашин, до 50 тыс. солдат и офицеров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка