О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

JAT никому не нужен, кроме сербского правительства

На прошлой неделе началась приватизация сербского национального авиаперевозчика JAT. Согласно условиям программы тендера, кандидаты могут претендовать на 51-70% сербской авиакомпании

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе началась приватизация сербского национального авиаперевозчика JAT. Согласно условиям программы тендера, кандидаты могут претендовать на 51-70% сербской авиакомпании. Одними из фаворитов гонки считался российский "Аэрофлот".

Основной капитал JAT Airways составляет 185,7 млн.евро, который разделен на 14 664 350 акций. Задолженность компании с настоящее время составляет около 247,4 млн. евро. Флот авиакомпании состоит из девяти самолетов Boeing 737-300, введенных в эксплуатацию в между 1985 и 1988 годами, и трех ATR-72 1990 и 1991 года выпуска. С начала года до середины июля JAT перевез около 700 000 пассажиров.

Однако, в последнее время российский авиаперевозчик охладел к приобретению сербской компании, после объявления начальной цены актива в 100 млн. евро, то есть 51 млн. евро за 51% акций. Как заявили представители "Аэрофлота", российский авиаперевозчик скорее всего не будет участвовать в приватизации.
Поскольку сербским властям стало ясно, что тендер по приватизации может провалиться, они стали искать пути решения проблемы. В частности, как заявил министр экономики Сербии Младжан Динкич, необходимо оказать государственную поддержку компании в обновлении устаревшего флота. Однако, это может дорого обойтись сербскому правительству. По мнению экспертов, "благие намерения" властей могут обойтись меньшей мере в $500 млн. Таким образом, это скорее популистское высказывание, поскольку в настоящее время эта сумма является неподъемной для сербского бюджета.

Сербия до конца 2008 года планирует ратифицировать Договор между Сербией и ЕС об открытом небе. По мнению заместителя генерального директора JAT Небойши Старчевича, "соглашение об открытом небе приносит Сербии больше вреда, чем пользы. В соответствии с эти соглашением, Сербия предоставляет без ограничений свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков. Теоретически и JAT может беспрепятственно летать в европейские страны. Однако, визовые и иные правовые ограничения уменьшают потенциальный поток сербских граждан в Европу. При этом надо отметить, что, например, для граждан государств-членов ЕС виза в Сербию не нужна. Таким образом, налицо дисбаланс не в пользу сербского авиаперевозчика".

В Агентстве по приватизации Сербии считают, ведомство Динкича проводит странную политику. "С одной стороны, если бы в прошлом году "Аэрофлот" купил JAT то было бы время подготовить сербскую компанию к договору об открытом небе. С другой стороны, сейчас, когда еще можно достичь соглашения с российской стороной, сербские власти отказываются отложить ратификацию договора об открытом небе между ЕС и Сербией" - сообщил БКС Экспресс анонимный источник в Агентстве по приватизации.

По словам представителей агентства, все это происходит на фоне проблем с покупкой "Газпром нефтью" сербской нефтяной компании NIS и указывает на то, что сербские власти сами не знают чего хотят. Тем временем, рыночная цена двух активов снижается.

Два других кандидата Island Air и Air Berlin не рассматриваются сербским правительством как серьезные кандидаты.

Стоит вспомнить о неудачном опыте Болгарии, которая после приватизации авиакомпании "Балкан" лишилась сильного национального игрока на фоне усилившейся конкуренции с западными авиакомпаниями.

Прошлогоднее намерение "Аэрофлота" вписывается в общую конфигурацию обширных российских экономических интересов на Балканах. Как известно, Россия изменила свою политику в отношении Сербии, сделав ее более прагматичной. Поскольку была оказана существенная политическая поддержка по вопросу Косово, российская сторона рассчитывает на значительные экономические дивиденды.

В настоящее время "Газпром нефть" находится в процессе завершения сделки по приобретению 51% акций сербской национальной нефтяной компании NIS. "Газпром" намерен протянуть через территорию балканского государства ответвление газопровода "Южный поток" и построить два крупных газохранилища, тем самым, превращая Сербию в крупный региональный хаб по доставке газа. "Банк Москвы" получил лицензию на открытие дочернего банка в Сербии на весьма выгодных условиях.

Следовательно, политические риски "Аэрофлота" в Сербии минимальны. Но возникает другой вопрос, является ли покупка сербского авиаперевозчика выгодной для россиян на фоне дорожающего авиатоплива и низкой рентабельности (на уровне 1%) авиапервозок в регионе, или это скорее политический жест с долгосрочными инвестиционными горизонтами? Вполне возможно, что "Аэрофлот" стал заложником государственной политики экономической экспансии на Балканах. Ведь не секрет, что российские власти давно сделали крупные компании инструментом защиты государственных политических интересов за рубежом.
Напомним, в прошлом году россияне были готовы заплатить за авиакомпанию даже больше, чем 51 млн. евро за 51%. В свете последних событий эта покупка выглядела бы бессмысленно, особенно принимая во внимание кризис в секторе авиаперевозок на фоне дорожающего авиатоплива.

Аналитик БКС Михаил Сайно не понимает, "зачем Аэрофлоту покупать убыточную компанию на Западе и тратить на это немалые деньги. Проблем у Аэрофлота и внутри страны хватает: затраты на топливо растут, рентабельность падает, свободных средств все меньше. По мнению аналитика, приоритетом для "Аэрофлота" должно стать обновление собственного флота за счет современных лайнеров, а не сомнительные покупки за рубежом....
Авторские права на данный материал принадлежат «БКС Экспресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка