О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В списках уже не значится

История банкротства Волжского машиностроительного завода изобилует "белыми пятнами"
Недавно из списка промышленных предприятий города Рыбинска исчезло название Волжского машиностроительного завода. По большому счету, этому никто не удивился. Никто не удивился и тому, что приблизительно в это же время у ОАО "Рыбинские моторы" стало одной промышленной площадкой больше.
Волжский машиностроительный завод (ВМЗ) был построен в тридцатых годах и работал "на оборонку" и мирный атом. Продукция шла нарасхват, и за ней стояли очереди. Проблемы у завода возникли, когда государство прекратило финансировать оборонный заказ. Предприятие залезло в долги, брало кредиты в банках на пополнение оборотных средств и выплату заработной платы. К середине 90-х годов объемы производства на ВМЗ резко упали, начались многомесячные задержки зарплаты.
В мае 1995 г. ярославская фирма "Техноком", руководимая тогда будущим генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы" Юрием Ласточкиным, приобрела по инвестиционному конкурсу значительную долю акций АО "Волжский машиностроительный завод". Подробности этой процедуры покрыты тайной. Эксперты и аналитики до сих пор не нашли объяснений, почему так просто и дешево некогда закрытое предприятие, практически полностью завязанное на заказах Минатома РФ, попало в руки малоизвестного ярославского предпринимателя. По мнению некоторых аналитиков, здесь была использована хитроумная схема, в которой участвовали не только Арбитражный суд, но и сам губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, успевший заработать к тому времени репутацию активного лоббиста интересов руководства ОАО "Рыбинские моторы". По условиям этого конкурса новый хозяин акций ВМЗ должен был оплатить часть их стоимости сразу, а также вложить в предприятие значительные средства в качестве инвестиций. Однако, как считают эксперты, деньги в эти инвестиции почти не вкладывались, расчеты были произведены в виде взаимозачетов. Основой этих взаимозачетов явилась поставка продукции ВМЗ по расчетам за энергоресурсы. Скупив акции АО "ВМЗ", Ласточкин установил контроль над сбытом продукции предприятия. Более того, он получил эту продукцию со значительной отсрочкой платежей. Этой самой продукцией, по мнению некоторых наблюдателей, он и расплатился по условиям инвестиционного конкурса.
Между тем долги государства перед предприятием за уже поставленную продукцию росли. В 1997 г. долг Минобороны РФ за выполненный заказ составлял около 6 млн. долл. В итоге завод не смог платить налоги и расплачиваться с другими кредиторами, долги перед которыми составили около 225 млн. руб. Очень похоже, что команда Юрия Ласточкина, руководившая ВМЗ, не смогла или не захотела вытащить завод из кризиса. В Рыбинске многие считают, что, "выкачав" все возможное из расчетов с РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС", Юрий Ласточкин и "со товарищи" просто "кинули" ВМЗ.
В марте 1999 г. Ярославский арбитражный суд начал процедуру банкротства в отношении ВМЗ. В апреле на завод временным управляющим был назначен Алексей Борисов. Компаньон Юрия Ласточкина в его бизнес-проектах, он уже был временным управляющим рыбинского строительного предприятия ОАО "Стройконструкция", которое после начала процедуры банкротства было куплено ОАО "Рыбинские моторы". Как полагают наблюдатели, на ВМЗ ему отводилась одна из главных ролей. Он должен был обосновать для суда необходимость введения конкурсного производства и продажи предприятия как единого целого, покупателем которого уже было заявлено ОАО "Рыбинские моторы". Этот план и был с блеском реализован.
Самое интересное, что никаких открытых торгов по ВМЗ не было. Возможно, руководство области и "Рыбинских моторов" опасались появления других покупателей. Тихой сапой предприятие было продано. Хотя цену сделки никто публично и не объявлял, но рыбинские наблюдатели называют ее чрезвычайно заниженной. Говорят, что ВМЗ "ушел" не более чем за 50 млн. руб., а его имущество продавалось просто за копейки. Так была реализована схема по поглощению некогда секретного оборонного предприятия.
На сегодняшний день то, что называлось Волжским машиностроительным заводом, - всего лишь площадка для сборки снегоходов и газотурбинных установок. В насчитывающей не один десяток лет истории Волжского машиностроительного завода поставлена точка. Впрочем, не так давно начальник рыбинского межрайонного отдела налоговой полиции Александр Серый в интервью местной газете "Рыбинские известия" отметил, что "...процессы смены собственника, вызванные желанием на максимально выгодных условиях получить предприятие, нередко сопровождаются разного рода криминальными проявлениями. В нашем отделе сейчас расследуется уголовное дело по признакам статьи "неправомерные действия при банкротстве" в отношении бывшего предприятия ОАО "ВМЗ", где сумма причиненного государству ущерба измеряется более чем в 20 млн. рублей. Дело крайне сложное, аналогов в России практически нет..." А это значит, что точку в истории старейшего предприятия Рыбинска ставить все-таки рано....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка