АвиаПорт.Ru
2 июня 2008, 10:01
ОАК подвела итоги 2007 года
Деятельность ОАК на минувшей неделе была отмечена сразу двумя важными событиями. 28 мая в Москве состоялось заседание совета директоров ОАК, а 30 мая зарегистрирована ее новая дочерняя структура - ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты"
Основной целью первого мероприятия стала подготовка годового собрания акционеров ОАО "ОАК" по итогам 2007 г. В частности, рассмотрены финансовые показатели минувшего года и вопросы планирования бюджета на 2008 г., приняты решения по ряду важных вопросов деятельности Корпорации, и внесены предложения по новому составу Совета директоров. Последний утвердил повестку дня годового общего собрания акционеров ОАК и рекомендовал собранию акционеров утвердить следующее распределение чистой прибыли общества: 10% направить на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, 10% - на формирование резервного фонда корпорации. Оставшуюся нераспределенную прибыль предложено оставить в распоряжении ОАО "ОАК" в целях финансирования расходов корпорации в 2008 г.
Стратегия
Что касается результатов работы в 2007 г., то здесь, по мнению председателя совета директоров ОАК, заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова, появились определенные результаты. "По темпам роста производства авиационная промышленность в прошлом году продолжала оставаться одним из лидеров промышленного комплекса страны", - отметил вице-премьер. По сравнению с предыдущим годом объемы производства отрасли выросли в реальном исчислении на 16,6%, из них в гражданском секторе - на 10,2%, в военном - на 19,7%. Выручка от продаж по всем предприятиям авиационной промышленности составила около 230 млрд. руб., в том числе, более 100 млрд. руб. приходится на долю предприятий ОАК.
Подводя итоги 2007 г., С.Иванов отметил, что "доля экспорта в выручке от продаж в целом по отрасли составила около 30%, и это, в общем-то, неплохо, поскольку отрасль эта высокотехнологичная, а мы все время говорим о внедрении инноваций, поощрении и стимулировании экспорта высокотехнологичной продукции. В авиационной промышленности эта тенденция соблюдается". При этом предприятия ОАК обеспечили свыше 90% всей отраслевой экспортной выручки. Правда, отметил С.Иванов, эти цифры в значительной степени были обусловлены ростом экспортных поставок истребителей. "Так или иначе, но эти финансовые показатели по отрасли - самые лучшие с 1991 г.", - резюмировал он.
Важным итогом работы корпорации за минувший год, по мнению председателя совета директоров, также стало определение модельного ряда самолетов на ближайшее десятилетие. "Сделано это было с учетом реальных возможностей российских конструкторских бюро и заводов, а самое главное, с учетом потребностей гражданских авиакомпаний, то есть потребностей рынка, причем не только внутреннего, но и мирового. И приятно отметить, что в прошлом году мы впервые наладили нормальное, конструктивное взаимодействие с авиаперевозчиками, крупными транспортными компаниями, и российскими и зарубежными, для которых, собственно, мы и изготавливаем самолеты", - заметил он.
Согласно основным положениям стратегии ОАК, плановыми индикаторами ее реализации в области военной авиации названы: целевой показатель - до 15% ежегодных продаж на мировом рынке, уровень продаж к 2025 г. - 110-130 самолетов в год, ежегодный рост объемов производства - 10-12% в период 2008-2025 гг., доля выручки от поставок военной авиатехники в общем объеме выручки ОАК в 2025 г. - 30-40%. Общий объем производства в период 2008-2025 гг. должен составить около 2300 самолетов фронтовой авиации и учебно-боевых самолетов, комплексов БЛА. При этом значительная доля произведенной военной авиатехники будет поставлена на экспорт и/или произведена в режиме международной кооперации.
Что касается гражданской авиации, целевой показатель здесь представлен ОАК в виде завоевания к 2015 г. не менее 5% мирового рынка магистральных и тяжелых региональных (вместимостью более 50 мест) самолетов, и 10% - в 2025 г. Среднегодовой рост объемов их производства в 2008-2025 гг. запланирован на уровне 22-25%. Общий объем выпуска в этот период времени может составить около 2600 единиц при уровне продаж к 2025 г. от 260 до 290 самолетов в год. Доля выручки от поставок гражданской авиатехники в общем объеме реализации продукции ОАК в 2025 г. достигнет не менее 50%, а доля поставок на экспорт - не менее 60%.
В ходе минувшего заседания С.Иванов назвал организацию производства гражданских самолетов одним из важных направлений деятельности корпорации в 2008 г.: "Хочу отметить, что в прошлом году объем заказов впервые превысил производственные возможности корпорации. То есть, спрос на гражданские самолеты гораздо выше, чем наши технические и производственные возможности... Причем уже имеются крупные портфели заказов от российских и зарубежных авиакомпаний на две новые модели региональных самолетов: Sukhoi SuperJet-100, который, как известно, недавно впервые поднялся в воздух, и Ан-148. В 2008 г. мы должны начать их серийное производство. Поэтому на первое место вышла задача по решению проблемы обеспечения выполнения заказов".
В области транспортной авиации основные задачи ОАК тоже определены. Целевой показатель - достижение к 2025 г. 20-30% ежегодных продаж на мировом рынке при уровне реализации 40-60 самолетов в год. Общий объем производства в период 2008-2025 гг. должен составить около 900-950 рамповых самолетов всех классов, а доля выручки от поставок рамповых ВТС в общем объеме выручки ОАК в 2025 г. - 10-20%. Экспортная составляющая будет представлена не менее 55-65% годового выпуска рамповых транспортных самолетов. "В транспортной авиации определен модельный ряд перспективных транспортно-грузовых самолетов и заводы, на которых они производятся или будут производиться, - прокомментировал С.Иванов. - В классе сверхтяжелых грузовиков - это модернизация и, возможно, возобновление в Ульяновске производства самолета Ан-124 "Руслан". Принято решение о серийном производстве там же в Ульяновске последней модификации Ил-76МФ с отечественными двигателями ПС-90А. Идет совместная работа с нашими индийскими партнерами над обликом нового многофункционального транспортного самолета проекта МТС".
Ресурсы
В целом, по словам президента, председателя правления ОАК Алексея Федорова, стратегией предусматривается увеличение объема общей выручки корпорации с 4 до $12-14 млрд. в годовом исчислении к 2015 г., и $20-25 млрд. к 2025 г. Запланирован рост эффективности производства (производительности труда) и достижение по этому показателю мирового уровня ($250-300тыс.) в 2015-2025 гг. Капитализация ОАО "ОАК" должна возрасти со 100 до 400 млрд. рублей к 2015 г. и до 1 трлн. руб. к 2025 г. Воплощение этих планов в жизнь предполагает несколько этапов, на каждом из которых будут решаться соответствующие задачи рыночного позиционирования и развития ресурсов.
Основные целями первого этапа, обозначенного как "Реорганизация и антикризисное управление" (2007-2010 гг.), являются мобилизация ресурсов, необходимых для реализации стратегии и формирование ключевых научно-технических заделов, необходимых для обеспечения устойчивого развития. Второй этап - "Развитие ключевых проектов" (2010-2015 гг.) направлен на их реализацию в каждом сегменте бизнеса и построение современной индустриальной модели, обеспечивающей расширение производства на новой технологической основе, а также достижение рентабельности производства, соответствующей лучшим международным отраслевым показателям. Третий, завершающий этап, назван "Устойчивое развитие в новой модели" (2015-2025 гг.) и предусматривает достижение целевых позиций на рынке наряду с глобальной диверсификацией деятельности.
В настоящее время объективная ограниченность ресурсов, по мнению руководителей ОАК, требует их концентрации на наиболее перспективных направлениях в соответствии с приоритетами продуктовой стратегии корпорации. Такой подход планируется осуществлять путем координации использования ресурсов входящих в ОАК конструкторских бюро и заводов, реструктуризации активов ОАК, интеграции ресурсов авиастроительных комплексов стран СНГ, приобретения и интеграции других зарубежных активов, рационального аутсорсинга. При этом отмечается, что все это тоже будет происходить поэтапно. Ведь для достижения конкурентного уровня ряда ресурсов, в частности трудовых и инженерно-технологических, потребуются годы и значительные инвестиции.
"Корпорация ведет активную работу по увеличению производственных мощностей авиазаводов, - подчеркнул С.Иванов. - Идет подготовка к масштабному техническому перевооружению, начало которого намечено на этот год. В прошлом году мы выделили из бюджета 6 млрд. руб., направленные именно на техническое перевооружение. Все это позволит осуществить запуск новых продуктов с использованием принципиально новых технологий. Проект бюджета ОАК на 2008 г. составлен исходя из того, что ключевыми ресурсами развития отрасли должны стать три основных вещи. Это персонал, новые технологии и современная организация бизнеса. Я бы эти три момента выделил как ключевые не только на 2008г., но и на ближайшую перспективу".
Помимо использования бюджетных возможностей, по словам председателя совета директоров ОАК, финансирование новых проектов и изменение динамики развития будет осуществляться за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников, альянсов со стратегическими партнерами, прежде всего, Boeing и EADS и повышения инвестиционной привлекательности ОАК. Кроме того, "в формировании прибыли корпорации постепенно должна увеличиваться доля от реализации конечной продукции. Надо признать, что сейчас прибыль формируется, и в значительной степени, за счет дивидендов дочерних обществ, а не самой корпорации", - отметил он.
Бюджет
В ходе подготовки к годовому общему собранию акционеров совет директоров ОАО "ОАК" предварительно утвердил годовой отчет за 2007 г. и годовую бухгалтерскую отчетность по результатам минувшего финансового года, а также рекомендовал их к утверждению собранием акционеров. Согласно данным, предоставленным ОАК, в начале 2007 г. заявленный УК корпорации составлял 97 млрд. руб. К концу года капитализация компании оценивалась уже в 110 млрд. рублей. Таким образом, стоимость одной акции выросла на 13%. По предварительным оценкам, консолидированная выручка ОАО "ОАК" за 2007 г. составила около 100 млрд. руб., а общая прибыль, полученная предприятиями, входящими в корпорацию, - почти 8,5 млрд. руб. В бухгалтерской отчетности корпорации за 2007 г. чистая прибыль головной компании без учета входящих в ОАО "ОАК" дочерних обществ отмечена цифрой более 121 млн.руб. При этом в самолетостроении в целом на долю предприятий, интегрированных в ОАО "ОАК", уже приходится более 90% от общего объема производства в России и СНГ.
Советом директоров утвержден бюджет ОАО "ОАК" на 2008 г., в размере более 42,4 млрд. рублей, составленный исходя из необходимости реализации оперативных задач и стратегической миссии корпорации. При этом определены три основных направления деятельности, предусмотренные бюджетом: организация поставок гражданских самолетов, управление НИОКР и инвестициями.
Среди главных задач, определивших основные параметры бюджета ОАК на 2008 г., предусмотрена реализация значительной части программы производства самолетов гражданской авиации, включая действия по техническому перевооружению и стабилизации финансового состояния авиастроительных заводов ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "ВАСО"; увеличение роли ОАО "ОАК" в управлении программами НИОКР в области гражданского авиастроения; исполнение обязательств ОАО "ОАК" по предъявлению обязательного предложения (оферты) по выкупу акций у акционеров ОАО "Корпорация "Иркут"; продолжение процесса формирования корпоративной структуры и системы управления самолетостроительным комплексом для реализации текущих и перспективных задач, определенных стратегией развития ОАО "ОАК", а также реструктуризацию имеющихся активов и повышение их эффективности и капитализации.
Согласно планам ОАО "ОАК", инвестиции на техническое перевооружение заводов-производителей гражданской авиатехники до 2010 г. должны составить до 10 млрд. руб. Основными получателями средств названы ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО), ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова".
Управление
12 февраля 2008 г. Советом директоров ОАО "ОАК" одобрено создание 100% дочернего предприятия, управляющей компании по организации производства и поставок гражданских воздушных судов. 30 мая 2008 г. официально зарегистрировано ООО "УК "ОАК-ГС", уставной капитал которого составляет 25 млн. рублей. По мнению руководителей авиастроительного холдинга, "в перспективе это позволит организовать на российском рынке единый центр ответственности за разработку, производство, реализацию и послепродажное обслуживание гражданской авиатехники".
Большинство экспертов считают такой подход актуальным, в связи с необходимостью скорейшего решения остро назревшей проблемы резкого, неконтролируемого роста цен на энергоносители, основные комплектующие и материалы, в том числе металлы и жаропрочные сплавы, используемые в авиастроении, с чем столкнулся сегодня отечественный авиапром. В результате значительного увеличения себестоимости производства продукции в отрасли в целом отмечается снижение рентабельности производства, и происходит срыв сроков выполнения заключенных ранее контрактов, в том числе в рамках гособорон- и госзаказов. О накопившихся трудностях около года рассказывали в своих выступлениях большинство руководителей предприятий авиастроительной и двигателестроительной отраслей. В том числе, они рассматривались и на апрельском совместном совещании компаний-поставщиков авиастроительной отрасли, посвященном вопросам и перспективам организации взаимодействия ОАК с поставщиками авиастроительной отрасли, а также необходимости обеспечения конкурентоспособной стоимости воздушных судов российского производства.
А.Федоров в своем докладе об основных положениях стратегии развития ОАК и плане производства самолетов на 2007-2015 гг. подчеркнул, что для реализации последнего (431 самолет до 2012 г. и более 800 самолетов до 2015 г.) "необходимо организовать систему взаимовыгодного сотрудничества, а также программу совместной деятельности ОАО "ОАК" и компаний-поставщиков на ближайшие 5-10 лет". Рост себестоимости комплектующих воздушных судов за последние 5 лет в среднем составил 112%, что, в свою очередь, привело к увеличению стоимости гражданских воздушных судов российского производства для авиакомпаний. Кроме того, отмечены наличие дефицита по некоторым материалам и изделиям, несоответствующий уровень качества продукции. Препятствиями к нормальной работе авиационной промышленности России, по мнению участников апрельского совещания, является отсутствие системы договорных отношений, гарантирующей всем участникам процесса стабильность на 3-5 летнюю перспективу. Нет сквозной системы контроля качества, что вызывает дублирование функций контроля поставщиков и потребителей. Недостаток сквозной системы управления перспективными разработками на 10-15-лет делает невозможным долгосрочное планирование и полноценную организацию НИОКР. В связи с этим, по словам А.Федорова, ОАО "ОАК" до конца 2008 г. готово с каждым из ключевых поставщиков разработать конкретную программу совместной деятельности на 5-10 лет. Она должна предусматривать заключение контракта в модели гарантированного выкупа заявленной продукции с жесткими штрафными санкциями для обеих сторон, структуру цены, учитывающую основные параметры и перечень внутренних проектов поставщика, под которые ОАО "ОАК" будет содействовать привлечению финансирования на льготных условиях. В результате ожидается снижение стоимости воздушных судов для авиакомпаний и значительное улучшение качества производимых самолетов. ОАК планирует сформировать и долгосрочную программу развития поставщиков в целях повышения конкурентоспособности российского авиапрома на мировом рынке.
Производственная программа ОАО "ОАК" требует консолидации производственных мощностей, концентрации ключевых ресурсов и компетенций, форсирования программ технического перевооружения на промышленных площадках и изменения модели производственной кооперации, сложившейся в последнее время. Кроме того, необходимо организовать новую систему продаж и послепродажного обслуживания воздушных судов гражданской авиации, ориентированную на выявление и удовлетворение потребностей клиентов.
Созданием управляющей компании ОАК намерена усилить прямое оперативное управление по существенному увеличению производства гражданских воздушных судов, предусмотренному "Основными положениями стратегии развития ОАО "ОАК" до 2025 года" и планом производства гражданских самолетов в 2008-2012 годах. Создание ООО "УК "ОАК-ГС" как отдельной компании призвано обеспечить необходимую гибкость в принятии решений, эффективность работы на рынке и быструю реакцию на потребности клиентов, рационализировать организацию функций оперативного управления производством.
В управляющую компанию передаются функции управления продажами, включая заключение от имени ОАО "ОАК" контрактов с авиакомпаниями на поставку самолетов, и управление производством и послепродажным обслуживанием по следующим семействам самолетов: Ту-204/214/334, Ан-148, Ил-96 и, в будущем, Ил-114. По официальной информации, в данный момент экономические показатели предприятий, производящих данные модели самолетов, не удовлетворяют требованиям ОАО "ОАК". Одной из задач, поставленных перед управляющей компанией, станет увеличение рентабельности продаж существующих моделей самолетов, в первую очередь за счет снижения издержек производства.
Помимо роли агента ОАК по организации производства и поставок гражданских воздушных судов в разряд ключевых компетенций управляющей компании войдет эффективная организация деятельности заводов и КБ, повышение качества их взаимодействия и создание нового качества поставщика, обеспечивающего лучшие условия и сервис для клиентов. ООО "УК "ОАК-ГС" будет управлять денежным потоком инвестиций и контролировать эффективность использования средств в рамках стратегии технического перевооружения авиастроительного холдинга. Кроме того, управляющая компания возьмет на себя некоторые элементы общей системы закупок, включая централизацию товарных потоков ключевых комплектующих, как в целях использования их при производстве новых самолетов, так и для организации возвратно-обменного фонда при осуществлении послепродажного обслуживания.
Учитывая важность реализации начального этапа программы консолидации бизнеса в гражданской авиации, Совет директоров ОАК решил, что А.Федоров может совмещать должности президента, председателя правления ОАО "ОАК" и генерального директора ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты". Кроме того, рассмотрен и одобрен список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров общества на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 июня 2008 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов