О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему люди не летают

Тысячи пассажиров стали заложниками борьбы бизнесменов от авиации

Вчера к вечеру задержанные рейсы стали отправляться из аэропорта Домодедово.

Хотя еще в середине дня 2,5 тысячи пассажиров авиакомпаний, входящих в альянс "ЭйрЮнион", уже, кажется, потеряли надежду подняться в небо. Но после очередного совещания "антикризисного" штаба глава Росавиации Евгений Бачурин выступил с обнадеживающим сообщением: достигнута договоренность с поставщиками авиатоплива, которая позволит возобновить полеты самолетам альянса.

В последние дни причиной задержек рейсов в десятке аэропортов страны стал неоплаченный керосин. Добиваясь оплаты, топливные компании перестали заправлять самолеты авиакомпаний "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", входящих в альянс. Евгений Бачурин сообщил журналистам, что 3,5 тысячи пассажиров в разных концах страны "сели на чемоданы". Только в Домодедове задержали 24 рейса.

В Росавиации был создан штаб по анализу и урегулированию ситуации. В московском аэропорту Домодедово, через который осуществляются основные полеты альянса, в результате переговоров с топливными компаниями "Эйр Юнион" получил в долг трехдневный запас топлива. А вот в Красноярске, где располагается штаб-квартира альянса, самолеты пришлось заправить из запасов других авиакомпаний.

Авиакомпания "КрасЭйр", входящая в "ЭйрЮнион", задолжала поставщикам топлива более 200 миллионов рублей. А в целом альянс, по предварительным оценкам, накопил долгов на 1 миллиард долларов.

Несколько дней назад Евгений Бачурин допускал, что, если задержки рейсов альянса будут продолжаться и впредь, авиакомпании лишат свидетельства эксплуатанта. Попросту говоря, запретят летать.

Впрочем, в это трудно было поверить. "ЭйрЮнион" за год перевозит порядка 8 процентов всего российского пассажиропотока, но регулярные рейсы совершает в основном на внутренних линиях. Здесь его доля гораздо выше. Как считает аналитик отраслевого рынка Олег Пантелеев, смена перевозчика безболезненной не будет. Возникнет дефицит самолетов и ажиотажный спрос на билеты.

Очевидно, по этой причине уже вчера Бачурин заявил, что вопрос о полном прекращении полетов самолетов альянса не стоит - в пик летних перевозок уход с рынка одного из крупнейших российских авиаперевозчиков может привести к общему коллапсу. Для Росавиации главное - добиться беспрепятственного обслуживания пассажиров. Хотя в принципе, по мнению Евгения Бачурина, есть все предпосылки к лишению авиакомпании сертификата: низкая платежеспособность и грубейшее нарушение правил авиаперевозок.

В Росавиации уже принято решение приостановить продажу авиабилетов "ЭйрЮнион" на все перевозки в зимний период с 1 октября. И если нынешняя ситуация с долгами не выправится, то билеты запретят продавать уже с 1 сентября.

Евгений Бачурин, между прочим, признал, что из-за высоких цен на топливо многие отечественные перевозчики за летний сезон не смогли "наработать денежного запаса", который традиционно делали в пик отпускных перевозок.

Да, тревожные сигналы о долгах поступают от многих авиакомпаний. Но почему топливный кран перекрыли только самолетам "Эйр Юнион"? Долги альянс накапливал последние два года, и при этом достаточно исправно выполнял свои рейсы. Что исключительного произошло именно сейчас?

Сейчас государственные пакеты акций входящих в "ЭйрЮнион" компаний на основании указа президента передаются в госкорпорацию "Ростехнологии". Пресс-секретарь Росимущества Александр Комаров сообщил "РГ", что сейчас определяется способ оценки пакета. Комаров сообщил также, что задержки рейсов никак не связаны с действиями Росимущества.

По неофициальной информации, в итоге госкорпорации "Ростехнологии" будет принадлежать 51 процент "КрасЭйр", чуть больше половины пакета акций "Домодедовских авиалиний" и 46,5 процента "Самары". Вторым крупным акционером остаются братья Борис и Александр Абрамовичи. Некоторые эксперты полагают, что обострение ситуации вокруг "ЭйрЮнион" может быть связано именно с распределением долей в создающейся компании. По замыслу, она должна стать еще одной национальной компанией наряду с Аэрофлотом.

На прошлой неделе глава госкорпорации Сергей Чемезов охарактеризовал состояние альянса как "безрадостное". В настоящее время там проходит аудит состояния компаний, в том числе и финансовый. Процедура может занять 1,5-2 месяца. Сергей Чемезов акцентировал внимание не только на долгах, но и на том, что 80 процентов самолетов требуют замены - они устарели. Госкорпорация направила в альянс своих финансиста и авиаспециалиста.

Однако связь между этим фактом и "долговым кризисом" не прослеживается - рейсы альянса задерживались и раньше. Так, 10 августа самолеты "Домодедовских авиалиний" улетели из Петропавловска-Камчатского в Москву только после того, как авиакомпания частично погасила свои долги. В действиях поставщика топлива прокуратура нарушений не усмотрела. К слову, вчера на Камчатке в той же ситуации оказались самолеты "КрасЭйр". Так что Красноярский "затор" был далеко не первым в стране.

По словам замруководителя пресс-службы госкорпорации "Ростехнологии" Александра Ужанова, все стороны заинтересованы в том, чтобы быстрее выйти из возникшей критической ситуации. При этом, уточняет чиновник, пока госкорпорация не является акционером альянса. А потому не вправе вести какую-либо финансово-хозяйственную деятельность в отношении авиакомпаний и альянса в целом. То есть вопрос, будет ли госкорпорация платить по долгам "ЭйрЮнион", остается открытым. Хотя уже сейчас, по словам Бачурина, поставки топлива для самолетов альянса в московском транспортном узле осуществляются благодаря "Ростехнологии".

Комментарии

Евгений Островский, президент торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов":


- Два года назад у альянса "ЭйрЮнион" поменялась денежная политика. Грубо говоря, платили под серьезным нажимом. Деньги куда-то явно аккумулировались, но куда - не знаю. Остальные же компании и летают, и платят.

Сегодня ничего острого не случилось, долги есть у всех.

"ЭйрЮнион" летал на коротком поводке у всех поставщиков топлива, но как-то летал, выкручивался. Только в Красноярске за топливо должны платить 10-12 миллионов рублей в день. Они умудрились испортить отношения с Красноярским ТЗК, с компанией, которая снабжает топливом в базовом порту. Начался конфликт, Красноярский ТЗК остановил поставки.

Всякий приличный заправщик работает в долг, организует товарное кредитование, и компании очень за это ему благодарны. Компаниям не столько цена топлива важна, сколько товарное кредитование. Совладельцы альянса братья Абрамовичи в последнее время стремительно теряют кредитный рейтинг. Единственное, что сейчас его подняло - это альянс с госкорпорацией "Ростехнологии". Когда начался скандал с Красноярской ТЗК, "Ростехнологии" выпустили пресс-релиз, в котором указали, что будут платить ежедневно по 10-12 миллионов за топливо, чтобы обеспечить текущие заправки. Все, кому должен "ЭйрЮнион", оживились и поняли, что путем остановки бортов можно выбить быстрые деньги. И в итоге получилось то, что получилось.

Дмитрий Янин, председатель правления международной конфедерации обществ потребителей:

Перво-наперво люди, застрявшие в аэропортах, имеют право вернуть билет, получив от авиакомпании его полную стоимость, и попытаться улететь другим авиарейсом. Разницу в цене (очевидно, что заранее купленный билет дешевле, нежели приобретенный за час до вылета) клиент имеет право "стребовать" с "виноватого" в задержках перевозчика.

Но тут ситуация осложняется тем, что в сезон отпусков "перекомпостировать" билетик, скажем, из Красноярска до Москвы, не так-то просто - скорее всего, все места в других самолетах уже давно заняты. Тем более что рейсов нужного направления может и не оказаться. Компания "ЭйрЮнион", создавшая скандальную ситуацию, является на многих направлениях по сути монополистом. И если вы не сможете вылететь ее рейсом, то есть риск не вылететь вообще. Например, до недавнего времени на маршрут Москва-Красноярск вообще "не пускали" других перевозчиков. Сейчас эти перелеты совершает еще и "Аэрофлот", но согласитесь, что этого недостаточно, и у людей практически нет выбора. А это значит, что придется либо отказываться от отпуска, либо ждать вылета "до победного". И в этом случае пассажирам стоит помнить о своих правах и обязанностях авиакомпании. Через два часа ожидания перевозчик обязан вдоволь напоить (безалкогольными напитками) своих клиентов. Через четыре часа - накормить горячей пищей. Через 6 часов ночью или через 8 днем - за свой счет развезти людей в гостиницы и поселить там до вылета.

Если авиакомпания не придерживается нормативов, пассажиры могут сами себе купить воду и обед, заказать такси до гостиницы и поселиться в ней. Естественно, беря при уплате чеки и складывая их в "надежное место", ибо в дальнейшем они очень пригодятся для возмещения ущерба с компании. Кстати, добавиться к ним могут и другие - например, "пропавшие" из-за задержки авиарейса билеты на поезд, путевки. Имеют пассажиры право и потребовать выплаты "неустойки" за задержку вылета.

Для того чтобы возместить все убытки, в том числе разницу в цене, если билет на задержанный рейс был сдан, а на конкурирующий оказался дороже, "неустойку" необходимо в произвольной форме написать и послать с уведомлением о получении письмо в авиакомпанию, где изложить все обстоятельства случившегося, приложить копии всех платежных документов и потребовать компенсации. Если в течение месяца ответа не последует, можете смело обращаться в суд. Добавив к уже имеющимся чекам требование выплатить моральный ущерб.

Дело стопроцентно выигрышное. Хотя есть несколько нюансов.

Первое - желательно в аэропорту получить справку о задержке рейса, времени его реального вылета или прилета. Она пригодится в том случае, если вас вовремя не накормили, не напоили и не расселили. И вам придется доказывать, что время предоставления этих услуг было просрочено и пришлось обеспечивать себя необходимым самостоятельно. Хотя отсутствие справки не смертельно - достаточно будет обменяться телефонами с такими же горе-пассажирами и попросить их выступить свидетелями в суде. Впрочем, это лучше сделать в любом случае.

Второе - между Законом "О защите прав потребителей" и Воздушным кодексом существуют противоречия, поэтому исход дела будет зависеть от того, по какому закону судья судить будет - созданному в защиту обычных людей или авиакомпаний.

Разница в следующем. По Закону "О защите прав потребителей" "неустойка" за опоздание рейса составляет 3 процента от стоимости авиабилета за час задержки, но не более 100 процентов его цены. По Воздушному кодексу - 25 рублей за час.

Подаются иски в суд по Закону "О защите прав потребителей" по месту жительства пострадавшего, а по Воздушному кодексу - по месту расположения авиакомпании. В связи с этим мы бы настоятельно рекомендовали пассажирам судиться с перевозчиком, опираясь именно на Закон "О защите прав потребителей" и на его основании составлять заявление в суд.

И еще. Скорее всего, в ближайшие дни режим авиаперевозок не восстановится и по другим рейсам могут пойти задержки. Если кто-то в связи с этим передумал лететь, он может сдать билет. Если это будет сделано не меньше, чем за сутки до вылета, ему должны будут вернуть 100 процентов его цены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка