О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конкуренцию лишили крыльев

Минтранс знает, как модернизировать дорожное и воздушное хозяйства

Развитие транспортной отрасли будет происходить вопреки конкуренции. И на земле, и в небе. Вчера глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что проект создания госкомпании по управлению дорожным хозяйством на базе Федерального дорожного агентства (Росавтодор) согласован практически со всеми. В ближайшее время документ будет вынесен на рассмотрение правительства. Проблемы в авиации также будут решать укрупнением активов. Госпакеты в мелких авиакомпаниях планируется консолидировать в рамках "Аэрофлота" и госкорпорации "Ростехнологии", которой правительство уже передало в собственность госпакеты трех воздушных перевозчиков, входящих в состав AiRUnion. Снижать цены на авиабилеты Минтранс планирует не за счет конкуренции между авиаперевозчиками, а развивая воздушное хозяйство. Деньги на его модернизацию заложены в федеральную целевую программу (ФЦП), которую вчера одобрил президиум правительства.

Две главные российские проблемы удалось скрестить

Идея создания госкомпании для решения дорожной проблемы зародилась в стенах Минтранса более года назад. Тогда она нашла поддержку у курирующего в правительстве транспортную тематику вице-премьера (ранее занимавшего кресло первого вице-премьера) Сергея Иванова. Однако заявления Владимира Путина, тогда еще президента, о том, что увлекаться созданием госкомпаний и госкорпораций не стоит, заставило Минтранс повременить со своими инициативами.

Сейчас ведомство Игоря Левитина решилось на новую попытку. Рассмотреть создание госкомпании по управлению дорожным хозяйством правительство, по словам главы Минтранса, может уже в августе. Неясным остается правовой статус госкомпании. Будет это акционерное общество со стопроцентным госучастием или госкорпорация, пока неизвестно. Минтранс настаивает на втором варианте. В любом случае все дороги передадут на баланс образованной структуры. Осваивая бюджетные средства, она станет отвечать за модернизацию отечественного дорожного хозяйства, хотя сама ничего ремонтировать и строить не будет, выбирая подрядчиков конкурсным путем.

Государство окрыляется

Путем централизации активов государство решает проблемы и в авиационной отрасли. Госпакет AiRUnion, куда входят "Красноярские" и "Домодедовские авиалинии", авиакомпания "Самара", передали "Ростехнологиям" в конце мая. Госкорпорация продолжает претендовать на долю в "Сибири" и ГТК "Россия". Таким образом,

у крупнейшего российского перевозчика - "Аэрофлота" - может появиться серьезный конкурент. Впрочем, пока "Аэрофлот" заметно опережает остальные авиакомпании по объему пассажирских авиаперевозок (см. таблицу).

"Интенсивность авиаперевозок, в том числе транзитных, будет только нарастать. И потому нам нужна эффективная и, что самое главное, надежная система организации воздушного движения", - заявил премьер Владимир Путин, открывая заседание президиума правительства. Укрупнение авиационных активов, как и создание госкомпании по управлению дорожным хозяйством, происходит на фоне громких дел о борьбе с монополизмом.

Политику консолидации в отрасли Минтранс проводит целенаправленно. Крупные компании могут больше тратить на повышение безопасности своих полетов, чаще менять парк самолетов. Согласно статистике Минтранса, количество авиакомпаний снижается с 1994 года.

Развивать авиарынок и, как следствие, снижать стоимость авиабилетов планируется, сокращая издержки авиакомпаний. Для чего Минтранс предлагает модернизировать воздушное хозяйство. Речь идет о реконструкции аэропортов, внедрении новых систем управления воздушным движением, повышении качества метеопрогнозов для нужд авиации (как результат, безопасность полетов должна вырасти к 2015 году в полтора раза).

Все дело в цене на билет

По расчетам Левитина, реализация ФЦП позволит авиакомпаниям сэкономить 80 млрд рублей, что отразится на цене билета. "Надеюсь, что авиакомпании смогут за счет сокращения издержек снизить стоимость авиаперевозок", - заявил Левитин. Пока цены на авиабилеты, подгоняемые ростом цен на керосин и слабой конкуренцией на рынке топливно-заправочных комплексов в аэропортах, только растут. Подешеветь билеты могут, если рынок внутренних авиаперевозок будет открыт для иностранных авиакомпаний. Однако правительство на такой шаг идти не собирается.

Можно ли повысить эффективность авиаперевозок, развивая госмонополии?

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт":

- Волевые и нерыночные решения в перспективе позволяют урегулировать ту или иную критическую ситуацию и сбить накал страстей, но не более того. Реальные решения любых проблем, связанных с эффективностью авиационного бизнеса, кроются в создании условий для развития рыночных механизмов - свободной конкуренции, саморегулирования рынка и тому подобного. Авиационные власти пока демонстрируют больше стремления к развитию рыночных механизмов и свободной конкуренции в области авиаперевозок. А вот действия компании "Ростехнологии", собирающей авиационные активы, заставляют задуматься о возможности создания крупных игроков, контролируемых государством и способных нарушить равновесие на рынке. Для того чтобы удержать приемлемые цены, государству потребуется дотировать авиаперевозки. В то же время, создавая условия для развития перевозок, обновления флота и создания подлинной конкуренции в сфере услуг для авиакомпаний, можно создать условия, при которых стоимость авиаперевозок вследствие конкуренции и будет сокращена самими авиакомпаниями.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

- Абсолютным заблуждением является то, что государственная монополия в области авиаперевозок может решить какие-то проблемы, например снизить цены на керосин. Если вы как-то где-то хотите поймать каких-то людей на этом керосине, то тогда, конечно, лучше вводить государственное регулирование. Но если вы хотите действительно улучшить ситуацию, то в условиях нашей страны и при ее огромных территориях авиационный транспорт должен быть одним из главных видов, если не самым главным видом пассажирского транспорта. И чтобы решить подобную проблему, нужно ввести субсидирование пассажирских перевозок на определенные расстояния или для жителей определенных населенных пунктов. Скажем, для тех, кто живет на севере, потому что они из-за высоких цен на авиабилеты, по сути, являются невыездными. А ведь такая проблема затрагивает большинство жителей России, а не только северян, потому что по сравнению с советским временем авиаперевозки у нас упали в разы и до сих пор не поднялись. А если ввести субсидирование пассажирских перевозок, то уже не отдельные самолеты, а весь рынок авиаперевозок будет поставлен на крыло. Тем самым людям будет дана возможность ездить, а авиакомпаниям - закупать российские самолеты, то есть начнется раскрутка одного из самых важных участков нашей промышленности.

Обратите внимание, это говорю вам я, либерал, который в принципе против субсидирования со стороны государства. Есть вещи, которые просто напрашиваются и которые не могут решаться, исходя из теоретических схем. А если будет больший объем перевозок, то и керосин станет дешевле. Это уже будет большая индустрия, и не будет такого положения, когда, скажем, 30% перевозок приходилось на чартер или на заказные рейсы, которыми летают крупные бизнесмены. Просто это должен быть массовый рынок, а в условиях нашей страны и для обеспечения национального единства это просто необходимо.

Юрий Ленгаров, заслуженный пилот России:

- Около 400 предприятий, включая авиакомпании, в которых есть госпакеты, переходят в "Ростехнологии". Многие авиакомпании сейчас просто убыточны, а при создании второй национальной компании, альтернативной "Аэрофлоту", возникнет конкурентная борьба и будет развиваться авиарынок. В "Аэрофлоте" 51% принадлежит государству, а что касается частников, так пусть уж они конкурируют. Ведь главное - что речь идет о поддержке авиатехники уже на госуровне. Выпустили новый самолет - и пошел госзаказ. А если отдать тот же лайнер частнику в кредит, то ведь он и деньги может не вернуть, и судись потом с ним годами! Частник не купит новые Ту-334 или Superjet 100 за $35-50 млн, а если пойдет госзаказ, то и наш авиапром начнет подниматься. Аналог такого же Boeing стоит от $60 млн, так это и экипажи за рубежом переучивать, и запчасти там же покупать, и техническое обслуживание у них обеспечивать. А мы, мягко говоря, лапу сосем.

Замысел хорош еще и потому, что в этой госкорпорации есть нефтяные компании, и весь керосин можно будет брать по другой цене и сбить накал немыслимого повышения. Госрегулирование в этих вопросах нужно и для того, чтобы были оптимальными цены. Государство США тоже дотирует корпорацию Boeing. И что? У них авиапром не стоит на месте, занятость рабочих рук налицо, и опять-таки престиж страны. Цены на билеты у нас станут ниже только тогда, когда государство скажет той же "Роснефти": "Для "Аэрофлота" и второй национальной авиакомпании топливо, скажем, не по 1 тысяче евро, а по $1 тысяче. И вы, ребята из этих авиакомпаний, на основании этого продавайте билеты не по 40 тысяч, а по 20 тысяч рублей".

Рейтинг авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров в 2007 году, млн человек
Аэрофлот - российские авиалинии8,2
Сибирь5,7
Россия3,3
Трансаэро3,2
ЮТэйр2,9
ВИМ-Авиа1,9
Красноярские авиалинии1,7
Атлант-Союз1,7
Уральские авиалинии1,2
Домодедовские авиалинии0,9
Sky Express0,7
Самара0,6

Источник: Транспортная клиринговая палата...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка