О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Москва пересаживается на ЕС145?

Москва пересаживается на ЕС145. Московский авиационный центр получил первый из четырех заказанных вертолетов. Насколько обоснована закупка ЕС145?

Москва пересаживается на ЕС145? Действительно, Московский авиационный центр (МАЦ) получил первый из четырех заказанных вертолетов ЕС145 (оплачены еще два, которые поступят до конца этого года). Вертолеты предназначены для выполнения задач скорой медицинской помощи и эвакуации, а также аварийно-спасательных задач и пассажирских перевозок. Новые машины должны заменить вертолеты МЧС ВО105/ВК117, которые, скорее всего, будут передаваться в регионы (один ВО105 уже "улетел" в Санкт-Петербург). В результате нового приобретения парк МАЦ будет иметь мощный потенциал: 4 ЕС145, 3 Ка-32 и Ми-26 (три типа, три вертолетостроителя, три идеологии эксплуатации).

Вернемся к ЕС145, отличный вертолет, не даром же американская армия закупает на вооружение более трех сот западноевропейских легких многоцелевых "боевых" машин. Однако все имеет свою стоимость. Как показала практика, интенсивность использования ВО105/ВК117 в Москве оказалась низкой, отсюда высокие расходы на эксплуатацию. Если сюда добавить катастрофу под Сочи и длительный простой на земле из-за банальной задержки запасных частей и агрегатов на границе, особого оптимизма очередное приобретение не прибавляет.

Для этих же целей "вся Европа и половина Америки" широко используют вертолеты меньшие по размерам, например ЕС135, и ничего. А Москве только ЕС145 подавай? Насколько обоснована закупка ЕС145? Хотелось, хотя бы одним глазом, посмотреть отчет с расчетами по распределению и объемам решаемых задач, интенсивности использования, расходам на эксплуатацию (в том числе и на инфраструктуру и средства наземного обслуживания) и прогнозируемой эффективности применения. Из-за отсутствия такой возможности приведу свои цифры, которые может быть, кого-нибудь заинтересуют.

ПоказателиЕС135ЕС145
Базовая стоимость (в ценах 2005 г.), тыс. долл.2.9583.973
Прямые расходы на эксплуатацию, стоимость 1 часа налета, долл./час (по данным Conklin)457635


Примечание - цифры приведены без "накруток" (дополнительного оборудования и снаряжения, налогов, таможенных сборов и пр.).

Получается, что стоит ЕС135 на 1 млн. долларов дешевле, чем ЕС145. Вместо четырех ЕС145 можно было купить пять ЕС135. И затраты на 1 час налета - на 178 долларов ниже. Каждый полет ЕС145 только на дежурство из Быково в больницу №15 и обратно, без вылетов по вызовам обойдется на 100 долларов дороже. В реальной же жизни разница будет еще более ощутима.

Кстати, французская жандармерия - крупнейший эксплуатант вертолетов ЕС135 и 145, использует свои ЕС145 исключительно в горной местности для поисково-спасательного обеспечения, а на равнине - ЕС135. У ЕС135 меньше габаритные размеры и вместо традиционного рулевого винта - фенестрон, что безопаснее для городских условий.

Конечно, Москва может позволить себе любые, самые дорогие вертолеты, но важно, чтобы при таком подходе они не превратились в "дорогие игрушки". Уже через год-два станет ясно, насколько вложение средств в ЕС145-е было обосновано (для этого достаточно будет подсчитать налет на вертолет в год).

Вся беда в том, что мы до сих пор так и не научились считать деньги. Наверно потому, что они не свои, а бюджетные. Вертолеты, которые закупаются на бюджетные средства (страны, региона, города или района) должны быть в рамках единой стратегии, а частные и корпоративные, пожалуйста - что пожелаете! В свете последних событий (подписание соглашения "Оборонпрома" с AgustaWestland на продвижение итальянских вертолетов в России) можно ожидать очередной всплеск увеличения количества типов государственных вертолетов. К экономии бюджетных средств это точно не приведет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка