Промышленный еженедельник
11 июня 2008, 13:35
Операция "госкорпорация"
5 июня в офисном здании ФГУП "Рособоронэкспорт" на Стромынке прошло заседание комитета Государственной думы РФ по обороне
Виктор Заварзин напомнил, что правовая и организационная форма государственной корпорации была выбрана с целью максимально ускорить экономическое, научное и технологическое развитие оборонно-промышленного комплекса страны за счет оптимального сочетания интересов государства с рыночными механизмами хозяйствования. Основная задача, поставленная перед "Ростехнологиями" - содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции. Корпорация была создана на основании Федерального закона от 23 ноября 2007 года номер 270-Ф3. Значительная часть организаций, включенных в ее состав (около 80%) являются разработчиками и производителями продукции военного и двойного назначения.
Заварзин отметил основные проблемы ОПК. А они столь серьезны, что дают основание говорить о наличии системного кризиса. Вот только некоторые из них.
Первое. Замедление темпов промышленного роста из-за резкого снижения рентабельности отрасли.
Второе. Низкая инвестиционная привлекательность внутреннего рынка оборонной продукции.
Третье. Несоответствие структурной организации промышленности обычных вооружений требованиям рынка.
Четвертое. Избыточность производственных мощностей при их высокой изношенности.
Пятое. Отставание от мирового уровня, частичная утрата базовых критических технологий.
Шестое. Проблемы кадров, нехватка квалифицированных инженеров и рабочих, высокий "предпенсионный" возраст работающих на оборонных предприятиях.
Развитию кризиса способствует не всегда профессиональный подход министерств и ведомств к администрированию деятельности хозяйственных субъектов. Медлительность и нерешительность с принятием решений по формированию в промышленности интегрированных структур, способных на равных конкурировать с лидерами мировой индустрии. Низкая эффективность управления государственной собственностью, несовершенство механизмов экономического стимулирования.
Попытка привлечь внебюджетные средства для технического перевооружения предприятий оборонного комплекса свелась на практике к "самофинансированию" предприятий за счет средств самих предприятий. А это едва ли составляет одну пятую часть потребной суммы у тех компаний, которые пока еще сохраняют положительную рентабельность. Проверки Счетной палаты выявляют высокую долю средств в структуре расходов корпораций на зарплату административно-управленческого аппарата при скромных результатах хозяйственной деятельности. Существует реальная опасность, что попытка и далее использовать прежние экономические подходы по отношению к оборонно-промышленному комплексу может натолкнуться на серьезные финансовые и технологические трудности.
Между тем, перед ОПК страны, в свете объявленного руководством России инновационного курса развития, ставятся новые масштабные задачи. Требуется обеспечить освоение наукоемких технологий создания современного вооружения и военной техники (ВВТ на современной отечественной элементной и сырьевой базе. Обеспечить высокие потребительские свойства ВВТ. Подкрепить их высоким уровнем маркетинга и послепродажного обслуживания в рамках системы гибкого реагирования на требования заказчиков - как российских, так и иностранных. В этой связи перед законодателями стоит сложная задача обеспечить создание правовых и организационных условий для структурных преобразований в промышленном секторе страны, что необходимы для достижения поставленных руководством страны целей.
Уже принят закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства", прошел первое чтение законопроект "О передаче технологий", разрабатывается новая редакция закона "О государственном оборонном заказе".
Выступления на заседании комитета по обороне 5 июня имели целью обозначить новые направления работы, которую необходимо провести законодателям для наилучшего обеспечения деятельности государственных корпораций, в особенности - "Ростехнологий". При этом председатель комитета предостерег выступающих: изменения в существующее законодательство должны прежде всего быть направлены на обеспечение инновационного пути развития ОПК, а не на создание новых монополистов, которые будут завышать цены на продукцию в угоду чисто корпоративным интересам.
Среди основных тезисов выступивших на заседании стоит отметить следующие. "Ростехнологии" должны послужить "становым хребтом" - той самой "несущей конструкцией", на которую будут опираться как уже созданные, так и намеченные к образованию интегральные структуры ОПК страны, в том числе различные "целевые" холдинги. В отличие от акционерных обществ, главная задача которых - извлечение прибыли для держателей акций, государственные корпорации решают поставленные перед ними задачи государственного и социально-экономического характера. Иными словами, главным в деятельности государственных корпораций является не финансовые, а государственно значимые, социально-экономические итоги деятельности. В этой связи даже предпринимательская деятельность корпорации не должна являться самоцелью, как это (то есть извлечение прибыли) присуще коммерческим организациям.
Еще один интересный тезис связан с решением вопросов формирования имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Ростехнологии". Проект указа на сей счет предполагает внесение акций сотен организаций ОПК, что обусловлено необходимостью перестройки существующей системы управления федеральной собственностью. Есть идея передавать часть пакетов акций отдельных предприятий не в активы государственной корпорации, а во временное управление. При правильном оформлении такого рода передачи появится возможность избежать некоторых нежелательных трудностей, которые могут возникнуть с частными акционерами. В частности, законодательство требует увеличения доли государства в акционерном капитале в случае предоставления предприятию бюджетных средств в качестве инвестиций на реализацию программ по основным видам деятельности компании. В таком случае поступающие из бюджета средства вызывают увеличение государственного пакета и, как следствие - уменьшение доли частных акционеров. Если же эти государственные вложения направлять непосредственно в государственную корпорацию, то "долевой проблемы" можно избежать.
Кроме того, интересное мнение было высказано в плане сравнения российского опыта по созданию государственных структур управления холдинговыми компаниями промышленности с иностранными. По сути дела, путь формирования "Ростехнологий" напоминает процесс создания аналогичной организации в Италии - концерна Finmeccanica. Несмотря на затянувшиеся споры о том, что лучше для эффективного управления собственностью промышленных предприятий при решении государственных и социально-экономических задач, итальянский пример дает как раз положительный пример того, как по сути государственная структура эффективно управляет бизнес-процессами в значительной части высокотехнологичных отраслей экономики европейской страны.
Завершая разговор по повестке заседания думского комитета, выступающие отметили сложившееся хорошее взаимодействие между сотрудниками "Ростехнологий" и законодателями. А последние уверили принимающую сторону, что они сделают все от них зависящее в части законодательного обеспечения деятельности государственной корпорации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов