О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Air Astana возмущена тарифной политикой аэропорта Алматы

В крупнейшем авиаперевозчике Казахстана - компании Air Astana, возмущены политикой руководства аэропорта Алматы решать возникающие проблемы между сторонами путем давления

В крупнейшем авиаперевозчике Казахстана - компании Air Astana возмущены политикой руководства аэропорта Алматы решать возникающие проблемы между сторонами путем давления.

Именно таким образом - путем задержки вылета воздушного судна авиакомпании - руководство аэропорта вынудило ее согласиться на новые, более высокие тарифы, заявил президент авиакомпании АО "Air Astana" Питер Фостер.

"Мы категорически не согласны с политикой международного аэропорта Алматы, которая вчера выразилась в том, что был задержан наш рейс и таким путем аэропорт пытался заставить авиакомпанию дать согласие на повышение тарифов", - сказал он в четверг на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Казахстан" в Алматы.

По его словам, данные действия аэропорта в авиакомпании расценивают как "преднамеренный срыв деятельности гражданской авиации".

"Это первый случай за 25 лет моей работы в авиационной индустрии, когда мне пришлось столкнуться со случаем, который ярко демонстрирует преднамеренный срыв деятельности национальной гражданской авиации, выразившийся в отказе главного аэропорта страны заправить воздушные суда национальной авиакомпании", - отметил П.Фостер.

Участвовавший в пресс-конференции менеджер центра оперативного управления Air Astana Бердыхан Агмуров пояснил, что в минувшую среду был задержан более чем на 2 часа вылет рейсового самолета авиакомпании из алматинского аэропорта в Актау: аэропорт отказывался осуществить заправку судна, пока компания не примет его новые тарифные условия. Соответственно произошла задержка с выполнением обратного рейса Актау-Алматы.

В свою очередь вице-президент по снабжению Air Astana Галина Умарова рассказала на данной пресс-конференции, что аэропорт без предварительного уведомления авиакомпании приостановил заправку воздушного судна и предложил согласиться с двумя условиями для возобновления заправки.

Первое условие, по ее информации, состояло в том, что плата за авиакеросин для авиакомпании будет не по действующим в аэропорту ценам (146700 тенге за 1 тонну для внутренних воздушных линий, ВВЛ, и 150200 тенге за тонну - для международных, МВЛ), а по новым (161700 тенге за тонну для ВВЛ и 165200 тенге - для МВЛ), которые должны вступить в силу только с 14 августа, согласно ранее представленному уведомлению аэропорта. Второе условие - повышение тарифов на наземные услуги (наземные источники питания, трапы, буксировщики и т.д.).

Текущий курс - 120,03/$1.

При этом Г.Умарова пояснила, что авиакеросин для заправки своих самолетов в аэропорту Алматы компания закупает у ТОО "Торговый дом "ПетроКазахстан" в объеме 6 тыс. тонн ежемесячно. Однако по причине ремонтных работ на заводе ТД "ПетроКазахстан" не смог допоставить для авиакомпании 1 тыс. тонн в июле, в связи с чем Air Astana уведомила аэропорт о своей готовности приобретать авиакеросин в течение 3-х дней (6-8 августа) по действующим в аэропорту ценам.

Как было заявлено на пресс-конференции, авиакомпания в сложившейся ситуации "была вынуждена согласиться" с указанными условиями аэропорта.

"Во время переговоров аэропорт Алматы четко указал, что заправка самолета начнется только поле того, как компания предоставит письмо с согласием на повышение этих тарифов, и в конце концов мы были вынуждены предоставить такое письмо. Только после получения этого письма аэропорт согласился заправить наше воздушное судно", - отметил П.Фостер.

По утверждению руководства авиакомпании, алматинский аэропорт повышает тарифы на наземное обслуживание самолетов (без учета роста цены на авиакеросин) на 80% и таким образом становится одним из самых дорогих аэропортов в мире.

"Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) провела свое исследование, в связи с чем ею было направлено письмо в адрес аэропорта, где было указано, что международный аэропорт Алматы является одним из самых дорогих аэропортов мира в части тарифов", - сказал в этой связи П.Фостер. По его словам, в данном письме IATA призвала алматинский аэропорт сокращать тарифы.

"Для Air Astana международный аэропорт Алматы является самым дорогим аэропортом из всех аэропортов, в которые мы осуществляем рейсы", - добавил глава авиакомпании.

В этой связи Г.Умарова сообщила, что указанный средний уровень роста тарифов наземных услуг алматинского аэропорта приведет к дополнительным расходам авиакомпании в размере 30 млн тенге в год.

По ее информации, новые цены аэропорта Алматы на авиакеросин, установленные для АО "Air Astana", превышают на 10% действующие в настоящее время цены в аэропорту для всех других авиакомпаний, на 20% - стоимость авиакеросина, приобретаемого авиакомпанией у ТД "ПетроКазахстан", и на 30% выше цен, по которым авиакомпания приобретает авиакеросин во всех других аэропортах Казахстана.

"В настоящее время при лимите хранения в аэропорту 6 тыс. тонн авиакеросина потребность авиакомпании составляет 7,5 тыс. тонн, что означает необходимость приобретения дополнительного объема у аэропорта по завышенным ценам", - добавила Г.Умарова.

В этой связи, отметила она, авиакомпания представила встречное предложение: увеличить объем ее резервуарного хранилища топлива в аэропорту с 6 тыс. до 10 тыс. тонн.

В ходе пресс-конференции вице-президент по связям с правительством и корпоративной безопасности Air Astana Ербол Оспанов сообщил, что "завышенный рост цен на авиакеросин привел в 2007 году к увеличению дополнительных расходов авиакомпании на $7 млн".

"В этом году вновь предложенные завышенные цены на авиатопливо увеличат эту цифру в 2 раза - до $14 млн", - сказал он.

В этой связи, по его информации, авиакомпания "запросила антимонопольный комитет на право установления топливной надбавки" для внутренних рейсов и ждет ответ.

При этом руководители авикомпании заверили, что будут стремиться сохранять свои цены на авиабилеты на нынешнем уровне.

"Мы делаем все, что в наших силах, чтобы повышение тарифа (аэропортом. - "ИФ-К") не сказалось на наших пассажирах", - сказал, в частности, П.Фостер.

Он также указал на важность "четкого контроля за тарифами со стороны правительства" в аэропортах, которые находятся в частной собственности.

"В аэропорту Алматы некоторые услуги являются нерегулируемыми со стороны антимонопольных органов. Между тем они должны регулироваться, как в других аэропортах. Без подобного регулирования нам придется стакиваться с подобными повышениями, как в последнее время: на 80%", - сказал он.

Между тем АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) в четверг распространило ответный пресс-релиз.

"Ситуация, сложившаяся 06.08.08, на наш взгляд, возникла из-за плохого менеджмента подразделения снабжения авиакомпании "Эйр Астана", когда поставки их собственного топлива не были осуществлены вовремя и в полном объеме. Однако после первого же обращения "Эйр Астаны" мы отпустили топливо по действующим ценам, несмотря на возможность создания невыполнения договорных обязательств перед другими авиакомпаниями", - указывается в сообщении МАА.

В нем поясняется, что, "согласно меморандуму по распределению авиатоплива, подписанному на совещании у вице-премьера Казахстана (Умирзака) Шукеева (февраль 2008), была достигнута договоренность о выделении авиакомпании "Эйр Астана" 6200 тонн топлива в месяц с отечественных НПЗ для заправки их воздушных судов". "В связи с этим поставки топлива в АО "МАА" с отечественных НПЗ существенно сократились и на данный момент составляют 10-15% от месячной потребности АО "МАА". Остальной объем топлива аэропорт добирает с российских НПЗ, что влияет на ценовую политику", - говорится в сообщении.

Аэропорт Алматы является крупнейшей воздушной гаванью Казахстана и в настоящее время находится в частной собственности. Согласно выписке из системы реестров держателей акций, по состоянию на 1 июля 2008 года акционерами АО "Международный аэропорт Алматы" на паритетной основе являются ТОО "Meridian Capital" и ТОО "SAT Infosystems".

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов в январе текущего года поручил госхолдингу "Самрук" провести переговоры с акционерами АО "МАА" о возможности выкупа этого объекта в госсобственность.

"Я поручаю холдингу "Самрук" провести переговоры с акционерами алматинского аэропорта о выкупе его по рыночной цене в государственную собственность", - сказал он на коллегии госагентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) в Астане 22 января.

"Аэропорт Алматы имеет стратегическое значение. Он должен находиться в государственной собственности", - отметил К.Масимов.

По данным министерства транспорта и коммуникаций, на аэропорт Алматы, население которого составляет порядка 1,5 млн человек, приходится половина объема пассажиропотока в Казахстане и 68% - грузопотока.

Air Astana является полноправным членом IATA и единственной авиакомпанией в Казахстане, сертифицированной на выполнение технического обслуживания воздушных судов по европейским стандартам EASAJ Part 145.

Air Astana в настоящее время является самой крупной авиакомпанией в республике. Госпакет в размере 51% акций авиакомпании находится в управлении госхолдинга "Самрук", 49% - британской BAE Systems.

На сегодняшний день парк воздушных судов авиакомпании состоит из воздушных судов В767-300, В757-200, А321, А320, F50....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка