О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нам не летать на новых самолетах... Как минимум, в ближайшем будущем

В конце прошлой недели Совет Федерации РФ принял очередное постановление о поддержке гражданского авиастроения и гражданской авиации в России. Правительству предлагается в кратчайшие сроки завершить разработку целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" и внести его на утверждение одновременно с проектом бюджета на 2002 года. Кроме того, 5 млрд. рублей рекомендуется направить на финансирование лизинга воздушных судов и авиационной техники. Причина выделения средств ясна: в настоящее время новая техника не производится и не закупается, а к 2006 году подлежит списанию две трети нынешнего парка пассажирских самолетов.
Поэтому вопрос лизинга ставится рядом российских экспертов во главу возрождения российской авиации. Однако другие эксперты утверждают, что лизинг не спасет от гибели ни авиакомпании, ни авиапромышленность России.
Что дает лизинг? Самое его большое и, наверное, единственное достоинство - это возможность для авиакомпании получить современный самолет, не платя за него сразу десятки миллионов долларов. Первый пилотный проект предполагал лизинг для "Аэpофлота" шести 300-местных самолетов Ил-96-300, поставки которых должны были начаться с 2001 года. Для передачи воронежским авиазаводом этих самолетов в лизинг "Аэpофлоту" требовался кредит на сумму $115 млн. и сроком на 8 лет, под 12% годовых и под гарантии правительства РФ. Однако по ряду причин до сих пор этот проект так и не реализован.
Под вопросом находится и другой лизинговый проект. 16 февраля этого года авиакомпания "Атлант-Союз" и лизинговая компания "Ильюшин-финанс Ко" подписали рамочное соглашение, согласно которому "Атлант-Союз" приобретет в лизинг 10 новых самолетов Ил-96-400Т и четыре Ту-204. Общая стоимость контракта составляет порядка $450 млн. Будет ли реализован этот проект, также пока неясно.
Дело в том, что принятое 29 марта 2001 года решение по лизингу носило "протокольный" характер: правительство РФ дало понять, что оно "понимает" проблему, однако никакого постановления не приняло, и средства на реализацию лизинга выделены не были. Кроме того, для внедрения лизинга необходимо принять ряд поправок к бюджету на 2001 год, в котором средств на это не предусмотрено.
Следует отметить, что лизинг имеет и свои негативные стороны. Он предполагает, что суммарный объем платежей за срок эксплуатации самолета превышает стоимость закупаемой машины в 1,3-1,6 раза (в зависимости от срока и условий договора). Кроме того, лизинг может быть рентабелен для авиакомпаний при интенсивной эксплуатации магистральных самолетов (не менее 3-3,5 тыс. часов в год). При таких условиях возможны поставки и авиатехники западного производства.
Однако, если переоснащение отечественной гражданской авиации будет производиться только зарубежными самолетами, Россия потеряет около $100 млрд. в ближайшие 20 лет. Согласно прогнозу, сделанному группой российских экспертов, в результате этого авиационный комплекс России и смежные отрасли лишатся примерно 2 млн. рабочих мест, а недостача отчислений в федеральный бюджет в виде налогов от продаж превысит $20 млрд.
Закупка и лизинг зарубежной авиационной техники в настоящее время не предусматривает одновременной передачи новых технологий, взаимного признания сертификатов летной годности, соглашений о совместном производстве или других компенсаций. Зато отток из России финансов за счет лизинговых платежей российских авиакомпаний составляет более $200 млн., что значительно превышает весь годовой объем расходов, предусмотренный на реализацию программы развития гражданской авиации в РФ.
Что же касается лизинга новой отечественной авиатехники, то сегодня он тоже проблематичен. Новые самолеты российского производства неконкурентоспособны по сравнению с западными. Необходима их доводка, прежде всего по ресурсным и эксплуатационным показателям. На начальном этапе эксплуатации (первые 2-3 года) отечественные самолеты нового поколения при реальных налетах до 1500 часов убыточны. Только при доведении ресурса двигателей отечественных самолетов (до первого ремонта) до 4-5 тыс. часов налета, а также ежегодной эксплуатации этих воздушных судов более 3000-3500 часов, уровень их рентабельности становится близок к показателям западных машин. Однако при реальном уровне финансирования такая доводка потребует не менее 2-4 лет. Таким образом, полномасштабный выход на рынок новых отечественных самолетов возможен не ранее 2003-2005 годов, и только тогда их лизинг, возможно, станет эффективным.
Эти выводы подтвердил первый заместитель министра транспорта Александр Нерадько, который заявил на заседании Совета Федерации о том, что Россия может отказаться от лизинга западной авиатехники только в 2003-2004 годах. Сегодня она не сможет этого сделать, потому что в таком случае потеряет западный авиарынок и западные авиамаршруты, отметил А.Нерадько....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка