Независимая газета
29 мая 2008, 09:15
Росавиапром: полеты во сне и наяву
По производству самолетов и объему авиаперевозок Россия в десятки раз отстает от ближайших конкурентов
Чтобы выйти на третье место в мире по числу производимых самолетов, России придется обгонять не только Канаду и Бразилию, но и Китай, который уже развернул у себя массовое производство "аэробусов" и готовится начать выпуск собственного широкофюзеляжного самолета.
Вчера в столичном аэропорту "Внуково" были сорваны все вылеты самолетов авиакомпании "Атлант-Союз" - официального перевозчика московской мэрии, которая не смогла обеспечить свои машины авиатопливом. "Рейсы "Атлант-Союз" задержаны из-за отсутствия авиакеросина, необходимого для заправки воздушных судов", - сообщил Интерфаксу в среду пресс-секретарь авиакомпании "Атлант-Союз" Георгий Баутин. На момент сдачи номера были отменены или отложены около пяти чартерных рейсов, на которых должны были вылететь около 700 пассажиров.
Дефицит и резкое подорожание авиатоплива - это еще один удар по российской гражданской авиации, которая более чем в три раза сократила объем авиаперевозок и в десятки раз - выпуск гражданских самолетов. Так, в период с 2003 по 2005 год в России ежегодно производилось всего от 11 до 18 гражданских самолетов. Между тем американская компания Boeing и европейская Airbus производят по 350-400 машин ежегодно.
Канадский Bombardier и бразильская Embraer, которые вместе контролируют примерно две трети рынка региональных самолетов, выпускают ежегодно от 120 до 230 машин каждая. Стремительно врывается в группу лидеров по производству гражданских самолетов и Китай, который в ближайшее время доведет у себя объем сборки самолетов Airbus А320 до 40 единиц в год. Еще более мощное производство ожидает китайский региональный турбореактивный самолет ARJ-21, который является прямым конкурентом надежде российского авиапрома - Sukhoi SuperJet-100. Через несколько лет Китай развернет производство собственного самолета уже на 150 мест.
Однако, несмотря на туманные перспективы, российские чиновники продолжают выступать с оптимистическими заявлениями, обещая светлое будущее отечественному авиапрому - правда, теперь уже за горизонтом 2020 года. "Россия на рубеже 2020-2025 годов намерена войти в тройку мировых лидеров авиастроения", - заявил ИТАР-ТАСС глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров на международной авиакосмической выставке ИЛА-2008, проходящей в берлинском аэропорту "Шенефельд". По его словам, перед ОАК "поставлены очень амбициозные задачи по вхождению в глобальный рынок", и приоритетным направлением для компании является гражданская авиация, ибо "в военном секторе рынка мы давно присутствуем и занимаем достаточно весомую долю". Российский менеджер сообщил, что в феврале нынешнего года была утверждена соответствующая стратегия развития ОАК. В секторе гражданской авиации, отметил он, Россия планирует "завоевать рынок от 10 до 15% в нескольких сегментах магистральных самолетов, включая и региональные самолеты".
"Россия в ближайшие годы может развернуть выпуск нескольких десятков региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148, а также десятков самолетов семейства Ту-204, однако говорить о конкуренции с Boeing и Airbus даже в отдаленной перспективе нам не приходится", - считает руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"Российские авиазаводы находятся в жутком состоянии, и ОАК не занимается их модернизацией, без которой мы будем производить в лучшем случае по 5-7 самолетов Ту-204 в год. Пока только идет деградация основных фондов авиапрома и очковтирательство со стороны представителей ОАК", - заявил совладелец "Аэрофлота" и российской бюджетной авиакомпании Red Wings Александр Лебедев. По его словам, он не может получить давно заказанные на российских заводах самолеты Ту-204, которые должны составить основную часть парка компании Red Wings.
Между тем на период 2008-2012 годов в планах ОАК - производство 431 самолета, в том числе 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 Sukhoi SuperJet-100 или Ту-334 и 96 Ан-148. Согласно решению рабочей группы, государственная поддержка авиастроения в рамках плана будет осуществляться путем субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и оплаты допэмиссий ОАО "ОАК". На оплату увеличения уставного капитала из госбюджета до 2010 года будет выделяться около 6 млрд. руб. ежегодно. Запланированный объем субсидий по лизинговым платежам должен обеспечить эффективную лизинговую ставку для авиакомпаний на уровне 0,8-0,9% от стоимости самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 1, 2024
Аэропорт Новокузнецк перешел на осенне-зимнее расписание полетов
Ноябрь 1, 2024
Аэропорт Южно-Сахалинска оснастят комплексами для защиты от БПЛА
Ноябрь 1, 2024
У четверти свалок рядом с аэродромами не нашли отпугиватели птиц