Вечерний Новосибирск
14 мая 2008, 12:04
Небо Покрышкина
В областной библиотеке состоялась презентация электронного варианта книги Евгения Синицына "Александр Покрышкин - гений воздушной войны. Психология героизма"
О книге Евгения Синицына наша газета писала год назад под рубрикой "Готовится к изданию". Но случилось так, что ее издание отодвинулось более чем на год - чем больше автор знакомился с историческими материалами о воздушной составляющей Второй мировой, чем больше узнавал о нашем прославленном земляке, тем сильнее росло желание рассказать о Покрышкине более подробно и более тщательно. Причём не просто рассказать, а продемонстрировать на примере действий знаменитого аса разработанную Синицыным теорию героизма. Объём книги при этом настолько вырос, что сейчас, когда она уже закончена, средств хватило только на её запись на CD-диск.
Правда, книга эта ещё представлена в Интернете на сайте семьи Синицыных www.s-genius.ru. Этот сайт Евгения Синицына и его дочери Олеси посвящён гениям, к числу которых они относят и Александра Покрышкина. Интересно, что наиболее часто сайт посещают гости из стран Латинской Америки, и не только потому, что многие материалы, в том числе и книга об Александре Покрышкине, переведены на испанский язык - просто наш знаменитый лётчик в Латинской Америке очень популярен. И скачивают латиноамериканцы из сайта книгу целыми главами. Тем более что так о Покрышкине ещё никто никогда не писал.
На 500 страницах своей книги автор, следуя ранее созданной им теории творчества гениев, доказывает, что Покрышкин обладал всеми психическими факторами творческой личности (их, по расчёту Синицына, восемнадцать), которые делают человека гением. В книге показано, как Покрышкин радикально изменил тактику истребительной авиации, переведя её из оборонительной тактики горизонтальной воздушной войны на виражах в атакующую тактику на вертикалях. Во многом именно эта его идея, воплощённая в реальные бои, разрушила прежде непобедимую мощь люфтваффе.
Поражает тот факт, что в разработанной им тактике Покрышкин интуитивно следовал многим теориям, которые будут позже, в 60-80-е годы, созданы в кибернетике. К их числу относятся теория игр, теория риска, теория систем, синергетика. Покрышкин в 1942 году разработал большое количество опорных ситуаций воздушного боя, которые прочно запечатлевались в памяти летчиков. Эти опорные ситуации предвосхитили знаменитые опорные обучающие конспекты педагога-новатора В. Шаталова, которые в 70-80-е годы наделали много шума в педагогике.
Впервые на примере траекторий развития необычайной судьбы Покрышкина автор книги обнаружил универсальный принцип, как развивается судьба любого человека и в какой точке наступает её кульминационный момент. В этой книге уделяется также внимание открытию новых фактов в особенностях психики экстремалов и спортсменов высокого класса. Автор на примере развития одарённости Покрышкина доказывает, что гениями не рождаются, а становятся.
Этим рассуждениям посвящены первые 400 страниц книги. В заключительной же части Синицын высказывает дискуссионную мысль о том, что, несмотря на широко распространённое мнение мировых историков Второй мировой войны о непревзойдённости немецких воздушных асов, в частности, Эриха Хартмана, которому приписывают фантастическое число сбитых самолётов - 352, Покрышкин, на счету которого официально числится менее сотни сбитых машин противника, тем не менее на порядок превосходит любого немецкого аса.
Евгений Синицын отверг традиционный критерий сравнения боевой деятельности лётчиков-истребителей по количеству сбитых и подбитых самолётов противника. Если лучший немецкий воздушный ас Хартман стремился только к росту числа сбитых самолетов, то Покрышкин руководствовался критерием выполнения общей боевой задачи, что требовало от нашего аса высокой степени универсальности. В книге впервые для объективности сравнения этих летчиков вводится коэффициент трудности и ценности победы (у Хартмана этот коэффициент равен 1,0, а у Покрышкина - 1,7).
Хартман стремился большей частью искать и сбивать в воздухе слабейших. Будучи мастером "свободной охоты", он довёл до высокой степени совершенства уничтожение самолетов противника в небе, охотясь за отставшими, подбитыми, неопытными. Покрышкин же поставил перед собой цель выбивать немецкую элиту, нанося этим серьёзнейший урон противнику. Если Хартман охотился за отбомбившимися и возвращающимися на свой аэродром самолётами, то Покрышкин, врезаясь в строй летящих в сторону нашего фронта бомбардировщиков и штурмовиков, вынуждал их возвращаться на свои аэродромы, не выполнив задачу.
Неоценимую пользу приносили добытые им разведывательные материалы. В советских воздушных силах в силу неразберихи, неорганизованности из-за внезапного нападения гитлеровской Германии на СССР лётчиков-разведчиков не хватало, и потому ВВС для воздушной разведки использовало лётчиков-истребителей. Иная картина наблюдалась в люфтваффе. Немецкое командование, повинуясь рациональному подходу, разделило лётчиков по их специальностям и по виду их деятельности.
Всего автор книги рассмотрел пятнадцать факторов, обуславливающих ценность вклада лётчиков в общее дело войны, по результатам которых делает вывод: как, к примеру, нельзя сравнивать спринтера с десятиборцем, так и нельзя сравнивать советских и немецких лётчиков-истребителей только по числу сбитых машин противника. Как только вводится такой критерий универсальности боевой работы аса на войне, картина существенно меняется, поскольку в русле новой методики сравнения Покрышкин несравним ни с одним немецким асом. Такой подход ещё никем не обсуждался: ни в отечественной, ни в зарубежной истории авиации. И потому автор хотел бы подискутировать с оппонентами, если таковые объявятся.
Остаётся добавить, что Евгений Синицын посвятил свою книгу 95-летнему юбилею со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина и 70-летнему юбилею Новосибирской области....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерний Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"