О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чужой аэробус ближе к телу

Поговорка "обещанного три года ждут" хорошо нам знакома. Но не менее популярной стала в последнее время и фраза насчет хозяина слова: захотел - дал слово, передумал - забрал его обратно. В роли такого "хозяина" выступил "Аэрофлот". О его обещании насчет закупки отечественных самолетов российским авиапроизводителям можно забыть. Подписанное 2 августа правительственное постановление подтверждает все ранее выданные таможенные освобождения и практически освобождает "Аэрофлот" от взятых на себя обязательствах по закупке отечественной техники.
В документе говорится, что в отношении авиационной техники, ввезенной ранее на основании принятых правительством решений, "сохраняется условие полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на сроки временного ввоза". При этом Михаил Касьянов прекратил действие постановления ? 716 "О дополнительных мерах по господдержке гражданской авиации в России". Именно на нем базировалось инвестиционное соглашение Минэкономики и "Аэрофлота", обязывающее авиакомпанию закупить 21 самолет производства АК "Ильюшин". Кроме того, правительство поручило Росавиакосмосу и Минтрансу в двухмесячный срок подготовить предложения по снижению пошлин на иностранные воздушные суда.
Генеральный директор ульяновского авиазавода "Авиастар" Юрий Рязанов удивлен таким поворотом. "Обязательство по закупке российских самолетов было обязательным условием для приобретения "Аэрофлотом" западных машин, - говорит Юрий Рязанов. - Контракт на закупку европейских аэробусов уже заключен, когда же мы услышим о приобретении российских самолетов?"
На этот вопрос уже сегодня можно дать окончательный ответ: "Аэрофлот" не будет закупать российские самолеты. Руководство компании считает, что конкурировать с западными авиакомпаниями можно только при наличии высококлассных самолетов. А в ответ на предложение Ту-204 от ульяновских авиастроителей гендиректор "Аэрофлота" Окулов заявляет: такой самолет нам не нужен.
"Соглашение о закупке "Аэрофлотом" 32-35 аэробусов концерна "Эрбас индастри" является продолжением политики лоббирования продажи на российском авиарынке самолетов западного производства", - заявил президент Российского общества авиастроителей Александр Батков.
Как защитить отечественный рынок? Российские авиастроители предложили руководству страны отменить льготы, предоставленные "Аэрофлоту" для закупок западных самолетов. Но на этот призыв откликнулись лишь члены Совета федерации, которые своим июльским решением ввели мораторий на таможенные льготы по ввозу иностранной авиатехники. Но у правительственных чиновников оказался другой взгляд на эту проблему.
Западные производители, комментируя ситуацию, в свою очередь заявляют, что вести речь о льготах не совсем корректно, так как во многих стран мира авиакомпании также освобождены от этих выплат. Это дает возможность перевозчикам обновлять свой парк. Точка зрения иностранцев понятна. При этом можно понять и отечественных авиастроителей, ждущих поддержки от государства. Ведь практика лоббирования руководством стран интересов своих самолетостроителей широко принята в мире. Например, ни для кого не секрет, что в ходе последнего визита в Москву президент Франции Жак Ширак лоббировал, и весьма успешно, интересы "Эрбас Индастри". Активно отстаивает права своего "Боинга" и американская администрация. Вспомнить хотя бы заявление бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Как только стали известны планы национального авиаперевозчика Израиля о приобретении европейских аэробусов, Олбрайт в жесткой форме предупредила израильтян об экономических санкциях.
Решение о снижении ввозных пошлин на самолеты зарубежного производства - не единственный "подарок" государства "Аэрофлоту". Правительство официально простило авиакомпании свыше 0,5 млрд. долларов штрафов за неправомерное пользование льготами при импорте самолетов. В конце 90-х годов "Аэрофлот" взял в лизинг 10 Boeing-737, два Boeing-777 и четыре А-310, которые ввез в Россию без уплаты таможенной пошлины и НДС. Взамен авиакомпания приняла на себя обязательство закупить до 2005 года 12 самолетов Ил-96М, три Ил-96Т и шесть Ил-96-300. Таковы были условия инвестиционного соглашения "Аэрофлота" и Минэкономики. Но авиакомпания не купила до сих пор ни одного из тех самолетов, которые обещала приобрести. В этом году "Аэрофлот" должен был в трехмесячный срок возместить полученные льготы, а также заплатить штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования льготами.
О возможности взыскать с "Аэрофлота" круглую сумму - 600-800 млн. долларов в конце марта заявил министр промышленности Александр Дондуков. Это заявление министра прозвучало вскоре после того, как две оффшорные компании, связанные с акционерами "Сибнефти", приобрели около 20% акций "Аэрофлота". Но теперь ясно, что денег у авиакомпании требовать не будут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка