Красная звезда
18 июня 2008, 12:34
Поддержать инновации законом
Приоритетом развития российских предприятий руководство страны назвало реализацию инновационных и высокотехнологичных проектов
Некоммерческое управление
Депутаты думского Комитета по обороне выездное заседание провели в ФГУП "Рособоронэкспорт". В мероприятии приняли участие представители и других парламентских комитетов, ведущих промышленных предприятий России, а также первый заместитель генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" Алексей Алешин, генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин. Прошло обсуждение основных направлений законодательного обеспечения деятельности "Ростехнологии", связанных с гособоронзаказом, военно-техническим сотрудничеством и выходом на новый уровень работы с высокотехнологичными отраслями российской экономики.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне Виктор Заварзин отметил, что правовая и организационная форма существования госкорпорации как некоммерческой структуры была выбрана с целью максимального ускорения научного и технологического развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) за счет оптимального сочетания интересов государства с рыночными механизмами хозяйствования. Он обратил внимание участников совещания на то, что сегодня, как никогда, для ОПК важно обеспечить освоение новых наукоемких технологий разработки и производства вооружения и техники на современной отечественной элементной и сырьевой базе. Обеспечить высокие потребительские свойства продукции, современный уровень маркетинга и послепродажного обслуживания техники, оперативно реагировать на изменения требований заказчиков, в том числе иностранных.
По мнению В. Заварзина, перед собравшимися стоит важная и сложнейшая задача - обеспечить правовое и организационное выстраивание долгосрочных и экономически рентабельных программ. Определенные шаги уже сделаны. Принят закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Прошел первое чтение законопроект "О передаче технологий". В работе новая редакция закона "О государственном оборонном заказе". Вносятся изменения и в другие правовые акты.
В ходе обсуждения были затронуты различные аспекты правового и финансового регулирования деятельности "Ростехнологии", а также вопросы защиты интеллектуальной собственности предприятий-разработчиков продукции и услуг.
Участники заседания поддержали последовательные действия государственной корпорации, направленные на повышение своей инвестиционной привлекательности и транспарентности.
Большое значение, по оценке депутатов, в этом отношении сыграло соглашение о сотрудничестве между госкорпорацией и Счетной палатой РФ. Оно предусматривает проведение контрольных мероприятий для определения законности и эффективности использования корпорацией средств, направляемых на развитие отечественного машиностроения и смежных отраслей промышленности.
Важным направлением деятельности корпорации названо объединение научно-технического и технологического потенциалов предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечение их инновационной активности. В этой связи целесообразно создание научно-технического совета, в рамках которого можно было бы создать эффективную систему отбора и коммерческой поддержки высокотехнологичных проектов.
Среди основных направлений законодательного обеспечения деятельности ГК "Ростехнологии" А. Алешин назвал: уточнение основных функций и полномочий госкорпорации, учет ее особого налогового статуса как некоммерческой организации, внесение изменений в редакции федеральных законов, в том числе "Об экспортном контроле", "О рекламе", "О передаче технологий".
Было высказано предложение о предоставлении "Ростехнологиям" права вести доверительное управление ценными бумагами в соответствии с законодательством России. Это позволит создать эффективный механизм контроля за решениями, которые принимаются общими собраниями акционеров организаций (имеются в виду организации, которые будут участвовать в программах, реализуемых корпорацией), а также минимизировать возможные финансовые риски.
Рыбинские "инопланетяне"
В эти же дни депутаты Государственной Думы - представители комитетов по транспорту, промышленности, бюджету и налогам, межфракционного депутатского объединения "Авиация и космонавтика", члены Совета Федерации подробно ознакомились с модернизацией производства на НПО "Сатурн", использованием новейших технологий, уникальной испытательной базой, современным уровнем крупнейшего в России конструкторского бюро в области газотурбинного двигателестроения. Здесь теории и планы прорыва, которые во многих случаях только декларируются, уже реализованы ощутимо и зримо.
На НПО "Сатурн" разработана и реализуется программа модернизации и технологического перевооружения. За пять лет в научно-производственном объединении реконструировано и построено 76.000 квадратных метров промышленных площадей нового типа. На большинстве производственных участков в цехах создается необходимый микроклимат с требуемой температурой, влажностью, чистотой воздуха. За рубежом закуплено современное многофункциональное оборудование, которое подключено в единую информационную сеть. Большую долю занимают станки Mari Seik, Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Electric (Япония), обрабатывающие центры Hermle Metabo Walter (Германия), Starrag, Studer (Швейцария). В прошлом году на предприятии разработано 3.859 новых технологических процессов.
Необходимо особо отметить, что рыбинские двигателестроители не просто обновили какую-то часть своего станочного парка, а выстроили технологические линии. В сотрудничестве с канадской MDS Aero Suppart corp и бельгийской LMS для проведения широкого спектра сертификационных и приемо-сдаточных испытаний различных типов авиационных двигателей по российским, европейским и американским стандартам созданы два закрытых испытательных стенда, а также открытый испытательный стенд общей площадью 60.000 квадратных метров. Только в прошлом году в развитие и модернизацию производства компания вложила 1,5 миллиарда рублей и продолжает работу в этом направлении.
Успешное развитие предприятия вызвало у законодателей немало положительных эмоций. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Владимир Клименко: "От имени участников делегации должен сказать, что мы действительно восхищены тем уровнем производства, сервиса, конструкторской мысли, которые увидели. Это действительно очень большое достижение трудового коллектива, так как все было сделано в столь трудные годы".
Председатель подкомитета по авиационному транспорту Комитета Госдумы по транспорту Анатолий Лисицын считает, что в регионе, по меркам Москвы провинции, создано производство мирового уровня. Он обратил внимание и на другой весьма важный аспект. Довольно часто в последнее время главный упор делался на зарплату. В результате на некоторых производствах сегодня зарплата намного опережает производительность труда - это бич нашей промышленности.
Именно поэтому научно-производственное объединение помимо техперевооружения уделяет особое внимание и подготовке кадров. В ходе визита делегация парламентариев и сенаторов России посетила Рыбинскую государственную авиационно-технологическую академию им. П.А. Соловьева (РГАТА). Ее ректор Валерий Полетаев ознакомил депутатов с результатами программы сотрудничества, в рамках которой НПО "Сатурн" только за прошедшие три года инвестировало в повышение качества обучения студентов, технологическую базу РГАТА 100 миллионов рублей. Программа подготовки подчинена соответствию высоким квалификационным требованиям компании. Студенты проходят обучение на таких же станках, оборудовании, программном обеспечении, что используются на предприятии. При достижении высокого уровня подготовки им гарантирована высококвалифицированная и высокооплачиваемая работа в НПО "Сатурн" после окончания учебного заведения. Так же активно рыбинские двигателестроители сотрудничают с МАИ, МГТУ им. Баумана, Самарским ГАУ. Кроме того, более 300 сотрудников компании прошли обучение в Германии, Швейцарии, Японии на фирмах-производителях поставляемого оборудования.
В совещании помимо депутатов и сенаторов приняли участие руководство Ярославской области, ОАО "НПО "Сатурн", ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". В числе рассмотренных вопросов - состояние, перспективы и законодательное обеспечение политики привлечения и закрепления кадров в оборонно-промышленном комплексе, инновационного развития экономики, структурных преобразований в ОПК и высокотехнологичных отраслях на основе частно-государственного партнерства, как это принято во всех развитых странах мира, развитие оборонных отраслей промышленности, двигателестроения, и в частности НПО "Сатурн".
Приоритеты серии
Прошло обсуждение состояния, перспектив и законодательного обеспечения развития отечественной авиационной промышленности на примере проекта самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и двигателя SaM146. Сертификация авиационного комплекса будет проведена по российским, европейским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать региональный самолет без ограничений во всех странах.
Проект не только технический и промышленный. Он приобретает политическое значение, поскольку к числу его активных конкурентов - Bombardier, Embraer добавились фирмы Японии и Китая с новым проектом. Они планируют в 2010 году выпустить аналогичный региональный самолет. Значит, к тому времени необходимо выйти на уровень выпуска 60 самолетов SSJ-100 в год.
Вот почему сегодня необходимы опережающее финансирование и контроль со стороны государства проекта SSJ-100 с двигателями SaM146. В противном случае на мировом рынке Россия потеряет перспективную и весьма емкую нишу региональных самолетов и вложенные средства не окупятся.
Наша справка
По оценкам экспертов, в ближайшие годы ежегодный рост объема авиаперевозок составит около 5 процентов. По прогнозам ГосНИИ, к 2020 году пассажирооборот может возрасти более чем в 2,5 раза. Именно поэтому двигателестроение - один из самых динамичных секторов мировой экономики. Ее ежегодный рост составляет 4-6 процентов. Объемы рынка по послепродажному обслуживанию двигателей за последние пять лет возросли в два раза и к 2006 году составили 13,5 млрд. долларов.
Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков по итогам визита парламентариев и сенаторов на НПО "Сатурн" отметил глубину анализа стратегически важного проекта, который поддерживается государством и уже принес первые результаты. Идет реализация весьма непростого проекта. Естественно, он требует значительных ресурсов - технологических, кадровых, финансовых. Финансируется проект государствами - через бюджеты Франции, Российской Федерации - и компаниями-участниками - французской Snecma и российским НПО "Сатурн". "Этот проект очень хорошо контролируется правительством, и участие государства в нем просто беспрецедентное, - отметил генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин. - Государство очень хорошо финансирует этот проект. Платит по условиям договора столь же точно, как идут швейцарские часы".
"В этой поездке меня больше всего интересовало, как наши федеральные деньги расходуются и используются, - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Сергей Штогрин. - В отличие от дорожников, которые использовали в прошлом году около 70 процентов выделенных денег, в НПО "Сатурн" они используются очень эффективно. В этом я убедился сам, именно в такие проекты и надо вкладывать бюджетные деньги, которые потом не только рационально расходуются, но и дают кумулятивный эффект, выводя за собой на новые позиции и другие отрасли, другие предприятия, создавая широкую налоговую базу и умножая доходы в бюджет Ярославской области".
В проекте много проблем и вопросов, связанных с таможней, с участием министерств и ведомств, которые ведут этот проект, профильных комитетов Госдумы, которые рассматривают бюджет. Сформулированы определенные идеи, надо двигаться дальше, чтобы результат визита депутатов и сенаторов стал максимально полезным для российских предприятий. Поднятые в ходе встречи вопросы характерны и для других предприятий, организаций, которые тоже стараются развить экономику страны, свое производство, но достучаться до Госдумы и Минфина порой не могут. Их решение поможет не только рыбинцам, но и всем остальным.
Как пояснил Владимир Клименко, состоялось деловое обсуждение проблем, связанных с созданием механизмов государственно-частного партнерства. Необходимо сбалансировать интересы государства и негосударственной компании таким образом, чтобы проект не тонул в бюрократических процедурах. Необходимо предложить механизм их быстрого решения, чтобы процессы, в данном случае перевода SaM146 в серию, стали более динамичными. Депутаты и сенаторы будут поддерживать дополнительное выделение в рамках федеральной программы на серийное производство самолета SSJ-100 и двигателя SaM146 до 2011 года более 8 млрд. рублей, такую же сумму выделят предприятия - участники проекта.
Наша справка
На XII Петербургском международном экономическом форуме Внешэкономбанк и компания "Сухой" с целью финансирования программы разработки SSJ-100, их сертификации и запуска в серийное производство, а также создания системы послепродажного обслуживания подписали два кредитных соглашения на 61 млн. долларов и 34 млн. евро сроком на 8 лет.
Анатолий Лисицын предложил высшему совету партии "Единая Россия" взять этот прорывной проект в области авиации и сопутствующих производств под контроль и продвигать его со стороны Государственной Думы.
Состоявшиеся заседания комитетов Госдумы продемонстрировали конструктивную парламентскую поддержку деятельности государственных и частно-государственных структур в высокотехнологическом секторе экономики России. Без сомнения, именно такие действия депутатов и сенаторов помогут отечественным предприятиям более эффективно реализовывать инновационные проекты, обеспечивающие российским структурам динамичное развитие и выход на мировой рынок с высококачественным, конкурентоспособным товаром. Только так можно и нужно переводить приоритеты экономики страны из сырьевого в технологический сектор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"