Промышленный еженедельник
20 мая 2008, 14:31
ГЛОНАСС для нас
Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС продолжает оставаться в центре внимания международной общественности
Корпорация "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева отвечает за орбитальную группировку системы ГЛОНАСС. На ее основной площадке в Железногорске Красноярского края проектируются и строятся спутники различного назначения, в основном - коммуникационные и навигационные.
Несмотря на двойное увеличение количества выводимых ежегодно на орбиту спутников (до шести единиц) начиная с 2007 года, пока не получается добиться заметного улучшения доступности навигационного сигнала для потребителей. Справедливости ради надо отметить, что в конце зимнего периода 2007-2008 годов удалось кратковременно довести цифру "живых" спутников до 18-19. Однако вскоре сразу несколько спутников, в основном старые типа "Ураган", прошлось вывести из состава группировки по причине исчерпания ими ресурса и/или неудовлетворительного технического состояния. Говоря простым языком, несколько спутников "сдохли". В день, когда мы встречались с Тестоедовым, мощь спутниковой группировки "съехала" на уровень 2005 года, когда в ее составе имелось 14 "живых" аппаратов. В дни проведения "Связь Экспоком 2008" еще два спутника вывели из числа действующих. Получилось, что из 16 космических аппаратов входящих в группировку только 12 излучали полноценный навигационный сигнал.
Это обстоятельство еще раз показало необходимость срочно принять предложенные Роскосмосом очередные поправки в Федеральную Целевую Программу "Глобальная Спутниковая Система" (которая в обиходе называют ФЦП "ГЛОНАСС"). Напомним: эта программа была утверждена правительством России 20 августа 2001 года, постановлением номер 587. Изменения к ней приняли 14 июля 2006 года - они предполагали увеличение финансирования с тем, чтобы, начиная с 2007 года, выводить на орбиту по шесть спутников вместо трех. Суть новых изменений, которые обсуждаются в Правительстве РФ - очередное удвоение усилий. С тем, чтобы в начале 2010 года довести численный состав спутниковой группировки до 24 единиц, а затем в начале 2012 года - до тридцати.
"Целевая программа, которая была сформулирована и принята в 2001 году, сегодня в очередной раз корректируется, - подтвердил Николай Алексеевич, - она должна обеспечивать гарантированно, начиная с начала 2010 года, устойчивую группировку спутников из 24 аппаратов. Что обеспечивает необходимое глобальное навигационное поле с параметрами доступности и целостности".
Говоря о смысле корректировки программы "ГЛОНАСС", глава ИСС сказал: "Идущие на смену спутникам "ГЛОНАСС-М" космические аппараты "ГЛОНАСС-К" - многофункциональные. На них вследствие глобального характера системы дополнительно предполагается возложить несколько новых функций, таких как "Коспас-Сарсат", дополнительные функции связи и прочее". Поэтому возникает необходимость несколько более позднего введения в строй аппаратов новой серии. "Как всякая техника нового поколения, наша тоже получается сложной и многофункциональной, - продолжал Николай Алексеевич. - Первые аппараты типа "ГЛОНАСС-К", включая третий и четвертый по счету, будут введены в систему после завершения летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). Однако из-за специфики проведения ЛКИ эти спутники не смогут функционировать как штатные - то есть, имеющие серийный облик аппараты. Получается, что эти аппараты в группировке участвуют, но учитывать их как аппараты, способные при необходимости восполнить группировку и выступить в качестве полноценной замены штатного спутника, мы не можем - экспериментальные спутники эту функцию не выполняют", - заключил Тестоедов. Учитывая это обстоятельство, на период до 2010 года следует заранее планировать дополнительные пуски спутников "ГЛОНАСС-М". По времени, они совпадут с запуском на орбиту первых "ГЛОНАСС-К". "Для того, чтобы в период, пока "ГЛОНАСС-К" не вошли в режим штатного функционирования, надо провести пуски дополнительного количества КА "ГЛОНАСС-М" с тем, чтобы группировка системы ГЛОНАСС не деградировала", - считает Тестоедов.
Если принять предложенные Роскосмосом предложения по коррекции ФЦП "ГЛОНАСС" в ее редакции 2006 года, России удастся избежать деградации группировки. "Мы уверены, что группировка будет устойчивая. Дополнительные спутники также нужны, чтобы обеспечить орбитальный и наземный резерв, чего не было раньше".
Всего с учетом орбитального и наземного резерва созвездие должно иметь 30 аппаратов. Переключение на резервный спутник требует несколько дней, а порой и две недели, с учетом набора статистики. Для сравнения: восполнение группировки с использованием только наземного резерва требует 3-4 месяца, поскольку в этом случае требуется провести работы по доставке резервного спутника на стартовую площадку, проведение соответствующей подготовки его и ракеты-носителя.
В настоящее время скорректированный текст ФЦП "ГЛОНАСС" находится на финальной стадии рассмотрения в правительстве РФ. "Проработаны и предлагаются разные варианты, и с точки зрения функций "ГЛОНАСС-К", и с точки зрения повышения точности системы", - уточнил Тестоедов. Предприятие с численностью работников порядка шести тысяч способно решать сложные задачи. В качестве иллюстрации можно привести тот факт, что НПО ПМ в установленные стравилось с правительственным заданием по удвоению темпов сборки спутников "ГЛОНАСС-М". "Перед нами стояла задача по увеличению производства космических аппаратов, и мы ее выполнили", - не без гордости отмечает Тестоедов. "Мощности нашего предприятия и смежников позволяют и дальне наращивать темпы производства. Во времена Советского Союза мы запускали до тридцати спутников в год. Сегодня имеющиеся у нас мощности позволяют и шесть, и даже девять спутников "ГЛОНАСС-М" ежегодно. При увеличении производства узкими местами становятся места для испытаний. Но эта проблема решаемая при условии наличия соответствующего финансирования".
Как уже отмечалось, корректировка ФЦП "ГЛОНАСС" связана с продолжительностью и характером ЛКИ спутников "ГЛОНАСС-К". Первый такой аппарат должен появиться на орбите в 2010 году, на испытания (с использованием четырех спутников) отводится два года. В этой связи будет не лишним напомнить некоторые даты по ЛКИ спутников предыдущего поколения. Первые два спутника "ГЛОНАСС-М" запустили в декабре 2003 года и в декабре 2004 года соответственно.
Каждый раз ракета-носитель "Протон" выводила в космос по одному такому аппарату вместе с двумя старой модели ("Ураган"). В 2005 году очередной "Протон" стартовал с "Байконура" с полезной нагрузкой из двух "эмок" и одного "Урагана". В 2006 году все новые пуски были только "ГЛОНАСС-М". В конце прошлого года ЛКИ КА "ГЛОНАСС-М" были успешно завершены. Это позволило в середине декабря 2007 года приступить к зачетным испытаниям. Перед специалистами НПО ПМ стоят четыре основных задачи по дальнейшему совершенствованию системы ГЛОНАСС: повышение точности орбитальной группировки, повышение точности создаваемого системой навигационного поля, обеспечение и повышение доступности навигационного поля, модернизация навигационных сигналов. Такие задачи стоят и перед их коллегами в США, работающими над улучшением американской системы глобальной спутниковой навигации GPS Navstar.
Пару лет назад, наблюдая возрождение ГЛОНАСС, американцы вышли с предложением о переходе на единый навигационный сигнал. Технически это можно решить достаточно просто и относительно быстро, если все вновь запускаемые российские и американские спутники будут излучать навигационный сигнал единого стандарта на частоте L5. По словам Тестоедова, такой вариант развития событий рассматривается. И вероятность положительного ответа России высока. Сегодня российские и американские спутники "вещают" на частотах L1 и L2, однако излучаемые ими сигналы имеют разную кодировку. Если Россия и США достигнут договоренности по единому сигналу L5, то практическая его реализация может начаться с запусками очередных спутников типа "ГЛОНАСС-К" и GPS Block III.
Впрочем, американцы уже начали изготовление аппаратов GPS Block IIF, с возможностью установки аппаратуры, излучающей L5. Более тесная работа с американцами сулит определенные выгоды россиянам. В частности, в деле улучшения долголетия наших спутников. Здесь есть чему поучиться у заокеанских коллег. Судите сами: сегодня из 31 действующих аппаратов созвездия GPS Navstar четырнадцать были запущены еще в 1990-1998 году. По типам состав группировки таков: 13 "очень старых" КА типа GPS Block IIA, 12 "средневозрастных" GPS Block IIR и шесть "новых" GPS Block IIR-M. С точки зрения календарных сроков, американская система имеет всего лишь двенадцать "новых" спутников, появившихся на орбите в период с 2003 года по настоящее время. С одной стороны, приведенные цифры говорят о надежности американских спутников. С другой - о новизне российских. Набив "шишки" и "руку" на "Ураганах", Россия создала значительно более совершенный "ГЛОНАСС-М", со сроком службы семь лет вместо прежних трех (гарантийный срок, средняя статистическая продолжительность "полноценной жизни" на орбите составила порядка 4-4,5 года). По степени совершенства "ГЛОНАСС-М" не уступает, а кое в чем превосходит своего "ровесника" GPS Block IIR-M. Так, на "крайних" спутниках "ГЛОНАСС-М" установлена система радиосвязи между спутниками, позволяющими с большей точностью определить их взаимное расположение. В свою очередь, это повышает точность всей орбитальной группировки.
Словом, у работников Корпорации ИСС есть чем гордиться. Как и есть то, над чем еще надо серьезно поработать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться