О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ГЛОНАСС для нас

Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС продолжает оставаться в центре внимания международной общественности

Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС продолжает оставаться в центре внимания международной общественности. На прошлой неделе интерес к ней поддержала выставка "Связь Экспоком 2008". Она расположилась в павильоне выставочного комплекса "Экспо-центр" на Красной Пресне столицы. Среди прочих участников там, под флагом Российского космического агентства, разместили свои стенды порядка десятка "космических" фирм, занимающихся различными элементами системы ГЛОНАСС. Среди них выделялось НПО Прикладной Механики, которая с марта этого года носит название Корпорация "Информационные Спутниковые Системы" (ИСС). Корреспонденту "Промышленного еженедельника" удалось побеседовать с генеральным директором - генеральным конструктором ИСС Николаем Алексеевичем Тестоедовым.

Корпорация "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева отвечает за орбитальную группировку системы ГЛОНАСС. На ее основной площадке в Железногорске Красноярского края проектируются и строятся спутники различного назначения, в основном - коммуникационные и навигационные.

Несмотря на двойное увеличение количества выводимых ежегодно на орбиту спутников (до шести единиц) начиная с 2007 года, пока не получается добиться заметного улучшения доступности навигационного сигнала для потребителей. Справедливости ради надо отметить, что в конце зимнего периода 2007-2008 годов удалось кратковременно довести цифру "живых" спутников до 18-19. Однако вскоре сразу несколько спутников, в основном старые типа "Ураган", прошлось вывести из состава группировки по причине исчерпания ими ресурса и/или неудовлетворительного технического состояния. Говоря простым языком, несколько спутников "сдохли". В день, когда мы встречались с Тестоедовым, мощь спутниковой группировки "съехала" на уровень 2005 года, когда в ее составе имелось 14 "живых" аппаратов. В дни проведения "Связь Экспоком 2008" еще два спутника вывели из числа действующих. Получилось, что из 16 космических аппаратов входящих в группировку только 12 излучали полноценный навигационный сигнал.

Это обстоятельство еще раз показало необходимость срочно принять предложенные Роскосмосом очередные поправки в Федеральную Целевую Программу "Глобальная Спутниковая Система" (которая в обиходе называют ФЦП "ГЛОНАСС"). Напомним: эта программа была утверждена правительством России 20 августа 2001 года, постановлением номер 587. Изменения к ней приняли 14 июля 2006 года - они предполагали увеличение финансирования с тем, чтобы, начиная с 2007 года, выводить на орбиту по шесть спутников вместо трех. Суть новых изменений, которые обсуждаются в Правительстве РФ - очередное удвоение усилий. С тем, чтобы в начале 2010 года довести численный состав спутниковой группировки до 24 единиц, а затем в начале 2012 года - до тридцати.

"Целевая программа, которая была сформулирована и принята в 2001 году, сегодня в очередной раз корректируется, - подтвердил Николай Алексеевич, - она должна обеспечивать гарантированно, начиная с начала 2010 года, устойчивую группировку спутников из 24 аппаратов. Что обеспечивает необходимое глобальное навигационное поле с параметрами доступности и целостности".

Говоря о смысле корректировки программы "ГЛОНАСС", глава ИСС сказал: "Идущие на смену спутникам "ГЛОНАСС-М" космические аппараты "ГЛОНАСС-К" - многофункциональные. На них вследствие глобального характера системы дополнительно предполагается возложить несколько новых функций, таких как "Коспас-Сарсат", дополнительные функции связи и прочее". Поэтому возникает необходимость несколько более позднего введения в строй аппаратов новой серии. "Как всякая техника нового поколения, наша тоже получается сложной и многофункциональной, - продолжал Николай Алексеевич. - Первые аппараты типа "ГЛОНАСС-К", включая третий и четвертый по счету, будут введены в систему после завершения летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). Однако из-за специфики проведения ЛКИ эти спутники не смогут функционировать как штатные - то есть, имеющие серийный облик аппараты. Получается, что эти аппараты в группировке участвуют, но учитывать их как аппараты, способные при необходимости восполнить группировку и выступить в качестве полноценной замены штатного спутника, мы не можем - экспериментальные спутники эту функцию не выполняют", - заключил Тестоедов. Учитывая это обстоятельство, на период до 2010 года следует заранее планировать дополнительные пуски спутников "ГЛОНАСС-М". По времени, они совпадут с запуском на орбиту первых "ГЛОНАСС-К". "Для того, чтобы в период, пока "ГЛОНАСС-К" не вошли в режим штатного функционирования, надо провести пуски дополнительного количества КА "ГЛОНАСС-М" с тем, чтобы группировка системы ГЛОНАСС не деградировала", - считает Тестоедов.

Если принять предложенные Роскосмосом предложения по коррекции ФЦП "ГЛОНАСС" в ее редакции 2006 года, России удастся избежать деградации группировки. "Мы уверены, что группировка будет устойчивая. Дополнительные спутники также нужны, чтобы обеспечить орбитальный и наземный резерв, чего не было раньше".

Всего с учетом орбитального и наземного резерва созвездие должно иметь 30 аппаратов. Переключение на резервный спутник требует несколько дней, а порой и две недели, с учетом набора статистики. Для сравнения: восполнение группировки с использованием только наземного резерва требует 3-4 месяца, поскольку в этом случае требуется провести работы по доставке резервного спутника на стартовую площадку, проведение соответствующей подготовки его и ракеты-носителя.

В настоящее время скорректированный текст ФЦП "ГЛОНАСС" находится на финальной стадии рассмотрения в правительстве РФ. "Проработаны и предлагаются разные варианты, и с точки зрения функций "ГЛОНАСС-К", и с точки зрения повышения точности системы", - уточнил Тестоедов. Предприятие с численностью работников порядка шести тысяч способно решать сложные задачи. В качестве иллюстрации можно привести тот факт, что НПО ПМ в установленные стравилось с правительственным заданием по удвоению темпов сборки спутников "ГЛОНАСС-М". "Перед нами стояла задача по увеличению производства космических аппаратов, и мы ее выполнили", - не без гордости отмечает Тестоедов. "Мощности нашего предприятия и смежников позволяют и дальне наращивать темпы производства. Во времена Советского Союза мы запускали до тридцати спутников в год. Сегодня имеющиеся у нас мощности позволяют и шесть, и даже девять спутников "ГЛОНАСС-М" ежегодно. При увеличении производства узкими местами становятся места для испытаний. Но эта проблема решаемая при условии наличия соответствующего финансирования".

Как уже отмечалось, корректировка ФЦП "ГЛОНАСС" связана с продолжительностью и характером ЛКИ спутников "ГЛОНАСС-К". Первый такой аппарат должен появиться на орбите в 2010 году, на испытания (с использованием четырех спутников) отводится два года. В этой связи будет не лишним напомнить некоторые даты по ЛКИ спутников предыдущего поколения. Первые два спутника "ГЛОНАСС-М" запустили в декабре 2003 года и в декабре 2004 года соответственно.

Каждый раз ракета-носитель "Протон" выводила в космос по одному такому аппарату вместе с двумя старой модели ("Ураган"). В 2005 году очередной "Протон" стартовал с "Байконура" с полезной нагрузкой из двух "эмок" и одного "Урагана". В 2006 году все новые пуски были только "ГЛОНАСС-М". В конце прошлого года ЛКИ КА "ГЛОНАСС-М" были успешно завершены. Это позволило в середине декабря 2007 года приступить к зачетным испытаниям. Перед специалистами НПО ПМ стоят четыре основных задачи по дальнейшему совершенствованию системы ГЛОНАСС: повышение точности орбитальной группировки, повышение точности создаваемого системой навигационного поля, обеспечение и повышение доступности навигационного поля, модернизация навигационных сигналов. Такие задачи стоят и перед их коллегами в США, работающими над улучшением американской системы глобальной спутниковой навигации GPS Navstar.

Пару лет назад, наблюдая возрождение ГЛОНАСС, американцы вышли с предложением о переходе на единый навигационный сигнал. Технически это можно решить достаточно просто и относительно быстро, если все вновь запускаемые российские и американские спутники будут излучать навигационный сигнал единого стандарта на частоте L5. По словам Тестоедова, такой вариант развития событий рассматривается. И вероятность положительного ответа России высока. Сегодня российские и американские спутники "вещают" на частотах L1 и L2, однако излучаемые ими сигналы имеют разную кодировку. Если Россия и США достигнут договоренности по единому сигналу L5, то практическая его реализация может начаться с запусками очередных спутников типа "ГЛОНАСС-К" и GPS Block III.

Впрочем, американцы уже начали изготовление аппаратов GPS Block IIF, с возможностью установки аппаратуры, излучающей L5. Более тесная работа с американцами сулит определенные выгоды россиянам. В частности, в деле улучшения долголетия наших спутников. Здесь есть чему поучиться у заокеанских коллег. Судите сами: сегодня из 31 действующих аппаратов созвездия GPS Navstar четырнадцать были запущены еще в 1990-1998 году. По типам состав группировки таков: 13 "очень старых" КА типа GPS Block IIA, 12 "средневозрастных" GPS Block IIR и шесть "новых" GPS Block IIR-M. С точки зрения календарных сроков, американская система имеет всего лишь двенадцать "новых" спутников, появившихся на орбите в период с 2003 года по настоящее время. С одной стороны, приведенные цифры говорят о надежности американских спутников. С другой - о новизне российских. Набив "шишки" и "руку" на "Ураганах", Россия создала значительно более совершенный "ГЛОНАСС-М", со сроком службы семь лет вместо прежних трех (гарантийный срок, средняя статистическая продолжительность "полноценной жизни" на орбите составила порядка 4-4,5 года). По степени совершенства "ГЛОНАСС-М" не уступает, а кое в чем превосходит своего "ровесника" GPS Block IIR-M. Так, на "крайних" спутниках "ГЛОНАСС-М" установлена система радиосвязи между спутниками, позволяющими с большей точностью определить их взаимное расположение. В свою очередь, это повышает точность всей орбитальной группировки.

Словом, у работников Корпорации ИСС есть чем гордиться. Как и есть то, над чем еще надо серьезно поработать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка