О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Верхняя Салда покорила Фарнборо

Экспозиция ВСМПО-АВИСМА пользовалась большой популярностью на международном авиакосмическом салоне в Великобритании

Стенд Верхнесалдинской корпорации ВСМПО-АВИСМА на 46-м Международном авиакосмическом салоне в английском городке Фарнборо располагался отдельно от основных российских экспозиций. На центральной "улице" третьего павильона под номером D17. Но публики возле него, в первую очередь специалистов, всегда было очень много. Генерального директора корпорации Владислава Тетюхина застать там было невозможно. Его время было расписано по часам и минутам. Руководителя ВСМПО-АВИСМА ждали везде - в шале отечественных авиастроительных фирм, президенты ведущих зарубежных компаний.

Еще бы, уральцы - основные зарубежные поставщики всемирно известной американской фирмы Boeing. Их доля в поставках оборудования для строящихся на стапелях компании пассажирских лайнеров составляет от 30 до 40%. А в "самолете мечты" Dream liner В-787 больше половины всего титана, используемого в конструкции самолета, выплавлено на российском металлургическом предприятии, расположенном на Северном Урале. Фактически это все несущие конструктивные элементы суперлайнера, его "скелет".

Но ВСМПО-АВИСМА поставляет титан не только для "Боинга". Шасси самого современного широкофюзеляжного лайнера А380 европейской фирмы Airbus тоже сделаны из металла Верхней Салды. В экспозиции EADS на салоне в Фарнборо опять-таки была выставлена продукция, изготовленная из российского "летучего металла". Что также не случайно. 25% мировой потребности в титане покрывают именно уральцы. К 2012 году, как они планируют, их доля в общемировом производстве должна составить 35%. И это при серьезной конкуренции со стороны быстро растущей металлургической промышленности Китая.

Что нужно "Боингу" - выгодно и уральскому предприятию

В Верхней Салде говорят, что угроза "взрыва" мирового рынка титана со стороны Поднебесной, где быстрыми темпами идет наращивание производства титановой губки и проката, корпорацию не пугает. Она готова потягаться с китайскими конкурентами, делая упор на качество продукции и высокие переделы. В объединении уверены, что солидные авиа- и двигателестроительные фирмы оставят в своих партнерах только самых надежных и имеющих перспективы роста поставщиков. Именно таким считается корпорация ВСМПО-АВИСМА.

Титановый гигант планирует увеличить свою долю на мировом рынке с помощью уже имеющихся зарубежных и отечественных предприятий-партнеров. Самые солидные, кроме уже упомянутых Boeing и Аirbus, - бразильская Embraer и канадская Goodrich. Они в последние годы свели количество своих поставщиков до единиц, оставив только избранных и самых надежных. Скажем больше - самых высокопрофессиональных. Среди них и компания ВСМПО-АВИСМА.

В чем причины такой уверенности работников корпорации в прочности своих рыночных позиций? Их достаточно много. В том числе и то обстоятельство, что ВСМПО-АВИСМА перешла на заключение долгосрочных контрактов со своими партнерами. С рядом фирм уже подписаны договоры до 2011-2012 годов, в процессе обсуждения находятся контракты до 2015-2020 годов. Одним из самых успешных стало соглашение о перспективном сотрудничестве с американской авиакосмической компанией Boeing на период до 2030 года. Планируется существенно расширить перечень продукции для партнеров из США. Объемы поставок в их адрес в будущем могут возрасти вдвое.

Специалистам известен такой факт: несколько лет назад, когда Госдепартамент США объявил санкции против ряда российских компаний, якобы сотрудничающих в нарушение американских законов с Ираном, и включил туда предприятие из Верхней Салды, в Москву срочно прилетел глава корпорации "Боинг", попросил о встрече с президентом РФ Владимиром Путиным и заверил его, что компания предпримет все меры, чтобы санкции в отношении ВСМПО были отменены.

Они действительно очень быстро пошли на убыль. И сегодня корпорация сотрудничает более чем с 300 компаниями в 48 странах. У нее свыше тысячи заказчиков в России и других государствах СНГ, потребности которых она обеспечивает в полном объеме.

Руководством были предприняты серьезные усилия по выходу на международный рынок. Прежде всего это касалось вопросов признания высокого качества российского титана и изделий из него. Созданная в объединении система обеспечения качества (СОК) в августе 1993 года сертифицирована германской фирмой TUV-CERT. Одновременно проводилась работа по сертификации самолето- и двигателестроительными фирмами Америки и Европы: Boeing, Airbus, General Electric, SNECMA, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и многими другими. Высокое качество продукции компании подтверждено 237 международными сертификатами.

Еще одним важным фактором, позволяющим объединению удерживать лидирующее положение на мировом рынке, стали сложившиеся тесные партнерские отношения с отметившим в эти дни свое 60-летие ОАО "АВИСМА" (г. Березники, Пермский край). Крупнейшим в мире производителем титановой губки. Созданная в 1998 году производственно-технологическая корпорация ВСМПО-АВИСМА позволяет проводить единую техническую политику и маркетинговую стратегию.

Сегодня партнеры корпорации все больше проявляют интерес к готовым изделиям и узлам под окончательную сборку. Речь идет о продукции глубоких переделов - обработанных штамповках, деталях для двигателей. В ближайшем будущем эта ниша в сегменте глубокой переработки титана корпорацией будет освоена. И на заводы "Боинга" в Сиэтл, например, будут отправляться уже не заготовки шасси и других конструкций самолета, а готовая прецизионная и сертифицированная продукция, которую можно без дополнительной обработки сразу ставить на строящийся борт.

Кроме того, в 2012 году объединение станет выпускать 46-48 тыс. тонн титановой продукции в год. Это на 70% больше, чем в 2007-м. С этой целью на предприятии модернизируются и расширяются производственные мощности, активно внедряется механическая обработка для получения предчистовых и чистовых изделий. Привлекаются инвестиции. Миллиард долларов будет вложен в ближайшие годы в производство. Развиваются практически все его направления, в том числе первое звено структуры корпорации - выпуск губчатого титана на АВИСМА.

С чего все начиналось

Конечно, все те производственные и технологические достижения, с которыми знакомились посетители стенда ВСМПО-АВИСМА на салоне в Фарнборо, возникли не на пустом месте. К ним вел долгий и трудный путь, неразрывный от становления российской металлургической промышленности. Со всеми ее успехами и неудачами.

Предприятие по производству металла для авиационной промышленности, с которого началась история ВСМПО, заработало в нашей стране ровно 75 лет назад - 1 июля 1933 года, когда в Подмосковье был пущен завод № 45. Этот день считается днем рождения Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО). Предприятию предстояло стать основным поставщиком полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для зарождавшегося советского самолетостроения. Это являлось главной задачей. Но заводу отводилась также роль научной базы, где разрабатывались новые сплавы. В результате для изготовления силовых элементов скоростного бомбардировщика АНТ-40 был создан металл повышенной прочности М-95. А в 1935 году освоены ковкие алюминиевые сплавы АК 5 и АК 6.

Великая Отечественная война резко нарушила привычный ритм работы. В октябре 1941 года Государственный комитет обороны СССР постановил эвакуировать завод в Свердловскую область, в город Верхняя Салда. В тех же цехах бывшей верхнесалдинской "Стальконструкции" разместился завод № 519 Наркомата цветной металлургии, оборудование которого прибыло из Кольчугино (Владимирская область) и еще с двух ленинградских предприятий.

Новаторские традиции подмосковных алюминщиков были перенесены на уральскую землю. В декабре 1941-го, буквально полтора месяца спустя после постановления об эвакуации, завод выдал первую продукцию на новом месте. Как этого удалось добиться людям, которые работали фактически без сна и отдыха на сорокаградусном морозе, сегодня трудно представить. Тем не менее уже весной 1942 года производство алюминиевых деталей вышло на довоенный уровень, а в 1943 году проектная мощность предприятия была перекрыта в 6 раз! Потребности советского авиастроения удовлетворялись полностью. Кроме того, производимые в Верхней Салде полуфабрикаты широко использовались в судо- и танкостроении, производстве боеприпасов и вооружения.

А стремительное развитие передовых технологий в послевоенный период требовало применения новых материалов. Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года заводу была поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. В феврале 1957-го из заводских печей вышел первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг. Этот небольшой металлический цилиндр стал первой ступенькой к восхождению будущего ВСМПО-АВИСМА на мировой титановый олимп. Советский Союз - второе государство в мире, сумевшее начать производство "космического металла". США опередили его на 9 лет. Но с этого исторического момента начала отсчет новая эра производства ВСМПО - титановая.

Генеральный директор корпорации ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин, участник первой титановой плавки на заводе, отмечал: "Говоря о начале промышленного освоения производства титана, мы отдаем дань уважения и признательности первопроходцам и основателям высокотехнологичной отрасли нашей страны, которая сегодня позволяет вести на равных диалог с руководителями самых представительных фирм и компаний в области мирового самолетостроения. Более того, они протягивают нам руку сотрудничества и готовы к совместному продвижению вперед самых грандиозных проектов".

В маленьком уральском городке Верхняя Салда намечался выпуск порядка 80% всего титанового проката Советского Союза. Такое решение приняло Министерство авиапромышленности СССР. Предприятие превратилось в одного из крупнейших в мире производителей слитков и большинства видов проката из титановых сплавов. Все авиакосмические проекты в нашей стране проходили с его участием. До 75% титановой продукции и до 95% изделий из алюминиевых сплавов направлялись для авиационно-космического комплекса и оборонных отраслей промышленности.

Объединение в содружестве со специалистами ВИЛСа, ВИАМа, с КБ самолетостроительных и двигателестроительных заводов создавало изделия для критических узлов всех отечественных авиадвигателей, а также для планеров и шасси самолетов и вертолетов: Ил-76, Ил-86, Ил-114, Ту-204, Ту-160, АН-124 ("Руслан"), Ан-225 ("Мрия"), Ан-22 ("Антей"), Су-27, МиГ-29, Ми-26, Ил-96-300, Ан-70, МиГ-31 и других. ВСМПО участвовало в научно-технических разработках стыковочного узла космического комплекса "Союз-Аполлон", корабля многоразового использования "Буран", ракетоносителя "Энергия".

С 1982 года предприятие называется "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" - ВСМПО. Продолжает развиваться титановое производство, поставившее в конце 1980-х абсолютный мировой рекорд ежегодного изготовления слитков - свыше 100 тыс. тонн. Ветераны ВСМПО вспоминают сегодня: "Это было незабываемое время. Время ученых и производственников, которые в кратчайшие сроки создали лучший титан в мире, востребованный сегодня рыночной экономикой. Не было бы тех лет, не было бы и сегодняшнего мирового успеха".

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

В начале 1990-х российский титан оказался невостребованным: заказы государства на авиационную технику резко упали. Предприятие оказалось один на один со стихией свободного рынка, которая не сулила ему ничего хорошего. Опыта работы в таких условиях не было ни у кого. Пришлось действовать по знаменитому лозунгу "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". В ту тяжкую для завода пору генеральным директором ВСМПО становится Владислав Валентинович Тетюхин, крепко связавший свою жизнь с титаном еще в 50-е годы. Он разработал стратегию выхода из кризиса - освоение внешнего титанового рынка.

Сейчас нет возможности рассказывать в подробностях, как шла эта многотрудная работа. Но нельзя не отметить, что поставленная цель была успешно достигнута. "Это сделано благодаря тому, что самое большое внимание мы обращали на качество материала, на соответствие выпускаемой продукции мировым образцам. За эти годы получено 300 мировых международных сертификатов качества практически всех компаний мира и субподрядчиков. Одновременно проводилась интенсивная инвестиционная деятельность: с 2000 по 2007 год в развитие вложено около 450 млн. долл. А в 2007-2009 годах инвестиции будут гораздо больше - до миллиарда долларов, что позволит еще лучше адаптировать нашу титановую промышленность к потребностям многочисленных зарубежных заказчиков", - рассказал "НВО" Владислав Тетюхин.

Российский титан ныне востребован зарубежными фирмами. До 75% этого металла, производимого российской корпорацией, идет на мировой рынок. Продукт используется в высокотехнологичных и наукоемких отраслях: космосе, авиации, атомной энергетике, флоте и медицине. Растет его потребление в гражданском самолетостроении. И понятно почему: титан сочетает в себе основные параметры эффективности самолета - веса, надежности, стоимости обслуживания и прибыли от эксплуатации. Это главные критерии для авиаперевозчиков.

В настоящее время разработчики авиатехники перестраивают всю материаловедческую концепцию строительства самолетов, активно привлекая и используя композиционные материалы на основе углеволокна и титановых сплавов. Первые - заменяют алюминий и сталь, вторые - коррозийноустойчивы и исключительно прочны.

Причин перехода на композиционные материалы несколько. Во-первых, несмотря на рост стоимости авиационного керосина и прогнозируемый спад пассажирских и грузовых перевозок, он пошел в быстрый рост. Его объем, по прогнозам специализированной аналитической группы Airline Monitor, в период с 2008 по 2026 год увеличится втрое, что потребует в два раза увеличить парк магистральных авиалайнеров. Во-вторых, в условиях высоких цен на топливо cамолетостроительным компаниям приходится разрабатывать и готовить серийный выпуск экономичных моделей воздушных судов. А поскольку с композитами "уживается" только титан, спрос гражданского самолетостроения на титановые полуфабрикаты возрастет к 2015 году примерно в два раза.

Уральская корпорация ВСМПО-АВИСМА, имея мощную производственную и научно-техническую базу, готова удовлетворить возросшие потребности в титане отечественных и зарубежных заказчиков. "Нигде в мире нет такого предприятия, чтобы в одной точке, под одной крышей было собрано производство, способное закрывать все потребности мира в одном материале - титане", - говорит по этому поводу Владислав Тетюхин.

Стратегия развития

Стратегия выживания Верхнесалдинского предприятия давно переросла в стратегию стремительного развития. Она направлена на усложнение производства, конечной целью которого является освоение выпуска готовых деталей. В ближайшее время заказчикам будут поставляться не просто штамповки, а, как сообщил генеральный директор "Ростехнологий" Сергей Чемезов, механически обработанные детали и заготовки после предварительной обработки. Цель - освоение выпуска готовых деталей, в том числе таких сложных и ответственных, как детали самолетов.

В мае нынешнего года на полную мощность выведен пресс усилием 6 тыс. тонн. Это позволит полностью обеспечить загрузку цехов - производителей плит, листов, прутков и биллетов роторного качества. Вращающиеся детали роторов авиадвигателей испытывают в полете колоссальную нагрузку. Им приходится работать в условиях высоких температур и динамических воздействий. От их надежности зависят безопасность самолета и жизни людей, что находятся на борту авиалайнера. Следовательно, титан, используемый в этих ответственных узлах, должен быть не просто прочным, а суперпрочным. Для достижения такого свойства в корпорации ВСМПО-АВИСМА отливают слитки из титановой губки и лигатур высшего качества. И обязательно - от сертифицированных поставщиков. При этом перед запуском в производство все исходные материалы проверяются специальными методами входного контроля.

Еще один важный технологический момент - титановые слитки плавят в вакуумных дуговых печах. Но для особых изделий, какими являются вентиляторные и компрессорные диски авиадвигателей, первый переплав слитков производят в особых печах, называемых гарнисажными. Это уникальные в своем роде печи, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Неспециалисту это название ничего не говорит. Не вдаваясь в подробности, просто отметим, что одно из достоинств этой печи - возможность получить рафинированный, то есть чистый титан, без вредных примесей. Слиток, затем отправляющийся на дальнейшую обработку, получается однородным по структуре. Именно такие слитки и паковки и демонстрировала ВСМПО-АВИСМА на своем стенде в Фарнборо.

Технический аудитор внешней лаборатории двигателестроительной компании Rolls-Royсе, партнера уральской корпорации, отмечает: "Если мы начинали покупать у ВСМПО продукцию стандартного качества, то теперь дошли до роторного - наивысшего. За все время развития наших взаимоотношений год от года росла уверенность в салдинском предприятии. Мы стали понимать, что ВСМПО может производить для Rolls-Royсе различные материалы того качества, которое нам нравится. Можем уверенно сказать, что если бы у нашей компании не было такого поставщика, как ВСМПО, мы бы со своими задачами не справились".

Будущее куется сегодня

Сегодня корпорация ВСМПО-АВИСМА глубоко интегрирована в мировую экономику и является одним из мировых лидеров по производству титана. Участие в последних и революционных проектах авиалайнеров американских и европейских авиастроителей без ложной скромности оправдывает этот статус. Но работают уральцы не только на зарубежного заказчика.

Они имеют самое непосредственное отношение к созданию российского лайнера Sukhoi SuperJet 100, первого спроектированного и собранного в современной России гражданского самолета. Над грандиозным проектом отечественного авиастроения по созданию семейства региональных авиалайнеров под названием SuperJet, предложенным ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", трудились специалисты более 30 компаний - лидеров мирового самолетостроения. Для российского авиапрома выкатка и презентация долгожданного первенца - среднемагистральной машины SSJ 100 - в сентябре 2007 года стала событием эпохальным. На сегодняшний день самолет уже совершил 13 испытательных полетов, провел в воздухе более 25 часов и имеет около ста твердых заказов от ведущих мировых авиаперевозчиков. Что сулит ему хорошие рыночные перспективы. Может быть, и потому, что титан корпорации ВСМПО-АВИСМА присутствует в самых ответственных узлах авиалайнера. А участие Верхней Салды в производстве самолета - это гарантия его надежности.

Корпорация продолжает сотрудничество с российскими партнерами "Сухого". Специально под проект SSJ в цехе механической обработки штамповок устанавливается дополнительное оборудование. Это позволит значительно ускорить процесс изготовления готовых узлов и деталей, которые используются в производстве нового российского лайнера. Не оставляет ВСМПО-АВИСМА и "самолет мечты". В Boeing 787 - в лидере нового поколения крылатых воздушных судов - половина применяемого титана отправлена с Урала. В самолете использован новый высокопрочный титановый сплав VST 5553, созданный профессионалами ВСМПО. Из него изготавливают десятки наименований штамповок, в производстве которых ВСМПО нет равных. А первый заказ на продукцию российской корпорации ВСМПО-АВИСМА Boeing разместил еще в 1997 году.

В целях дальнейшего сотрудничества и совместных исследовательских работ в прошлом году Boeing и ВСМПО-АВИСМА создали совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UMB). Проект позволит осуществлять механическую обработку титановых штамповок для самолета Boeing 787. Совместное предприятие создано на паритетных началах: 50% акций - у титановой корпорации, 50% - у концерна Boeing. Российская и американская компании будут работать в тесном сотрудничестве, внедряя в практику самые лучшие технологии по эффективной механической обработке титана. Начать производство планируется уже в этом году. Для корпорации это перспективное направление деятельности.

Еще одним давним партнером является европейская компания Аirbus. Самая большая штамповка балки шасси самолета А380 весом 3,5 тонны изготовлена из титана ВСМПО-АВИСМА. Таких крупногабаритных изделий больше никто делать не умеет и не может. Изготавливают штамповки на модернизированном кузнечном оборудовании, самом мощном в мире. В 2007 году корпорация начала новую работу над проектом самолета А350.

Если говорить языком цифр, то в заказах такого гранда авиации, как Boeing, доля Верхней Салды составляет 30-40%, в европейской компании Airbus - 55-60%, бразильской Embraer - 90%, в канадской Goodrich - крупнейшего в мире производителя шасси - 90%.

В этом году корпорация достигла запланированного роста производства. Владислав Тетюхин заявил: "В нынешнем юбилейном году нам предстоит серьезная задача по снижению производственных затрат за счет бережливых технологий и дальнейшего повышения качества продукции. Мы научились развивать производство спокойно, без лишней суеты. Но сегодня нам к этому необходимо прибавить максимально бережливый стиль работы, максимально обращенный к человеку и максимально использующий его способности. Главное для корпорации сегодня - сохранить свои позиции на мировой арене".

О том, что они прочны, как никогда, свидетельствует и присутствие ВСМПО-АВИСМА на крупнейшей международной авиакосмической выставке Фарнборо-2008....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка