О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Свердловская авиация - жизнь накануне "судного дня"?

Опасения относительно близости кризиса свердловской авиации начали постепенно оправдываться

Опасения относительно близости кризиса свердловской авиации начали постепенно оправдываться. Первым звоночком стало снижение "Уральскими авиалиниями" топливных сборов на часть чартерных рейсов, а также понижение цены на топливо, реализуемое через топливозаправочный комплекс аэропорта "Кольцово".

Сами по себе эти мизерные скидки не говорят ни о чем. В конце концов, для пассажиров это всего пара сотен рублей оставшихся в кармане. Гораздо важнее то, почему "скидки" появились и как мотивируют свои действия в авиапредприятиях. Выданные представителями того же "Кольцово" комментарии явно говорят о том, что отрасль находится на пороге кризиса. Кризиса порожденного переоценкой возможностей собственного развития.

Как рассказала АПИ директор службы по связям с общественностью ОАО "Аэропорт Кольцово" Юлия Федотова, постоянное повышение цен на авиатопливо поставщиками привело к сокращению прироста пассажиропотока. Внешне ситуация выглядит не так плохо, за семь месяцев через аэропорт прошло 1,5 миллиона пассажиров, прирост к уровню 2007 года 16,4%. В июне обслужили 273 тысячи пассажиров, в июле 290 тысяч пассажиров. Однако на деле положение выглядит несколько иначе. "В отличие от прошлых лет, когда самым пиковым месяцем по числу пассажиров у нас был август, и только потом начиналось снижение, в этом году снижение прироста пассажиров началось именно в августе. А тот прирост, который наблюдался в июне и июле не многим превышает показатели прошлого года",- пояснила Юлия Федотова.

Даже по официальной информации аэропорта в этом сезоне ощутимо снизился объем перевезенных пассажиров на южные направления - в те же Сочи, Анапу, Краснодар. С 33 до 24% упали темпы увеличения объемов пассажирских авиаперевозок в ранее очень популярную Турцию.

Независимые эксперты еще более строги в своих оценках. Увеличение числа пассажиров в "Кольцово" на 16,4% продемонстрированное за 7 месяцев явно ниже запланированных параметров. Напомним, что согласно расчетов заложенных в программе развития аэропорта прирост пассажиропотока должен составлять порядка 30% в год. Вообще не очень верится, что за оставшиеся осенние месяцы (традиционно не самые пиковые по числу обслуживаемых пассажиров) в аэропорту смогут нагнать это отставание.

При этом никто и не делает секрета из того, что основной причиной этой ситуации стал неимоверный рост цен на топливо. С конца весны авиакеросин в "Кольцово" дорожал трижды: первый раз - 1 мая - цена за тонну топлива повысилась 4,5%, составив 24 тысячи 360 рублей, второй раз - 22 мая - на 10,6% до 26 тысяч 940 рублей за тонну, третий раз - 21 июня - на 13,5% до 30 тысяч 600 рублей за тонну. Таким образом, общее повышение составило 31,4%.

Между тем еще в начале весны на традиционной екатеринбургской конференции "Открытое небо Урала - 2008" активно обсуждалась проблема кризиса платежеспособности потенциальных пассажиров. "Еще тогда мы говорили о том, что надо перестать проверять на прочность кошельки туристов и повышать цены за топливо, топливные сборы, билеты. Уже к началу сезона в местных турфирмах четко осознали - существующие доходы свердловчан явно не соответствуют росту цен на авиационные услуги. И прогнозы московских туроператоров и авиакомпаний по поводу дальнейшего роста рынка явно не обоснованы",- рассказал вице-президент Уральской ассоциации туризма Сергей Бузько.

Видимо в тот момент эти заявления ушли в пустоту. Цены на авиаперелеты начали расти, причем довольно резко - по 20-30 евро в месяц. И это, не говоря о подорожании стоимости проживания в отелях - в зависимости от звездности на 10-40%. Суммарно по расчетам представителей УАТ цена на отдых в этом сезоне "скакнула" на 40-50%.

В итоге произошло сокращение туристов. "Такого оттока я не видел со времен дефолта 1998 года. Многие отказывались от поездок, авиакомпаниям приходилось менять самолеты на воздушные суда меньше вместимости - в ту же Турцию вместо Ил-86 стали отправлять Ту-154 и Airbus. Часто пассажиров пересаживали на другие рейсы. Все это привело к огромному количеству разногласий, жалоб и упреков со стороны отдыхающих. То, что происходит, скорее, напоминает катастрофу",- заявил Сергей Бузько.

Правда большой ошибкой было бы полагать, что такая ситуация характерна только для Урала. Уже в середине июля председатель Правительства РФ Владимир Путин призвал Федеральную антимонопольную службу разобраться с производителями и поставщиками авиакеросина, монополизировавшими рынок. Кстати, по словам той же Юлии Федотовой, предстоящее снижение стоимости топлива в "Кольцово" - прямое следствие того распоряжения.

К сожалению, это понижение не способно будет существенно повлиять на доступность авиаперелетов. Специалисты "Уральских авиалинии" отмечают, что это позволит снизить финальную стоимость билета примерно на 100 рублей и отнюдь не говорит о желании нефтяников реально снизить цену на керосин. Это ничто иное как попытка создать видимость следования рекомендациям федерального Правительства и избежать пристального внимания со стороны антимонопольщиков.

Не менее карикатурными выглядят и рекламные заявления УА о двукратном снижении топливных сборов на чартерные рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Суммарно они подешевели (с учетом сегодняшнего снижения) на 14%. Однако если учесть, какую долю занимают чартеры в Египет в общем объеме пассажироперевозок предприятия становятся понятно, что это такой же ни к чему не обязывающий реверанс. Тем более что летом эта страна из-за жары, приносимой хамсином, не очень популярна у россиян.

Для справки: хамсин - от арабского "пятьдесят" - сухой, изнуряюще жаркий ветер южных направлений на северо-востоке Африки и на Ближнем Востоке. Температура воздуха нередко превышает 50 градусов и это при штормовой силе ветра. Хамсин дует по нескольку суток, в общей сложности около 50 дней в году, преимущественно с весны по осень.

Между тем реакция рынка на высокие цены авиатоплива и билеты долго ждать себя не заставит. И если в УА еще пытаются делать хорошую мину при плохой игре, заверяя о сохранении производственных хороших показателей, то в "Кольцово" предрекают в 2009 году снижение ростов пассажиропотока. Приведем в пример пару высказываний.

Пресс-секретарь УА Елена Спиридович: "Мы не прогнозируем никакого спада в приросте авиапассажиров нашей авиакомпании. Все направления будут по-прежнему востребованы".

Директор по связям с общественностью "Кольцово" Юлия Федотова: "Если ситуация с ценами на авиакеросин будут продолжаться, то это приведет к снижению прироста пассажиров, падению доходов аэропортов, авиаперевозчиков и тех же поставщиков топлива".

Еще более критичны представители турбизнеса. По мнению руководителей ряда крупных екатеринбургских турфирм, цена на керосин должна снизится на 10-15%. Правда и в этом случае в 2009 году удастся выйти только на показатели пассажироперевозок 2007 года. Прирост удастся обеспечить, только если керосин подешевеет не менее чем на 30%, а цена на билет в среднем упадет на 100-150 долларов США. В противном случае о планах в 4 миллиона пассажиров прошедших через аэропорт "Кольцово" за 2010 год придется забыть. А это поставит под сомнение окупаемость как инвестиций вложенных в развитие самого аэропорта, так и в закупку новой авиационной техники для нужд "Уральских авиалиний"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АПИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка