Военно-промышленный курьер
13 августа 2008, 08:28
"Осень-2008" будет жаркой
В основе роста боевых и оперативных возможностей ВВС - новая и модернизированная техника
Личное дело
Зелин Александр Николаевич
Родился 6 мая 1953 года в г. Перевальск Ворошиловградской области. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976 г.), Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (1988 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (1997 г.). Службу проходил на должностях летчика, командира авиационного звена, заместителя командира и командира авиационной эскадрильи, заместителя командира авиаполка, командира авиационной группы, начальника авиационной базы, командира истребительного авиационного полка, командира истребительной авиационной дивизии, первого заместителя командующего Воздушной армией, командира отдельного корпуса ВВС и ПВО, начальника штаба - первого заместителя командующего армией ВВС и ПВО, командующего армией ВВС и ПВО. С августа 2002 по май 2007 года - начальник авиации - заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по авиации. Указом президента Российской Федерации от 9 мая 2007 года назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, "За военные заслуги", Красной Звезды. Почетное звание - "заслуженный военный летчик". Кандидат военных наук, освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130. Имеет общий налет более 3000 часов.
- Александр Николаевич, с какими итогами в боевой подготовке Военно-воздушные силы подошли к своему празднику? На чем сейчас сосредоточены основные усилия?
- В вопросах боевой подготовки основные усилия Военно-воздушные силы сосредоточивают на совершенствовании методов работы по управлению ВВС, непосредственно подчиненными объединениями ВВС, при решении задач обеспечения военной безопасности государства.
Главное командование в 2008 году провело оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава ВВС, командно-штабную тренировку по управлению ВВС, командно-штабную тренировку с дежурными силами объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, командно-штабную военную игру с академиями ВВС.
В течение этого года под руководством командующих в объединениях ВВС проведено более 20 мероприятий оперативной и боевой подготовки. По сравнению с предыдущими годами количество мероприятий и интенсивность оперативной подготовки возросли.
Кроме указанных мероприятий, органы управления и войска ВВС приняли участие в целом ряде как межвидовых мероприятий, так и мероприятий в рамках международного военного сотрудничества. К самым значимым можно отнести стратегическое КШУ "Восток-2008", совместные учения антитеррористической направленности "Кавказ-2008", "Рубеж-2008".
В целом объединения ВВС участвовали более чем в 10 учениях и тренировках под руководством командующих войсками военных округов. Немалая нагрузка выпадет и в сентябре-октябре 2008 года. Военно-воздушные силы проведут до конца года командно-штабное учение с объединением авиации стратегического назначения и двустороннее учение в войсках КСпН.
Также Главное командование и объединения ВВС примут участие в ряде мероприятий под руководством центральных органов военного управления.
- Чем сегодня представлены ВВС РФ в армейской авиации? Какие современные перспективные вертолеты планируются для оснащения частей на замену стареющему парку Ми-24, Ми-8?
- Армейская авиация Военно-воздушных сил на данный момент представлена транспортно-боевыми и боевыми вертолетными частями и подразделениями.
Обучение летного состава армейской авиации проводится в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков. А переучивание летного состава на новую авиационную технику, совершенствование приемов и способов боевого применения вертолетов осуществляется в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке.
К 2011 году в составе армейской авиации пройдет модернизация вертолетов Ми-24ПН и тяжелого транспортного вертолета Ми-26. В перспективе ВВС планируют закупить более 60 вертолетов Ми-8 МТВ5, Ми-28Н и Ка-52.
С 2011 по 2015 год планируется поставить в войска более 100 новых вертолетов Ми-28Н, Ка-52 и Ми-8 новых модификаций.
Реализация вышеуказанных программ позволит создать на стратегических направлениях группировки армейской авиации, способные решать поставленные задачи как самостоятельно, так и при обеспечении специальных мероприятий различных силовых ведомств.
Вертолетные полки, оснащенные новой авиационной техникой, должны стать основой аэромобильных резервов частей специального назначения, а также горных бригад.
- А если заглянуть в более отдаленную перспективу. Какими в целом вы видите Военно-воздушные силы до 2016 года?
- Перспективы развития Военно-воздушных сил прежде всего определяются состоянием нашей экономики, реальным уровнем финансирования, а также характером и содержанием мероприятий по дальнейшему реформированию и укреплению Вооруженных Сил РФ.
Строительство Военно-воздушных сил осуществляется под руководством Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, спланирован и реализуется комплекс организационных, военно-технических и других мероприятий.
Цели и задачи строительства ВВС закреплены в Плане строительства ВВС на соответствующий период. При этом главным является совершенствование технической оснащенности соединений и воинских частей ВВС за счет перевооружения на новую и модернизированную технику и вооружение, а также поддержание и развитие военной инфраструктуры ВВС для выполнения задач повседневной деятельности, мероприятий боевой подготовки и боевого дежурства.
За счет сохранения потенциала авиационных средств ядерного сдерживания на заданном уровне и увеличения количества воинских частей постоянной готовности планируется повысить оперативные возможности ВВС по сдерживанию возможной агрессии на потенциально опасных направлениях.
Кроме того, в этот период в интересах реализации Концепции воздушно-космической обороны главному командованию ВВС будет принадлежать ведущая роль в вопросах строительства и развития системы воздушно-космической обороны государства, планирования, подготовки и применения в мирное и военное время авиации, войск и сил ВКО.
Развитие родов (войск) Военно-воздушных сил - авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск планируется осуществлять в направлении повышения качества и уровня их обеспеченности. В частности, укомплектованности, увеличения в боевом составе количества воинских частей постоянной готовности, перевооружения на новые и модернизированные образцы вооружения, военной и специальной техники, повышения уровня натренированности и боевой выучки экипажей и боевых расчетов, качества боевой и оперативной подготовки воинских частей и соединений ВВС.
В Дальней авиации основной акцент будет сделан на обеспечение заданного уровня постоянной боевой готовности, а также совершенствование форм и способов оперативного и боевого применения.
В Военно-транспортной авиации - на поддержание возможностей для обеспечения маневра войск (сил) и десантирования воздушных десантов.
Во фронтовой и армейской авиации ВВС - на поддержание и наращивание боевых возможностей для выполнения основных задач в мирное и военное время.
В зенитных ракетных войсках основные усилия будут направлены на повышение уровня боевой готовности воинских частей и подразделений в интересах надежного прикрытия во взаимодействии с истребительной авиацией важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры страны от ударов средств воздушно-космического нападения.
Развитие радиотехнических войск будет осуществляться в интересах наиболее полного обеспечения пунктов управления ВВС данными о воздушной обстановке, радиолокационного обеспечения боевых действий (боевого применения) частей авиации, ЗРВ и РЭБ, радиолокационного контроля порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечения полетов авиации.
Что все это даст? Реализация этих мероприятий увеличит количество воинских частей постоянной готовности в авиации и зенитных ракетных войсках, повысит уровень обеспеченности боевых частей ВВС современными образцами ВВТ, а также технической исправности основного вооружения и военной техники ВВС с учетом удовлетворения потребности в капитально-восстановительном ремонте. Наконец, это оптимизирует организационные структуры, систему управления и всестороннее обеспечение ВВС.
В этот период Военно-воздушные силы в основном сохранят существующие на сегодня организационную структуру и боевой состав. При этом произойдет их качественное обновление за счет практически полного технического перевооружения и появления новых интеграционных качеств.
По нашему мнению, в современных и прогнозируемых на обозримую перспективу условиях развития военно-политической обстановки Военно-воздушные силы будут играть определяющую роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации как в мирное, так и в военное время.
- Каким будет участие ВВС РФ в предстоящих учениях ВС Белоруссии "Осень-2008"?
- В комплексном оперативном учении Вооруженных Сил Республики Беларусь предполагается участие Военно-воздушных сил Российской Федерации силами штурмовой, истребительной и армейской авиации составом до авиационного подразделения от каждого рода авиации.
По запросу Республики Беларусь ВВС РФ готовы выделить Су-27 (или МиГ-29) и Ми-24 (или Ми-8).
- Приближаются и стратегические командно-штабные учения Вооруженных Сил РФ. Какие задачи в ходе этих учений будут решать ВВС, и в частности Дальняя авиация?
- В последние годы нам удалось активизировать оперативную подготовку. Несмотря на сложности в финансовом и материально-техническом обеспечении учебных мероприятий, принятыми мерами удается в целом сохранить уровень подготовки органов управления и войск достаточным для выполнения служебно-боевых задач.
На предстоящих СКШУ Военно-воздушные силы будут представлены самолетами ДА, ВТА, ИА с привлечением самолетов ДРЛО А-50.
На учениях будут отрабатываться вопросы рассредоточения авиации; выполнения полетов на максимальный радиус действия с тактическими и практическими пусками ракет, дозаправкой в воздухе; обеспечения перебазирования авиации, переброски войск и перевозки грузов; отражения налетов условного противника; прикрытия своих войск и сил.
В СКШУ ВС РФ примут участие силы Дальней авиации Военно-воздушных сил, которые будут решать учебно-боевые задачи практически во всех российских регионах и в районах стратегических интересов России. Это задачи перебазирования на новые операционные направления, боевого применения на максимальный радиус с выполнением дозаправки в воздухе и пусками КРВБ по целям российских полигонов на максимальную дальность полета ракет.
С целью обеспечения выполнения силами Дальней авиации своих задач, контроля воздушного пространства будут задействованы наземные и воздушные командные пункты и пункты управления; самолеты радиолокационного дозора и наведения; самолеты истребительной авиации - для выполнения патрульного сопровождения ракетоносцев, контроля отцепки ракет и полета их в район полигона; самолеты-заправщики; самолеты Военно-транспортной авиации.
- В июне сего года по итогам заседания Совета Россия-НАТО генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что "министры подтвердили обязательства завершить в кратчайшие сроки работу по рамочному соглашению по воздушному транспорту, которое позволит использовать стратегические возможности Военно-транспортной авиации России в будущих совместных операциях". Что предлагает Россия по проекту этого соглашения?
- В соответствии с решением министра обороны Российской Федерации продолжается работа по подготовке проекта рамочного соглашения между правительством Российской Федерации и Организацией Североатлантического договора в отношении использования воздушного транспорта Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах НАТО.
Очередной раунд консультаций экспертов состоялся в марте 2008 года в Москве, на нем были в целом согласованы проекты документов, однако имеется ряд позиций, которые требуют дополнительной проработки обеими сторонами.
Работа над рамочным соглашением успешно продолжается, и в целом российская и натовская стороны находят взаимопонимание по непростым вопросам транспортных перевозок грузов НАТО российскими военными самолетами.
- В заключение вопрос о состоянии и перспективах развития Объединенной системы ПВО СНГ. Как вы их оцениваете?
- Объединенная система ПВО является первой и единственной реально существующей объединенной оборонительной системой в Содружестве. В ее состав в настоящее время входят Войска ПВО Республики Армения, ВВС и войска ПВО Республики Беларусь, Силы воздушной обороны Республики Казахстан, Силы воздушной обороны Республики Киргизия, Военно-воздушные силы Российской Федерации, ВВС и ПВО Республики Таджикистан, Войска ПВО и ВВС Республики Узбекистан и Воздушные силы Украины.
К числу конкретных мероприятий, реализованных в рамках создания и развития объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, следует отнести восстановление системы управления и взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами военного управления государств, создание системы совместного боевого дежурства по ПВО, налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки, объединение усилий государств Содружества по строительству и совершенствованию объединенной системы ПВО на основе развития национальных систем противовоздушной обороны.
Важнейшим направлением развития объединенной системы ПВО остается сохранение и развитие системы взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств-участников соглашения на основе совершенствования системы управления объединенной системы ПВО.
Предпринятыми усилиями сохранен взаимный обмен информацией между командными пунктами государств, входящих в группировку войск объединенной системы ПВО. В целом созданная система управления обеспечивает координацию действий сил и средств, а также обмен информацией о воздушной обстановке, боевой готовности и результатах боевых действий войск ПВО государств-участников. Продолжается ее развитие и совершенствование. Так, в Российской Федерации на заключительном этапе находятся работы по переоснащению пунктов управления новыми образцами комплексов средств автоматизации. Ведется планомерная работа по обеспечению их технологического сопряжения. По заказу Координационного комитета по вопросам ПВО научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России совместно с предприятиями промышленности разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации КП и штаба.
В настоящее время организовано совместное боевое дежурство с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Осуществляется взаимодействие дежурных по ПВО сил России и Украины.
Функционирование системы совместного боевого дежурства позволяет получать информацию о воздушных объектах на западном и южном направлениях, в том числе в автоматизированном режиме, организовывать поочередное дежурство подразделений РТВ государств с включенными РЛС по графику, что ведет к значительной экономии сил и средств, использовать аэродромы взаимодействия для посадки дежурных экипажей после выполнения боевой задачи при действиях на максимальную дальность или продолжительность полета.
- А продолжится ли хорошо зарекомендовавшая себя практика проведения совместных учений и стрельб?
- С целью отработки взаимодействия при решении задач совместного боевого дежурства ежегодно проводятся командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО государств-участников СНГ с реальным обозначением воздушной обстановки. На них отрабатываются вопросы взаимодействия при работе по воздушным судам-нарушителям государственных границ; нарушителям порядка использования воздушного пространства; угоняемым воздушным судам; по оказанию помощи воздушным судам в форс-мажорных обстоятельствах. Всего для обозначения воздушной обстановки и для действий по воздушным целям в ходе каждой тренировки в последнее время привлекается более 100 летательных аппаратов различных модификаций.
Высшей формой подготовки войск объединенной системы ПВО является проведение ставших уже традиционными совместных учений с боевыми стрельбами с символическим названием "Боевое содружество". Начиная с 1995 года в совместных учениях принимали участие соединения и части Войск ПВО (ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) вооруженных сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. Их итоги показывают: организованность проводимых мероприятий выросла, повысился уровень подготовки войск и проведения тактических эпизодов учений.
Другим важным направлением, обеспечивающим развитие объединенной системы ПВО, является проведение согласованной военно-технической политики, развитие систем вооружения, управления и связи по единым стандартам, обеспечивающим их совместное применение. В этой связи основные усилия направлены на согласованное развитие национальных систем ПВО на основе единой военно-технической политики и принципов строительства противовоздушной обороны государств.
Большое внимание уделяется восстановлению и поддержанию боеготовности боевых средств ЗРВ, РТВ, авиации, а также систем управления и связи. С этой целью в рамках военно-технического сотрудничества ежегодно проводятся поставки в государства-участники объединенной системы ПВО современных типов ЗРК, ЗИП и военного имущества, проводятся ремонтно-восстановительные работы и сервисное обслуживание вооружения и военной техники ПВО, их модернизация.
Вместе с тем анализ показывает: для достижения успеха на данном направлении необходимо создание льготных условий для военно-технического сотрудничества. Во многом для государств-участников ОДКБ такие условия уже созданы и обеспечены соответствующей материальной базой. Целесообразно развивать эту базу и для других государств-участников объединенной системы ПВО. Однако для этого необходимо переработать нормативные документы объединенной системы ПВО, подписать соответствующие межгосударственные соглашения.
Практика военного сотрудничества в области ПВО показала целесообразность дальнейшего развития объединенной системы ПВО государств-участников СНГ и на региональной основе. В настоящее время ведется активная работа по созданию Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности. В дальнейшем целесообразно переходить к созданию соответствующих систем в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.
Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие в области противовоздушной обороны является одним из важнейших направлений сотрудничества государств-участников СНГ в военной сфере. Как показало время, решение, принятое в феврале 1995 года, было своевременным и продуманным. Объединенная система противовоздушной обороны нашего Содружества крепнет, растет ее авторитет и значимость решаемых задач.
Что касается основных направлений развития объединенной системы ПВО, то они представляются следующими. Это совершенствование организационной структуры объединенной системы ПВО на основе дальнейшей интеграции национальных систем по региональному принципу; организация деятельности совместных региональных систем ПВО в составе объединенной системы ПВО государств-участников СНГ; дальнейшее совершенствование управления; укрепление и развитие национальных систем ПВО на основе единой военно-технической политики и принципов строительства противовоздушной обороны; совершенствование нормативно-правовой базы.
Необходима также доработка межгосударственных нормативных документов, определяющих порядок совместного применения войск объединенной системы ПВО, в том числе при предотвращении угрозы совершения террористических актов в воздушном пространстве, и регламентирующих проведение мероприятий оперативной и боевой подготовки. Как и совершенствование организации совместного боевого дежурства, совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в рамках объединенной системы ПВО государств-участников СНГ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться