Коммерсантъ
13 августа 2008, 07:35
Нефтяники поделились оптом
ФАС добилась снижения оптовых цен на нефтепродукты. За неделю до 1 августа авиакеросин упал в цене на 1,75%, за неделю до 8 августа на 1,45%. Правда, на розничном рынке это не отразилось, и цены продолжают расти
По данным, опубликованным ЦДУ ТЭК, в начале августа НПЗ России снизили отпускные цены на бензин в среднем на 1,5%, на дизтопливо - на 3,5%. По данным ИЦ "Кортес", падение началось три недели назад. Последний раз рост цен был зафиксирован в неделю, предшествовавшую 18 июля (выросли цены на автобензин, мазут и дизтопливо, не изменившись только на авиакеросин). Но за неделю с 18 по 25 июля цены на автобензин упали на 0,16%, на мазут - на 0,87%, на дизтопливо - на 0,66%. На авиакеросин остались без изменения, но начали расти неделю спустя. С 25 июля по 1 августа падение составило 1,75%, 2,05%, 2,35% и 1,75% соответственно, а с 1 по 8 августа - 0,95%, 0,39%, 2,20% и 1,45% соответственно.
Не последнюю роль в падении оптовых цен на нефтепродукты сыграла инициатива ФАС по борьбе с ростом цен на дизтопливо и авиакеросин. В середине июля ФАС возбудила дело против пяти крупнейших нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти", ТНК-ВР, "Роснефти" и "Сургутнефтегаза", которые, по мнению службы, злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива. 6 августа ФАС отчитала все компании, кроме "Сургутнефтегаза", за непредоставление необходимой информации в срок и пригрозила им преследованием в соответствии с КоАПом. Правда, ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" на это заявили, что в срок предоставили весь объем информации, а "Роснефть" и ТНК-BP объяснили, что успели доставить к 1 августа документы лишь частично ввиду огромного объема информации. Тем не менее, говорит участник рынка, "ФАС забросала компании запросами, и, похоже, они решили, что лучше тихо сдаться, чем долго бодаться".
Эксперты портала eOil объясняют, что падение связано не только с работой ФАС - на него повлияло введение с 1 августа рекордной пошлины на экспорт нефти в размере $495,9 за тонну (до этого - $398,1). "Это уже значительно отразилось на доходности экспортеров нефти, - сообщают эксперты eOil. - Так, за первую неделю августа они потеряли на тонне порядка $200, и, по ожиданиям специалистов, это - не предел. Восполнить потери экспортеры пытаются за счет внутреннего рынка, и все свободные объемы направляются на переработку внутри страны. За счет этого на внутреннем рынке значительно увеличивается предложение, прежде всего дизельного топлива". Директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков называет и другую причину - падение мировых цен на нефть. "Хорошо было привязываться к мировому рынку, когда он рос, - говорит господин Строков. - Но теперь российскому рынку нефтепродуктов приходится переживать последствия его падения".
Дмитрий Лютягин из ИК "Велес Капитал" напоминает, что снижение цены с ее исторического максимума в $147 началось после 16 июля и было вызвано рядом фундаментальных причин. По мнению господина Лютягина, прежде всего на цену нефти повлиял экономический кризис в США. Также цена на нефть упала за счет спекулятивной составляющей - не подтвердились слухи о разрушительных ураганах в Мексиканском заливе и спало напряжение вокруг ядерных проектов Ирана ("иранская премия" в цене составляла, по мнению аналитика, до $20). "Сейчас происходит ее логическая коррекция", - говорит он. По расчетам господина Лютягина, стоимость нефти по спотовым контрактам ближайшую неделю будет составлять около $112, а в среднем по августу снизится до уровня $104. Однако затем аналитик прогнозирует стабилизацию на рынке и постепенное повышение стоимости нефти до максимальных значений. Впрочем, на розничных ценах изменения на рынке не отразились. В рознице действуют другие принципы налогообложения и другие факторы роста спроса, в частности постоянное увеличение парка автотранспорта в России. По данным Росстата, потребительские цены на бензин в июле выросли на 3,8%, в начале августа - на 0,1%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться