О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Повесть о российском авианосце

Итак, решено: у России будут авианосцы. Это - одна из самых обсуждаемых "военных" тем последних нескольких лет

Итак, решено: у России будут авианосцы. Это - одна из самых обсуждаемых "военных" тем последних нескольких лет. Командование ВМФ, и, судя по всему, руководство страны сегодня сходятся во мнении о необходимости наличия в составе флота авианесущих кораблей, однако так было не всегда. Для того, чтобы оценить значение происходящего, следует обратить внимание на историю создания авианосцев в нашей стране.

Первые авианесущие корабли - гидроавиатранспорты в составе русского флота появились еще во времена Первой Мировой войны. Черноморские гидросамолеты активно использовались для бомбардировки неприятельских портов.

О возможности строительства настоящих авианосцев задумались уже советские военно-морские начальники, после окончания гражданской войны. Появились первые более-менее детально проработанные проекты перестройки в авианосцы ряда кораблей - учебного судна "Комсомолец", линейного корабля "Полтава", недостроенных линейных крейсеров типа "Измаил".Однако состояние экономики и промышленной базы заставило отложить эти программы до лучших времен.

Следующий шаг на пути к обзаведению авианосцами был предпринят в конце 30-х годов, когда советские кораблестроители разработали два проекта новых кораблей: проект 71 - легкий авианосец на 45 самолетов, и проект 72 - тяжелый АВ на 62 машины.

Реализация этих проектов была остановлена Великой Отечественной войной. После войны руководство ВМФ вновь вышло "наверх" с предложением строить авианосцы, однако высшее руководство СССР не разделяло восторженного мнения командования флотом о кораблях этого класса. Принятая программа кораблестроения на 50-е годы, тем не менее, предусматривала постройку двух легких авианосцев для получения опыта эксплуатации этих кораблей и изучения их возможностей.

После смерти Сталина, однако, строительство крупных надводных кораблей практически прекратилось - новое руководство страны не верило в потенциал традиционных видов вооруженных сил, сделав главную ставку на развитие ракетно-ядерного оружия. В результате вопрос об авианесущих кораблях был вновь поднят лишь 10 лет спустя.

В конце 60-х флот получил первые противолодочные крейсера-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград", однако данные корабли узкоцелевого назначения не могли быть заменой нормальным авианосцам. К этому времени в Невском ПКБ велась проработка проекта авианосца водоизмещением в 45-50 тысяч тонн на 35-40 летательных аппаратов. По проекту, корабль должен был нести палубные истребители созданные на основе МиГ-23, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и вертолеты. Собственное вооружение ограничивалось средствами противовоздушной и противолодочной обороны. Главной целью корабля виделось обеспечение ПВО соединений надводных кораблей и подлодок.

Однако, вместо полноценного авианосца, флот вновь получил эрзац - в Николаеве началось строительство серии кораблей по проекту 1143. На тяжелых авианесущих крейсерах - так они классифицировались - должны были базироваться противолодочные вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Кроме того, ТАВКРы несли противокорабельные ракеты "Базальт".

Тем не менее авианосец медленно, но верно прокладывал себе дорогу. У него появились высокопоставленные покровители - министр судостроения Борис Бутома, заинтересованный в "крупнотоннажных" заказах со стороны ВМФ и министр обороны Андрей Гречко, без всякой дипломатии потребовавший создания авианосца с авиапарком как у "Нимитца". Было решено, что после постройки двух ТАВКР проекта 1143 - "Киева" и "Минска" будет заложен первый авианосец проекта 1160, водоизмещением 80.000 тонн.

Однако мнение противников авианосцев перевесило, и в итоге вместо первого авианосца был заложен третий корабль проекта 1143 - "Новороссийск". Проектирование АВ тем не менее не прекращалось - к 1978 году невское ПКБ представило проект 1153, который по сравнению с предыдущим - 1160 - отличался несколько меньшими размерами и ядерной энергетической установкой. Но смерть Гречко и Бутомы лишила проект покровителя. После спуска на воду "Новороссийска" в 1978 году в Николаеве началось строительство четвертого ТАВКР проекта 1143. Новый корабль, получивший имя "Баку", строился под несуществующие на тот момент истребители Як-141.

Тем не менее, несостоятельность концепции ТАВКР была ясна - вдвое превосходя по размерам английские легкие авианосцы типа "Инвинсибл", несущие самолеты "Си Харриер", ТАВКР проекта 1143 не слишком отличались от них по боевым возможностям. Ракетное вооружение, добавляя весомую долю к водоизмещению и стоимости ТАВКР, не спасало положения - корабли получились слишком большими и слабовооруженными как для ракетных крейсеров, так и для легких авианосцев. Размещение же на проекте 1143 самолетов нормальной схемы требовало капитальной перестройки кораблей.

В итоге в 1982 году, после спуска на воду "Баку" в Николаеве был, наконец, заложен корабль, предназначенный для размещения на нем полноценного авиакрыла из самолетов МиГ-29 и Су-27. Тем не менее, корабль, получивший при закладке имя "Рига", был во многом компромиссным - вместо катапульты для запуска самолетов предназначался трамплин, а помимо самолетов на борту имелось ударное ракетное вооружение - 12 ПКР "Гранит" в вертикальных пусковых установках.

Еще до спуска на воду первый полноценный советский авианосец сменил имя - вместо "Риги" появился "Леонид Брежнев". В 1987 году он был переименован в "Тбилиси", а в 1990 - в "Адмирала Кузнецова".

"Кузнецов" так и остался единственным построенным советским авианосцем. Заложенный вслед за ним аналогичный "Варяг" был спущен на воду, но остался недостроенным, а "Ульяновск", который отличался большими размерами, был оснащен катапультами и имел ядерную энергетическую установку, разрезали на стапеле.

Судьба ТАВКР также сложилась печально. В 1993 году были списаны "Киев", "Минск" и "Новороссийск", впоследствии проданные в Китай в качестве плавучих развлекательных центров, а "Баку", переименованный в "Адмирала Горшкова", в итоге проданный Индии, проходит переделку в нормальный авианосец в Северодвинске.

В 90-е годы об авианосцах речи не заходило, разве что в "кухонных разговорах". Вновь эта тема поднялась уже в середине 2000-х годов, когда было объявлено о необходимости для России иметь несколько авианесущих кораблей на северном и тихоокеанском флотах.

Число этих кораблей в разных заявлениях колебалось от 2-3 до 6-8 единиц. В настоящее время озвучиваются планы постройки 5-6 авианосцев в течение ближайших 20 лет. Строительство кораблей, как сообщатся, планируется начать после 2012 года.

При всем желании поверить в осуществимость этих планов, остается ряд вопросов, равно важных для понимания реалистичности задачи. Какие задачи будут стоять перед авианосцами и созданными вокруг них соединениями? Когда и какими силами планируется реконструировать (создавать заново) инфраструктуру военно-морских баз для новых кораблей? Какие летательные аппараты будут базироваться на них? Как планируется решать проблему кадрового обеспечения? Наконец, сколько времени займет постройка этих кораблей и эскорта для них, учитывая кадровые проблемы судостроительной промышленности?

Хочется верить, что командование ВМФ и руководство страны имеет ответы на эти вопросы. В противном случае мы получим в лучшем случае пару ничем не обеспеченных кораблей, который придется продавать после 10-15 лет службы, если не раньше. А в худшем - не получим ничего....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка