АвиаПорт.Ru
16 июля 2008, 14:04
Амбициозная пятилетка ИФК
Генеральный директор ИФК А.Рубцов рассказал "АвиаПорту" о соглашениях компании и об основных направлениях развития на ближайшие пять лет
На прошлой неделе совет директоров ИФК одобрил контуры пятилетнего плана нашей работы. Мы определили основные продукты, которыми компании предстоит заниматься, обозначили финансовые параметры и расставили приоритеты. Это дает нам основание для разработки детального бизнес-плана и формирования пятилетнего бюджета с тем, чтобы в полном объеме профинансировать все, что мы наметили. Основные программы - это поставка самолетов семейства Ту-204СМ, Ан-148 и Ил-96. На выставке мы подписали соглашение с ОАК на более чем 60 самолетов - 31 машин твердый контракт и 30 - опцион. У нас уже подписано рамочное соглашение на Ан-148, тоже порядка 60 машин, и мы в ближайшее время переведем его в контракт. Наконец, продолжаем работать по теме Ил-96. Сегодня поставки этих лайнеров законтрактованы до 2011 года, но если мощности завода будут расширены, ИФК будет готова приобрести и реализовать на экспорт и в лизинг внутренним потребителям дополнительный объем Ил-96. Вообще вся программа финансирования оценивается в 117 млрд рублей до 2012 года и 90% этих средств пойдут на закупку самолетов у ОАК.
Второе направление деятельности, которое одобрил совет директоров, это программа маленьких региональных самолетов, от 10 до 50 мест, которые в программе ОАК пока не значатся. Среди машин, которые мы рассматриваем, Ил-114, Ан-140 и L-410, а также зарубежные самолеты такой вместимости. Окончательное решение по типу, который "Ильюшин Финанс" будет продвигать на рынок, предстоит принять в ближайшие два месяца. Естественно, приоритет получат те машины, которые производятся в России и которые представляют для нас коммерческий интерес.
Следующее направление деятельности - это послепродажное обслуживание и подготовка летного состава. Мы рассчитываем в ближайшее время приобрести три тренажера, один для Ту-204 и два для Ан-148, и это приобретение уже одобрено. В настоящее время подписано соглашение с компанией "Транзас", которая разработала тренажер для Ан-148. Также вероятно, что мы увеличим свой заказ еще на один тренажер.
Наконец, мы рассматриваем и вертолетную тематику, перспективные машины, преимущественно для корпоративных перевозок. В сферу наших интересов попадает "Ансат", семейство AW139, которое будет собираться в России в рамках соглашения между "Оборонпромом" и фирмой AugustaWestland.
- Сколько всего самолетов ИФК рассчитывает профинансировать за эти пят лет?
- Наша программа включает в себя порядка 70 самолетов типа Ту-204СМ, мы должны будем приобрести свыше 150 самолетов Ан-148. Наверное, поставим полтора десятка самолетов Ил-96, к сожалению, на большее пока нельзя рассчитывать из-за нехватки мощностей. Но мы надеемся к 2012 году выйти на другие объемы по этой машине. Также в наших планах идет порядка 30-50 региональных самолетов и десяток вертолетов.
- Ранее обсуждалась возможность лизинга самолетов зарубежного производства. Какое принято решение?
- Наша позиция такая, что мы подобные сделки рассматриваем исключительно как временное решение. То есть если поставка наших самолетов растянется на 4-5 лет, а авиакомпании нужно какое-то временное решение на пару лет, то мы будем готовы предоставить западный подержанный самолет. Но все-таки наша основная миссия - продажа российских самолетов, в этом наша специализация. Поэтому как самостоятельную цель мы западную технику пока не рассматриваем.
- Правительством была принята новая программа поддержки авиационного лизинга. Дает ли она какой-то результат в части субсидирования процентных ставок?
- Новое постановление правительства №90 предусматривает большие масштабы субсидирования, чем ранее. Мы рассчитываем, что в июле-августе состоится ряд поставок самолетов нашим заказчикам, и если все получится, то к осени запустим программу субсидирования и впервые применим ее на практике.
- Какой объем средств может быть получен?
- Все зависит от того, как раскрутится государственная машина. Речь идет о десятках миллионов рублей.
- Есть ли у компании планы по развитию операционного лизинга?
- Такие планы есть, но все упирается в несовершенство законодательства. Сейчас мы совместно с ОАК готовим предложения по изменению законодательства в части операционного лизинга. Второй ключевой вопрос - это регистрация прав собственности на воздушные суда.
Сегодняшняя ситуация может быть оценена как безобразная: мы не имеем возможности контролировать состояние своих активов. Показателен пример "Красноярских авиалиний", когда авиакомпания более полугода не платит нам лизинговые платежи, не платит за обслуживание планера, двигателей, систем, и продолжает выполнять перевозки, несмотря на то, что контракт расторгнут. Мы не понимаем, в каком техническом состоянии эти машины, так как никакие бюллетени разработчика, которые должны быть выполнены, не выполнялись. Мы пять раз уведомили российские авиационные власти, но при этом ничего не происходит, чиновники спокойно смотрят на эту ситуацию.
Поэтому закон о регистрации прав собственности на воздушные суда и присоединение к Кейптаунской конвенции, на мой взгляд, это вопросы более чем актуальные, их надо срочно выносить на повестку дня.
- Вы планируете накладывать арест на свои самолеты, находящиеся в эксплуатации у "Красноярских авиалиний"?
- У нас уже есть решение суда первой инстанции. И как только у нас будет решение второй инстанции, мы заберем эти самолеты.
- Президент ОАК Алексей Федоров заявил на выставке, что после 2010 года федеральная целевая программа развития гражданской авиатехники может быть вновь пересмотрена. На Ваш взгляд, какие машины необходимо включить в продуктовую линейку?
- По моему личному мнению, Россия должна вернуться на рынок дальнемагистральных самолетов. Мы должны еще раз изучит ситуацию с Ил-96, с технологичностью конструкции и мощностями по его производству. Такое решение в ОАК уже принято и сейчас идет формирование команды специалистов, которой предстоит радикально пересмотреть конструкцию самолета и технологию его производства. Наша цель - перейти с сегодняшних темпов 3-4 самолетов в год до хотя бы 15-20 машин. Потребности в этом самолете растут на фоне того, что зарубежные производители имеют портфель заказов на Boeing 787 и Airbus A350 до 2018 года. Спрос на дальнемагистральные самолеты достаточно большой, и это открывает перед нами возможности, так как авиакомпании не хотят ждать 7-8 лет.
Рыночная ситуация меняется в нашу пользу и мы должны еще раз уточнить стратегию ОАК и пересмотреть ФЦП. Надо не слепо следовать какой-то догме, а оперативно реагировать на развитие рынка. У нас уже появляются запросы на поставку десятков дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов, мы видим потребности авиакомпаний и готовы обеспечить сбыт самолетов в гораздо больших масштабах, чем они сегодня производятся.
- Какие финансовые итоги ожидаются в этом году?
- Все зависит от того, как у нас пройдет второе полугодие, потому что поставки самолетов съехали с первой половины года на вторую, реально они начались только сейчас. Если вторая половина года пройдет успешно, мы окажемся в тех цифрах, которые планировали, и по выручке, и по прибыли. Хотя год, конечно, будет тяжелый.
- Какие поставки запланированы на этот год?
- На прошлой неделе мы поставили Ту-204-300 для авиакомпании "Владивосток Авиа" и еще одну машину передадим этому заказчику в конце июля. Также в конце этой недели, либо в начале следующей, передадим Ту-204-100В с бортовым номером 43 для "Авиалиний 400". Машина №46 находится на покраске, есть уверенность, что будут достроены самолеты №47 и 49. Всего по графику "Авиастар-СП" должен передать восемь машин, из них в шести у меня сомнений нет, надеюсь, что они сделают 7-8 самолетов для нас.
Что касается Воронежского авиазавода, то до кона года мы передадим компании "Аэрофлот-Карго" три Ил-96-400Т и в декабре должен подняться первый Ан-148, который получит ГТК "Россия".
- Сейчас сложилась непростая ситуация с поставками самолетов Ту-204-100В для авиакомпании "Авиалинии 400", как она буде развиваться?
- Проблема возникла с сертификацией самолета, в результате потеряно несколько месяцев. Но мы рассчитываем, что в июле машина будет в авиакомпании. Естественно, нам придется договариваться с авиакомпанией о компенсации убытков, которые она понесла. Я думаю, что это будет предметом наших переговоров, и мы постараемся найти какое-то досудебное решение по этому вопросу.
- Это может стать первым прецедентом, когда вы будете компенсировать задержку?
- К сожалению, у нас уже были случаи, когда мы по вине заводов-изготовителей или КБ либо опаздывали с поставкой самолетов, либо заявленные характеристики не выполнялись. Нам приходилось компенсировать нашим заказчикам убытки, возникающие в связи с этим. Но это - часть нашего бизнеса, и мы всегда платим по своим обязательствам, даже если нам это сильно не нравится.
- Сейчас контракты купли-продажи самолетов заключаются с ОАК. Это позволит вам в будущем переносить свои убытки на производителя?
- ОАК будет платить штрафные санкции вместе с заводами и КБ.
- Сейчас возможно перенести требования о компенсации убытков на завод-изготовитель?
- Теоретически это возможно, но финансовое положение "Авиастара" таково, что практически это бессмысленно.
- Как сейчас идут переговоры об экспортных поставках российских самолетов?
- Мы уже поставили на Кубу все законтрактованные самолеты, и сейчас готовится еще одно соглашение на грузовую машину Ту-204С и, возможно, две пассажирские. Также были переговоры по Ан-148, и с началом серийного производства мы их продолжим. Но сейчас ситуация такова, что на ближайшие два года все поставки Ан-148 уже расписаны.
- Есть ли прогресс в переговорах с Зимбабве?
- От Зимбабве мы получили только часть авансовых платежей за Ил-96. Как известно, ситуация в стране непростая. Мы ждем, когда там пройдут выборы и будет сформировано новое правительство. Посмотрим, какая ситуация будет в мире, будут ли какие-то санкции, как это повлияет на наш бизнес.
- Будет ли реализован в срок иранский контракт на пять Ту-204-100СМ?
- У нас уже подписан контракт с ОАК, согласно которому эти пять машин будут построены, уже оплачены двигатели для них, значительная часть агрегатов. Деньги на сертификацию самолета предусмотрены в бюджете этого года. По графику, который согласован и утвержден ОАК, в конце 2009 года мы должны поставить первый серийный самолет.
- Для ИФК самолеты малой вместимости и вертолеты - новое направление. Какие вы видите здесь возможности?
- Мы видим большие возможности в сегменте региональных и местных перевозок. И помимо самолетов и вертолетов нас интересует проект Ка-92. Традиционные вертолеты имеют множество ограничений по скорости и дальности полета, расходу топлива. А эта машина, которая сочетает большую скорость и дальность, и возможность посадки на неподготовленные площадки, обеспечивает новую степень подвижности. Для России это очень перспективное направление и если "Камов" сделает такую машину, это станет революцией в региональных перевозках. В свою очередь, мы сформировали техническое задание на семейство машин вместимостью от 15 до 30 пассажиров. Если "Камов" положительно ответит на наш запрос, мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству по теме Ка-92....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы