Коммерсантъ
7 августа 2008, 12:11
Нефтяники опоздали на дело
Федеральная антимонопольная служба обвинила крупнейшие нефтекомпании России в том, что они не представили документы для расследования ситуации с конкуренцией на топливном рынке
Вчера ФАС сообщила, что четыре из пяти крупнейших нефтяных компаний, дело против которых она возбудила в июле (ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз"), не представили ей в срок необходимые для расследования документы. Служба считает, что все пять компаний злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива, а "Газпром нефть" и ТНК-ВР также обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина (см. "Ъ" от 16 июля). 1 августа истек срок подачи необходимой ФАС информации, а предоставил ее, сообщает служба, только "Сургутнефтегаз". В отношении остальных нефтяников 4-5 августа ФАС провела контрольные мероприятия с привлечением МВД.
Рост стоимости авиакеросина волнует рынок уже не первый месяц. В середине июня цены в российских аэропортах превысили цены в аэропортах Западной Европы. Дизтопливо в ряде регионов обогнало по стоимости бензин АИ-95. По данным ИЦ "Кортес", среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на дизтопливо с января по июль выросли на 53,5%, на авиакеросин - на 37,7%. "Ситуация с дизельным топливом просто критическая, - говорит гендиректор компании "ИнфоТЭК Консалтинг" Наталья Шуляр, - не припомню, чтобы цена дизтоплива превышала цену 92-го бензина". По словам эксперта, рост цен на дизтопливо может негативно сказаться не только на благосостоянии потребителей, но и на объемах импорта автомобилей с дизельным двигателем.
В июне вице-премьер Игорь Сечин поручил Минтрансу, Минэнерго и ФАС до 27 августа разработать меры по обеспечению конкуренции в сфере снабжения топливом и горюче-смазочными материалами (ГСМ) в аэропортах. А 11 июля премьер Владимир Путин поручил ФАС разобраться с ростом цен на авиакеросин, пригрозив "кадровыми решениями" в случае бездействия. Не прошло и недели, как служба возбудила дело против крупнейших нефтекомпаний. Была сформирована и рабочая группа под руководством Генпрокуратуры, которая занялась борьбой с ценовым сговором на топливном рынке.
Нефтяники уверяют, что действуют в соответствии с требованием ФАС. Во вторник вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепродуктообеспечению Вадим Воробьев пояснил, что компания передала службе необходимые документы и "выстроила свою линию защиты". "Мы считаем, что наша позиция в сфере ценообразования в отношении потребителей в России и других странах безукоризненна с точки зрения методологии и соблюдения законов стран, в которых мы работаем", - заверил топ-менеджер. В "Роснефти" "Ъ" вчера сообщили, что 1 августа она представила в ФАС первую партию документов, вчера утром - вторую. "Небольшая задержка связана с объемом истребованной документации - более 10 тыс. страниц, - поясняют в компании.- В числе запрошенных бумаг - регистрационные документы, информация по холдингу и регионам, бухгалтерская документация, реестры внутренних и экспортных контрактов, расчеты себестоимости и другие документы". Все документы в ФАС отвезли представители "Роснефти". В ТНК-BP и "Газпром нефти" от комментариев отказались.
Эксперты считают, что одними мерами в адрес нефтяников ситуацию не решишь. Ряд аналитиков говорят, что выходом могло бы стать создание независимой биржи нефтепродуктов. "Беда в налоговой политике, - добавляет Наталья Шуляр.- Система исчисления НДПИ с привязкой к мировым ценам была применима при цене на нефть $50-60, но не $140". По мнению эксперта, государству следует "сознательно расстаться с частью доходов" и отвязать НДПИ, взимаемый с нефти, поступающей на внутренний рынок, от мировой цены на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты.
В ФАС "Ъ" пояснили, что компании должны были предоставить информацию в соответствии со ст. 25 ФЗ "О защите конкуренции". Служба пишет, что непредоставление необходимой информации ФАС по КоАП РФ - правонарушение, создающее угрозу государственному управлению. В связи с этим ФАС "рассматривает возможность привлечения к административной ответственности компании и их должностных лиц". Старший юрист Lidings Татьяна Бичева полагает, что должна использоваться ст. 19.8 КоАП, предусматривающая наложение административного штрафа в 300-500 тыс. руб. Так как пока дело не рассмотрено, о дисквалификации должностных лиц речи идти не может.
Хотя размер штрафа скромен, проблемы у нефтяников могут возникнуть в области согласования сделок с ФАС. Источник в одной из проверяемых ФАС компаний сообщил, что "пока ситуация не разрешится, мы воздержимся от подачи заявок на приобретение розничных активов". По мнению собеседника "Ъ", в нынешней ситуации получить разрешение от ФАС на сделку "практически не представляется возможным". Инвесторов также обеспокоило резкое заявление службы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 23, 2024
Аэрофлот запустил круглосуточную экспресс-доставку совместно с агентом UTG-Express
Сентябрь 19, 2024
Акции ПАО "Аэрофлот" включены в индекс наиболее ликвидных акций Московской биржи
Сентябрь 23, 2024
Армения стремится превратить аэропорт Капана в международный узел - министр
Сентябрь 23, 2024
СМИ: вертолет ВМС КНР пролетел в опасной близости от самолета Филиппин