О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Над северной Атлантикой

Стратегическая авиация России продолжает патрулирование в отдаленных акваториях мирового океана

Прошло чуть более полугода с тех пор, как был дан старт началу патрулирования нашей стратегической авиации над отдаленными акваториями Мирового океана. Как принималось такое решение и как летчики готовятся к таким полетам? В каких условиях они проходят? На эти и другие вопросы, связанные с боевой учебой и жизнедеятельностью ВВС, отвечает главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Александр Зелин.

Личное дело

Зелин Александр Николаевич


Родился 6 мая 1953 г. в городе Перевальск Ворошиловградской области. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976 г.), командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (1988 г.), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1997 г.). Службу проходил на должностях летчика, командира авиационного звена, заместителя и командира авиационной эскадрильи, заместителя командира авиационного полка, командира авиационной группы, начальника авиационной базы, командира истребительного авиационного полка, командира истребительной авиационной дивизии, первого заместителя командующего воздушной армией, командира отдельного корпуса ВВС и ПВО, начальника штаба - первого заместителя командующего армией ВВС и ПВО, командующего армией ВВС и ПВО. С августа 2002 г. - начальник авиации - заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по авиации. Указом президента РФ от 9 мая 2007 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами. Награжден орденами Красной Звезды, "За военные заслуги", "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Почетное звание - "заслуженный военный летчик". Кандидат военных наук.


- Александр Николаевич, о возобновлении полетов нашей стратегической авиации в свое время уже сообщалось. Но нигде не говорилось, как принималось такое решение, насколько это было непросто возобновить. Ведь многие летчики начали уже утрачивать свои навыки.

- Задача по обеспечению безопасности России и возобновлению патрулирования нашей стратегической авиации была сформулирована и поставлена высшим военно-политическим руководством страны, Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России. Когда впервые была дана команда на возобновление полетов?

12 августа 2007 года ВВС России отметили 95-летие со дня образования. А 17 августа в ходе проведения совместных учений стран Содружества был дан старт на возобновление полетов на боевое патрулирование в акватории Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, а также над Черным и Средиземным морями. Полеты должны были выполняться силами и средствами 37-й воздушной армии Верховного главного командования. Старт дан в ночь с 17 на 18 августа и никак не приурочивался к каким-либо датам. Но, естественно, была проведена кропотливая подготовительная работа, чтобы выполнить эти задачи.

Как начинали эту работу? С самого элементарного и простого. С восстановления навыков летного состава, которые, как вы правильно подметили, отчасти подрастеряли за прошедшие годы. Пример тут показал руководящий состав 37-й воздушной армии, который первым сел за штурвалы стратегических ракетоносцев. И лишь после того как мы освоили полеты по заданным маршрутам, начали к ним привлекать молодой летный состав. Собственно говоря, одна из главных задач и состояла в том, чтобы подготовить молодежь к решению задач, поставленных перед стратегической авиацией.

Ведь у стратегической авиации был очень непростой предшествующий период. Особенно в 90-х годах, когда мы накрепко привязали ее к аэродромам. Тогда если летчики и выполняли боевые задачи, занимались боевой учебой, то на полигонах, находящихся всего в 30-50 километрах от аэродромов. Мы просто вынуждены были экономить топливо, хотя понимали: для Дальней авиации это не те задачи, которые она должна решать.

Поэтому приказ министра обороны на возобновление дальних полетов стал для Военно-воздушных сил настоящим праздником. Летчики восприняли это известие с большим воодушевлением, помню, как у них глаза загорелись. Ведь кое-кто прослужил и десять лет, но так ни разу и не вылетал на дальние задания. А ветераны начали вспоминать, как летали и по 28 часов, как несли боевое дежурство в воздухе. Слава Богу, еще остались те, кто застал эти времена и сохранил бесценный опыт. Во многом благодаря им мы быстро восстановили утраченные навыки и, как говорится, поставили на крыло молодежь.

- В связи с этим, видимо, произошли изменения в организации боевой учебы? Остались тут какие-либо проблемы?

- Безусловно, в 2008 году очень многое изменилось количественно и качественно в проведении боевой подготовки. В чем немалая роль принадлежит министру обороны РФ. Мне по роду службы ежедневно приходится вникать в эти вопросы и могу доложить: проблем с материально-техническим обеспечением учебного процесса в ВВС сегодня не существует. Никакого сравнения с тем, что было раньше. Сегодня есть горючее, есть все необходимые средства для того, чтобы боевая учеба и жизнедеятельность ВВС организовывались на самом высоком уровне. Но, как вы понимаете, это налагает и определенную ответственность на всех должностных лиц ВВС, вплоть до летного полка. Ведь если раньше мы летали, например, две-три летные смены в месяц, то сейчас, что называется, как в добрые советские времена, - столько, сколько необходимо.

Есть, правда, некоторые проблемы с ресурсным обеспечением. Мы получили довольно продвинутые средства технического контроля за состоянием летательных аппаратов, в частности авиационных двигателей. И сейчас используем их, как говорится, по полной программе. Это неплохо. Но произошел некоторый провал в части ресурсного обеспечения авиадвигателей самолетов Су-24. Дело в том, что мы вынуждены были снять досрочно, по профилактическим мероприятиям, немалое количество таких "движков" и сейчас стараемся совместно с Генеральным штабом, управлением вооружения эту проблему решить.

Есть определенные вопросы по другим родам авиации, но, полагаю, что задача, которая стоит перед Военно-воздушными силами на этот год, будет выполнена. Причем не любой ценой, а целенаправленно, в плановом порядке.

Сегодня в соответствии с утвержденными планами мы выполняем до 20-30 полетов в акватории указанных районов. Параллельно отрабатываем задачи по противовоздушной обороне, решаем ряд других. То есть стараемся комплексно использовать выделенные ресурсы. На такой подход ориентируем все экипажи и даже рода войск. В частности, истребительную авиацию, которая решает задачи по патрульному сопровождению в различные районы с реальными дозаправками в воздухе. Более того, такие задачи, как правило, увязываются с задачами Военно-морского флота, особенно те, что связаны с проведением поисково-спасательных операций.

- Какова была и остается реакция на это наших партнеров за рубежом?

- Мы не только тренируемся сами, но и, образно говоря, тренируем наших партнеров - хотят они того или нет. При выполнении нами полетов на боевое патрулирование нас регулярно сопровождают самолеты из состава дежурных сил как стран НАТО, так и других государств. Кстати, насколько известно, английские летчики очень довольны тем, что мы начали выполнять полеты в Северную Атлантику: им стали выплачивать за боевое дежурство дополнительные денежные средства.

Но если без шуток, то это далеко не дружеское сопровождение наших стратегических ракетоносцев. Например, над акваторией Северного Ледовитого океана нас регулярно атакуют самолеты F-15, F-16 и F-22. Слово "атакуют" употребил неспроста, поскольку наши партнеры таким образом отрабатывают на нас боевые приемы, выход на рубеж атаки. И, скажу вам, это довольно неприятно, даже опасно. Естественно, мы отрабатываем свои контрдействия.

Сравнительно недавно два наших самолета Ту-95 из состава авиационной тяжелой бомбардировочной дивизии успешно выполнили плановый полет на воздушное патрулирование над нейтральными водами Атлантического океана. Ракетоносцы находились в воздухе более 15 часов. Их дозаправку осуществляли в воздухе два самолета Ил-78. Причем в ходе полета наши Ту-95 и Ил-78 сопровождались истребителями НАТО "Торнадо" и F-16.

Были ли срывы? Да, были. Но они не приводили к невыполнению поставленной задачи. Например, однажды произошел отказ авиационной техники. Слава Богу, единичный, давайте постучим по дереву. И он никак не отразился на конечном результате работы. Так что наши полеты над акваториями продолжаются и будут продолжаться впредь, как и намечалось, в плановом порядке.

- Натовцы порою обвиняют нас в нарушении их воздушного пространства, хотя ничего подобного не происходит. А сами они ничего не нарушают? Насколько корректны их действия?

- Я не хотел бы на этом останавливаться, но, повторю, ведут они себя, мягко говоря, нетактично. Подходят к нашим воздушным крейсерам на запредельные дистанции и интервалы, совершают различные маневры вокруг них, всячески нарушают правила безопасности полетов. Хорошо, что экипажи у нас выдержанные, дисциплинированные. Они включают средства объективного контроля, фиксируют нарушения. Так что при возникновении спорной ситуации мы всегда сможем доказать свою правоту и правомочность действий. Тем более что существуют определенные соглашения в рамках международных конвенций, которые требуется неукоснительно выполнять. Почти со всеми ведущими государствами мы имеем и двусторонние соглашения о предупреждении инцидентов в воздухе. А в них определены точные дистанции, интервалы нахождения летательных аппаратов друг от друга в воздухе.

Особенно пристально за нами следят на севере. Разведка непрерывно ведется разведывательными кораблями и самолетами типа "Орион", в том числе с военно-морской базы в Норвегии. Действуют против нас и разведывательные самолеты Швеции.

- Перейдем к делам земным. В ВВС заступил на опытно-боевое дежурство дивизион новейшей зенитной ракетной системы С-400 "Триумф". В скором времени ожидается принятие на вооружение еще одного дивизиона ЗРС С-400. Как идет в войсках освоение нового оружия и как показала себя за это время новая система?

- Как вы знаете, это одна из самых последних и современных разработок ГСКБ Концерна ПВО "Алмаз-Антей". В ней заложено немало технических новинок, что позволило добиться и соответствующих ТТХ. Можно сказать, что на сегодняшний день они являются непревзойденными. Это было не раз доказано в ходе боевых стрельб на полигоне.

Хотя, как у всего нового, у ЗРС неизбежен период соответствующей притирки, адаптации. Это естественно. Месяца четыре назад, когда возникли некоторые проблемы, я провел заседание Государственной комиссии. На нем мы согласовали все вопросы, связанные с боевым применением системы.

В ближайшее время планирую проверить боеготовность противовоздушной обороны центрального промышленного района, и в частности города Москвы. Задача - еще раз определить эффективность ПВО района. Естественно, с учетом потенциала новой ЗРС С-400 "Триумф", которая значительно расширила возможности нашей группировки ПВО.

Главное - в другом. В том, что сейчас есть понимание необходимости технического возрождения наших войск в Министерстве экономического развития, Министерстве финансов, других ведомствах. Понимание того, что проблему планомерных поставок ВВТ необходимо решать. И решать последовательно, с учетом того, что в 90-х годах мы многого недополучили в этом плане. Повторю: такое понимание есть. И мы сейчас готовим экономическое обоснование реализации данных вопросов. После чего с заместителем министра обороны по вооружению будем докладывать эти вопросы руководству на уровне правительства. Я имею в виду Минфин и Минэкономразвития. Наша озабоченность услышана, и есть понимание того, что эту задачу надо решать ускоренными темпами.

Что касается принятия на вооружение второго дивизиона С-400 "Триумф", то мы его примем в ближайшее время. Хотя для этого придется переучить часть личного состава на новую технику.

Есть также ряд вопросов, которые необходимо решить с промышленностью. Но они понятны и вполне адекватны тем планам, которые существуют в Военно-воздушных силах. Запланированы на это лето и стрельбы с ЗРС С-400 "Триумф".

- Что можно сказать о социальном самочувствии военнослужащих ВВС? Насколько оно изменилось после начала работы целого ряда социальных программ, поэтапного повышения денежного довольствия?

- Безусловно, его нельзя даже сравнивать с тем, которое было, скажем, в конце 90-х. Люди в погонах почувствовали заботу государства, а самое главное - ощутили свою надобность и востребованность для страны. Они уверены: их ратный труд важен и нужен, а значит, должен хорошо оплачиваться. Об этом прямо сказал и министр обороны. Есть его приказ о денежном вознаграждении и премировании личного состава.

Приведу вам пример по центральным органам военного управления, в частности по главному командованию за первый квартал 2008 года. Сумма денежного вознаграждения и премирования тогда составила около 6 млн. рублей. Главное - правильно использовать эти средства для достойного поощрения личного состава.

Но дело даже не в сумме. Дело в изменении самой обстановки, отношения к защитникам Отечества. В осознании обществом их права на не менее достойную жизнь, чем, скажем, у представителей бизнеса, других профессий. Министр обороны так сказал на этот счет: "Тот, кто работает, кто вкладывает все свои силы, знания и опыт в решение государевых задач, тот должен быть достойно вознагражден".

- И последний вопрос. Что можно сказать о работе наших летчиков в составе миротворческой миссии в Судане?

- Есть решение Совета безопасности Российской Федерации. В развитие его в соответствии с приказом министра обороны мы готовим нашу вертолетную группу для решения тех задач, которые будут возлагаться на нее в Судане. Сейчас проводятся необходимые подготовительные мероприятия. Миссия ООН запросила "добро" на увеличение количества полетов и налета часов. Мы с этим согласились. Летчики ВВС выполнят поставленную задачу, как всегда, добросовестно. Главное, чтобы все наши затраты были соответствующим образом компенсированы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка