О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлет "Беркута"

К 100-летию со дня рождения академика А.А. Расплетина

Есть люди, яркая творческая жизнь и трудовые свершения которых, словно верстовые вехи, на многие годы предопределяют стратегическое направление развития целых трудовых коллективов и даже отраслей производства. Их имена золотыми буквами вписаны в историю страны. Именно таким человеком был академик Александр Андреевич Расплетин. 25 августа 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения этого крупного ученого в области радиотехники и телевидения, талантливого инженера и организатора, одного из основоположников советской (российской) инженерной школы разработки и создания систем зенитного управляемого ракетного оружия. А также одного из основателей НПО "Алмаз" (ранее КБ-1), ныне Головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей", которое носит его имя.

Когда в далеком 1956 году в Советском Союзе была принята на вооружение зенитная ракетная система С-25 "Беркут", создание и разработка которой явились настоящим научно-техническим прорывом, это стало подобно сенсации. Никто в мире ничего похожего тогда не создавал. А появилась такая ЗРС в КБ-1 (потом НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина, ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей"). У истоков ее создания стоял Александр Андреевич Расплетин - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Из города Рыбинска

Родился Александр Андреевич 25 августа 1908 г. в городе Рыбинске Ярославской области, в семье купеческого сына. В 10 лет потерял отца. После окончания школы в 1926 г. работал на складе рабочим и электромонтером. В 1929 г. был зачислен на должность радиомеханика. Не по воле случая: еще в школе страстно увлекался радиотехникой, что сказалось на всем его дальнейшем жизненном пути.

В декабре 1925 г. состоялось общее собрание радиолюбителей Рыбинска, на котором школьника Расплетина приняли в бюро. В период с 1926 по 1929 г. он уже председатель рыбинской секции коротких волн ОДР (Общество друзей радио).

В 1930 г. Александр Андреевич переезжает в Ленинград, где до сентября 1931 г. работает радиотехником на заводе имени Коминтерна. Потом переходит в Центральную радиолабораторию на должность инженера, а с 1933 г. начинает самостоятельную научную деятельность: становится старшим инженером - руководителем группы телевидения. Но при этом еще успевает окончить электрослаботочный техникум.

В 1932 г. поступает в Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова /Ленина/ по специальности "радиотехника". На последнем курсе защищает диплом по теме "Электрические схемы развертки и синхронизации в аппарате высококачественного телевидения" с оценкой "отлично". Примерно в это же время появляется и его первая печатная научная работа "Стандарт частоты Центральной радиолаборатории ВЭСО" в журнале "Техника радио и слабого тока".

Вскоре А.А. Расплетин переходит в НИИ-9 на должность старшего инженера, а потом становится заведующим лабораторией. В журнале "Известия электропромышленности слабого тока" в 1938 г. выходит его статья "Телевизионный приемник", где дается краткое описание схем и конструкций первой модели отечественного телевизионного приемника 17 ТИ 3 промышленного типа, разработанного лабораторией телевидения НИИ-9 под руководством автора для приема передач Ленинградского и Московского телевизионных центров. Научно-исследовательская работа А.А. Расплетина этого периода связана также с его участием в создании "самой мощной и самой совершенной телевизионной аппаратуры" для "величайшего сооружения мира" - Дворца Советов в Москве. Предполагалось, что ряд залов в нем будет оборудован специальными телевизионными приемниками, позволяющими проектировать изображение на экраны размером до 10-15 м2. А.А. Расплетин совместно с И.М. Завгородневым, П.Х. Блюменталем, Б.М. Фридманом и другими учеными разрабатывает видиоприемник с экраном 12 м2. Отчет об этой работе появляется в 1940 г. Всего же в период с 1932 по 1940 г. в открытой печати было опубликовано более 10 работ Александра Андреевича.

За год до начала Великой Отечественной он принимает участие в Пятой заочной радиовыставке, организованной журналом "Радиофронт", где было представлено 32 конструкции телевизоров. На ней телевизионный приемник, разработанный инженером А.А. Расплетиным, получил первую премию. Он отличался от существующих отечественных и заграничных своей простотой, дешевизной и экономичностью и был рассчитан на возможность приема как Ленинградского (240 строк), так и Московского (343 строки) телецентров. В схеме использовались две заявки автора. Хотя свое первое авторское свидетельство на изобретение Александр Андреевич получил еще в 1934 г. А всего до начала войны им было получено девять авторских свидетельств на изобретения. В это же время он начинает работы над использованием телевизионных установок для воздушной разведки.

Впервые в мире

С началом Великой Отечественной войны сотрудники лаборатории занимаются изготовлением радиостанций для фронта. В январе 1942-го их эвакуируют из блокадного Ленинграда в Красноярск, где на радиозаводе А.А. Расплетин несколько месяцев работает старшим инженером. Но уже в сентябре 1942 г. решением ГКО он откомандировывается в московское ОКБ ВЭИ. Там в группе телевидения разрабатывалась комплексная установка для наведения истребителей на цель (РД 1) по заказу штаба истребительной авиации ПВО страны.

В ноябре 1942 г. их группу передают в ЦНИИ-108. Здесь под руководством уже начальника лаборатории А.А. Расплетина создается комплекс приемной аппаратуры. Испытания этой системы были проведены в 1942-1943 гг., после чего она неоднократно использовалась для обеспечения авиации на парадах. В целом же работа А.А. Расплетина в годы войны отмечена медалями "За доблестный труд во время Отечественной войны" и "За оборону Ленинграда". Что касается ЦНИИ-108, то Александр Андреевич продолжает там заниматься вопросами радиолокации. За семь лет работы (1943-1950 гг.) под его руководством и при непосредственном участии выполнено более пяти крупных научно-исследовательских работ, получено несколько авторских свидетельств. А за создание радиолокационной станции СНАР 1 он удостоен Государственной премии.

В 1947 г. А.А. Расплетин защищает кандидатскую диссертацию по теме "К расчету однолампового генератора пилообразного тока". Вскоре его утверждают в ученом звании старший научный сотрудник (по специальности "радиотехника") ЦНИИ-108. Примерно в это же время начинает преподавательскую деятельность в МВТУ им. Баумана, где читает лекции. Такой опыт у него уже был. Еще в 1935-1936 гг. вел преподавательскую работу (по совместительству) в Ленинградском электротехническом институте имени В.И. Ульянова /Ленина/, читал курсы основ радиотехники и телевидения.

Поворотный момент в жизни Александра Андреевича происходит в августе 1950 г., когда его переводят в КБ-1 для работы над созданием зенитной ракетной системы "Беркут" (С-25) начальником радиолокационного отдела. Через некоторое время он становится сначала фактическим, а с августа 1953 г. официальным главным конструктором системы.

Работы велись в крайне напряженном режиме. В апреле 1953 г. в ходе испытаний системы были проведены первые стрельбы по аналогу цели - самолету мишени Ту-4. А уже в мае 1955 г. ЗРС С-25 была принята на вооружение и стала основой зональной зенитной ракетной обороны Москвы и Московского промышленного района. Сегодня приходится только удивляться таким темпам работ, таланту и целеустремленности инженеров, испытателей, а также заложенному в систему модернизационному потенциалу. Ее жизненный цикл составил более 30 лет, при этом ЗРС не раз подвергалась модернизации.

Как все это удалось предвосхитить и увидеть А.А. Расплетину? США, например, тогда и не помышляли о создании ракетного оружия ПВО. Как и во всем мире, там продолжали работать над увеличением скорострельности, дальнобойности зенитной артиллерии, что было тупиковым направлением. И только А.А. Расплетину удалось посмотреть на проблему с другой стороны, решить ее на других физических принципах. Радиолокатор системы впервые в мировой практике был многофункциональным и многоканальным. Он не только обеспечивал обнаружение и автоматическое сопровождение до 20 самолетов в секторе 60°, но и осуществлял одновременное наведение на самолеты до 20 ракет. При массовом налете противника (до 1000 самолетов) требовалось всего 56 комплексов.

Была у ЗРС С-25 и масса других достоинств. Но главное заключалось в том, что, повторим, никто и никогда до этого в мире не разрабатывал подобных систем. "Беркут" стал принципиально новым видом оружия, которого не имела в то время ни одна страна мира.

В июле 1955 г. Александр Андреевич назначается главным конструктором предприятия по направлению (ПВО) и начальником СКБ. А в 1956 г. за руководство и участие в создании образцов новой техники ему присваивается звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена В.И. Ленина. Через год он утверждается в ученой степени доктор технических наук без защиты диссертации по совокупности выполненных работ.

Генеральный конструктор

Интересно, что еще в октябре 1954 г. параллельно с идущими работами над системой С-25 в КБ-1 началась разработка перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия с ограниченным временем развертывания на позиции для построения территориально объектовой обороны. Таким оружием стала ЗРС С-75, которая создавалась уже на основе принципов, заложенных в С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства.

При проектировании ЗРС С-75 были найдены и внедрены многие новые научно-технические решения. Этого потребовало создание перевозимой ЗРС и решение целого ряда задач, присущих технике такого класса. В декабре 1957 г. система принимается на вооружение. В 1958 г. за руководство и участие в ее создании Александру Андреевичу Расплетину присуждается Ленинская премия.

После этого под его руководством создается еще несколько зенитных ракетных систем: С-125, С-200... Таким был вызов времени. И СССР, чтобы выжить в холодной войне, вынужден был искать адекватные ответы. Например, рождение ЗРК С-125 объяснялось появлением в составе средств воздушного нападения вероятного противника самолетов, способных действовать на малых высотах (менее 1 км). Система была принята на вооружение в июне 1961 г.

А.А. Расплетину удалось воплотить в жизнь самые смелые, дерзновенные замыслы. Уже во второй половине 60-х годов, незадолго до скоропостижной кончины, он обосновал принципы построения унифицированной многоканальной системы нового поколения С-300. Она обеспечивала уничтожение всех видов современных и перспективных аэродинамических целей, в том числе крылатых ракет всех типов, массированно применяемых как на больших, так и на малых и предельно малых высотах. И, хотя такая система была создана уже без него, она также по праву может считаться расплетинским детищем. Разработанная ЦКБ "Алмаз" система С-300П и ее последующие модернизации с начала 80-х до сих пор составляют основу зенитного ракетного вооружения ПВО страны.

Но вернемся в сентябрь 1957-го. А.А. Расплетин назначается начальником СКБ и главным конструктором предприятия. В это время в составе средств воздушного нападения вновь происходят значительные изменения. Появляются крупноразмерные воздушные цели, действующие на больших высотах. Возникшая ситуация требует создания ЗУРО, которое обеспечивало бы поражение высокоскоростных целей в стратосфере.

Система большой дальности действия была необходима и для создания противовоздушной обороны больших территорий. Первой в мире перевозимой системой такого класса стала ЗРС С-200, заданная к разработке в июне 1958 г. При ее создании были впервые разработаны принципы построения радиолокационных средств (радиолокатора подсвета цели и полуактивной головки самонаведения ракеты) и требования к их аппаратуре, обеспечивающие сочетание высоких точностей измерений скорости, угловых координат цели и разрешающих способностей по скорости и дальности. Реализован принцип полуактивного самонаведения ракеты на цель на основе использования системы управления полетом от старта до точки встречи. Реализованы специальные методы помехозащиты в РПЦ и ГСН ЗУР, позволяющие обеспечить высокую эффективность стрельбы как по целям в условиях интенсивных помех прикрытия, так и по постановщикам активных помех различных видов.

Система принята на вооружение в феврале 1967 г. "Длинная рука" дяди Саши - так любовно говорили о С-200 коллеги и подвижники А.А. Расплетина.

Но, кроме тематики ПВО, в КБ-1 велись работы и по другим направлениям. Одно из них - разработка системы "Азов" для защиты объектов от атаки одиночных баллистических ракет. Начата она в июне 1962 г. при А.А. Расплетине.

Большая научная эрудиция, творческая смелость при решении сложных технических проблем и блестящие организаторские способности позволили Александру Андреевичу стать генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. Он был назначен на должность в январе 1961 г. и оставался генеральным конструктором до конца своей жизни.

В 1964 г. А.А. Расплетин избирается действительным членом Академии наук СССР. Он являлся (в разные годы) также членом НТС при Государственном комитете Совета министров, членом специальной комиссии Президиума Совета министров и НТС комиссии ВСНХ СССР и ГКРЭ; председателем НТС предприятия; членом ученых и научно-технических советов различных организаций. Он создал школу разработчиков сложных систем вооружения ПВО, кооперацию научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и заводов, решающих задачи разработки, изготовления и обеспечения эксплуатации систем вооружения. Ему принадлежит главная роль в создании школы военных испытателей и специалистов научно-исследовательских институтов Министерства обороны в области вооружения ПВО.

Верность традициям

Александр Андреевич скоропостижно скончался 8 марта 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Память о нем жива не только в системах и комплексах, разрабатываемых нашим коллективом, носящим имя академика А.А. Расплетина с 2001 года. Раз в четыре года за заслуги в создании систем управления вооружением ПВО Российская академия наук присуждает российским ученым золотую медаль имени А.А. Расплетина. С 1994 года Российской академией наук один раз в три года присуждается премия имени академика А.А. Расплетина за лучшие достижения в области создания радиотехнических систем автоматизированного управления.

В 1967 г. его имя присвоено радиотехническому техникуму в Москве (сейчас это Московский радиотехнический колледж им. академика А.А. Расплетина). Имя Расплетина носят улицы в Москве и Рыбинске, корабль и кратер на оборотной стороне Луны. В фондах Рыбинского государственного историко-архивного и художественного музея-заповедника хранятся материалы, связанные с жизнью А.А. Расплетина в этом городе. С 2003 г. в нем проводятся ежегодные городские соревнования радиолюбителей памяти академика А.А. Расплетина (с 2007 г. - Кубок Ярославской области по радиосвязи на УКВ памяти академика А.А. Расплетина).

В 1988 г. Министерством связи СССР выпущен маркированный конверт с портретом А.А. Расплетина и подписью под портретом "Советский ученый и конструктор в области радиотехники и электроники, академик АН СССР А.А. Расплетин. 1908-1967". А на территории НПО "Алмаз" (ныне ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей") установлен бронзовый бюст академику Александру Андреевичу Расплетину.

В декабре 2002 г. открылся Музей НПО "Алмаз", в экспозиции и фондах которого находятся материалы, связанные с жизнью и деятельностью А.А. Расплетина. К 100-летию академика появились и публикуются новые архивные материалы о его жизни и деятельности. В августе с.г., в канун юбилея, пройдет также целый ряд других юбилейных мероприятий. Так, в торжественной обстановке на территории ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей" будет открыта мемориальная доска А.А. Расплетину. В Москве, в культурном центре Л. Рюминой, состоится презентация книги "А.А. Расплетин". Лучшим сотрудникам предприятия, которое носит его имя, будут вручены медали А.А. Расплетина. А в сентябре в конференц-зале Российской академии наук состоится научно-техническая конференция, посвященная научной деятельности А.А. Расплетина.

Но главное, может, все-таки в другом. В том, что ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей", носящее его имя, не только свято чтит память об Учителе, но и достойно продолжает заложенные им традиции. Его идеи - в системах и комплексах, разрабатываемых "алмазовцами" уже в новой кооперации. Наше открытое акционерное общество решением руководства страны определено Головным системным конструкторским бюро по созданию единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) пятого поколения. Создание Головного системного КБ Концерна ПВО "Алмаз-Антей" предусматривает объединение на базе НПО "Алмаз" нескольких основных системных разработчиков в области ПВО ВВС, ПВО ВМФ, ПВО СВ, АСУ и ПРО. Этот процесс сейчас набирает обороты.

Нельзя не упомянуть и о том, что разработана и утверждена Комплексная целевая программа, увязывающая на период до 2015 года ранее утвержденные Государственной программой вооружения темы и финансирование по созданию мобильного комплекса ПРО, систем автоматизированного управления.

Словом, у ГСКБ большие перспективы. Немалые возможности и в сотрудничестве с инозаказчиками. Ведь в эпоху глобализации очень многое решает экспортный потенциал любого предприятия. Не говоря уже о том, что рыночная экономика требует создания собственных мер страховки на случай экономических кризисов. Например, ЗРС "алмазовской" разработки в разные годы были сотнями поставлены в 37 стран мира. Проведение ремонта и модернизации обеспечит их дальнейшую эксплуатацию с одновременным улучшением тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Такая задача вполне по силам кооперации предприятий Концерна ПВО под руководством ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей".

Много заказов и на поставки самых последних разработок. Лидером экспортных продаж является модернизированная система С-300ПМУ1 ("Фаворит"). Сегодня сразу несколько дивизионов "Фаворита" находятся в стадии изготовления и отгрузки. Есть и дополнительный портфель заказов, рассчитанный на отдаленную перспективу. Наше ГСКБ готово изучить предложения также по изготовлению на импорт новейшей ЗРС С-400 "Триумф". Все это - свидетельство того, что Россия может быть экспортером не только своих сырьевых ресурсов, но и высокотехнологической продукции.

Поставленные перед коллективом новые задачи, без сомнения, будут выполнены. На новом витке научно-технического прогресса ученые, конструкторы, инженеры ГСКБ вновь, как когда-то много лет назад, обеспечат геополитическую безопасность России в ее нынешних воздушно-космических, наземных, морских границах. И в этом тоже заслуга нашего Учителя - Александра Андреевича Расплетина, свидетельство преемственности "алмазовских" традиций, неразрывной связи поколений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка