О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Политика разумной экономии

Решение проблемы нехватки мощностей для выполнения заказов выходит для Объединенной авиастроительной корпорации на первое место

Минувший 2007 год для ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) был отмечен тем, что впервые количество поступивших заказов превысило производственные мощности заводов, входящих в корпорацию. Дальнейшие планы ОАК предусматривают 2-3-кратное увеличение объемов изготовления и продаж гражданских самолетов по сравнению с 2007 годом, и поэтому на первое место выходит решение проблемы нехватки мощностей для выполнения заказов. Расширение возможностей производства - одна из задач, входящих в первый этап стратегии развития ОАК, рассчитанный на период 2007-2010гг. и носящий название "Реорганизация и антикризисное управление".

Весной 2008 г. ОАК значительно активизировала работу на одном из самых сложных участков - взаимодействие с поставщиками. Проблем в этой области накопилось немало, как в авиапроме, двигателестроении, машиностроении, так и в оборонно-промышленном комплексе в целом. И как показывает практика, они уже имеют характер скорее тотальный, чем единичный. В их числе непредсказуемая эскалация цен поставщиками-монополистами на комплектующие и материалы, несоблюдение сроков поставок, наличие дефицита по некоторым материалам и изделиям, несоответствующий уровень качества продукции и т.д.

В авиационной промышленности, в частности, все это приводит к росту себестоимости комплектующих авиатехники. За последние пять лет, по официальным данным, он составил в среднем около 112%. Как следствие, увеличивается и стоимость гражданских воздушных судов российского производства. Последние же в сложных условиях реструктуризации отрасли, постоянного роста цен на топливо и аэропортовое обслуживание при среднестатистической годовой прибыли в 3-5% имеют все меньше и меньше шансов купить новые отечественные самолеты.

Дабы ситуация из критической не превратилась в тупиковую, руководители авиационной отрасли предпринимают в этом направлении ряд антикризисных шагов. В апреле по инициативе ОАО "ОАК" состоялось первое совместное совещание компаний-поставщиков авиастроительной отрасли, посвященное вопросам и перспективам организации их взаимодействия. В мероприятии приняли участие руководители и сотрудники профильных департаментов ОАК, ее дочерних структур, основных производителей комплектующих, представители Минпромэнерго, Роспрома и Федеральной антимонопольной службы. Алексей Федоров выступил с докладом об основных положениях стратегии развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и плане производства самолетов на 2007-2015 гг.

Производственный план ОАК в области гражданской авиации, как известно, предполагает выпуск 431 самолета до 2012 г., и более 800 единиц к 2015 г. Для его полноценной реализации, по мнению президента авиастроительного холдинга, "необходимо организовать систему взаимовыгодного сотрудничества, а также программу совместной деятельности ОАО "ОАК" и компаний-поставщиков на ближайшие 5-10 лет".

Как выяснилось в ходе совещания, есть еще ряд иных препятствий "для нормальной работы". Например, отсутствие системы договорных отношений, гарантирующей всем участникам процесса стабильность на 3-5 летний период. Нет сквозной системы контроля качества, что приводит к дублированию функций контроля у поставщиков и потребителей. То же относится к эффективному управлению перспективными разработками на 10-15-летнюю перспективу, что делает невозможным долгосрочное планирование и организацию НИОКР.

По итогам первого совместного совещания было объявлено, что ОАК до конца текущего года разработает конкретную программу совместной деятельности на 5-10 лет с каждым из ключевых поставщиков. Это касается, например, заключения контрактов в модели гарантированного выкупа заявленной продукции с жесткими штрафными санкциями для обеих сторон, определения структуры цены, учитывающей основные параметры и перечень внутренних проектов поставщика, под которые ОАК будет содействовать привлечению финансирования на льготных условиях.

Кроме того, участники мероприятия подписали протокол, определяющий основные направления дальнейшей работы. Речь идет о намерениях заключить долгосрочные договоры, обеспечивающие выполнение плана мероприятий по выпуску отечественных воздушных судов до 2015 г., одобренного правительством РФ. Это и разработка перспективных планов сотрудничества на период до 2015 г., в том числе, программ совместных мероприятий по повышению качества комплектующих.

В целом ОАК планирует сформировать долгосрочную программу развития поставщиков. Такой подход должен привести к снижению стоимости воздушных судов для авиакомпаний и значительному улучшению качества выпускаемых на предприятиях ОАК самолетов, повышению конкурентоспособности российского авиапрома на мировом рынке.

Как показывает практика, ОАК сегодня заинтересована в отходе от простой контрактации комплектующих и в увеличении количества крупных, стратегических поставщиков при постепенном их превращении в комплексные интегрированные структуры, поставляющие ее предприятиям крупные комплекты изделий. Стратегия корпорации в этой области включает в себя установление более тесных взаимоотношений, в том числе сертификацию производства, привлечение инвестиций в его развитие, возможное участие в управлении и разделении рисков предприятий-поставщиков.

В этой связи 15 августа на заседании правления ОАК принят ряд решений по программе оптимизации цен на покупные комплектующие изделия и основные материалы. Организуется совет руководителей подразделений материально-технического снабжения предприятий корпорации. Он, в частности, займется обеспечением информационного взаимодействия, обменом опытом и разработкой единых принципов управления цепочками поставок. Предполагается также проведение консультаций с представителями вертолето- и двигателестроения по вопросам импортозамещения наиболее критичных для этих отраслей комплектующих изделий. Одной из функций совета станет организация совместной работы с ГК "Ростехнологии" по предприятиям, входящим в ее структуру.

Что не менее важно, ОАК начинает программу перевода ряда действующих производств своих предприятий на аутсорсинг. В целях снижения общепроизводственных издержек и повышения эффективности производства на 2008-2009 гг. в этой области запланировано проведение активной работы, что даст дополнительно более 3 тыс. основных производственных рабочих и высвободит более 500 тыс. кв. м. площадей на всех предприятиях корпорации. Эти ресурсы будут задействованы для выполнения производственной программы ОАК.

Так, например, 21 августа ОАО "ОАК" и ООО "Авиаагрегат" подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны представляли А.Федоров и гендиректор подмосковного предприятия Геннадий Кулаков. Этим пилотным документом ОАК, по сути, дал старт своей программе аутсорсинга. Речь идет о передаче "Авиаагрегату" производства гидроцилиндров для самолетов, выпускаемых ЗАО "Авиастар-СП". По плану потребность только ульяновского завода в этой продукции до 2015 г. должна составить более 1500 единиц в год. Передача же производства на аутсорсинг позволит значительно снизить ее себестоимость, и, кроме того, позволит "Авиаагрегату" в полной мере проводить свою политику технического перевооружения и развития производственной инфраструктуры на срок до 2015 г. Планами ОАК и "Авиаагрегата" предусмотрено расширение соглашения и включение в него до 2010 г. других предприятий корпорации.

Деятельность авиастроительного холдинга по снижению издержек, повышению качества и надежности комплектующих развивается и в направлении повышения эффективности работы с другими поставщиками. Специалисты холдинга провели работу по определению механизмов, позволяющих добиться снижения себестоимости комплектующих и материалов. По официальной информации в результате проведения переговоров с 10% поставщиков, которые, кстати, формируют около 17% стоимости комплектации воздушного судна, только за счет заключения долгосрочных договоров может быть достигнута экономия до 1,5 млрд. руб. в течение четырех лет.

Итак, ОАК, как было задумано, приступила к формированию новой системы партнерских отношений, что в перспективе должно обеспечить консолидацию всех компетенций жизненного цикла комплектующих изделий. От разработки и производства до их послепродажного обслуживания на основе новой модели сотрудничества.

ОАО "ОАК" создано в соответствии с указом президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Регистрация корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г.

Приоритетными направлениями деятельности ОАК и входящих в ее состав компаний, являются разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.

Уставный капитал корпорации составляет 104,97 млрд. рублей. В собственности Российской Федерации находится 90,9% акций. В ОАО "ОАК" входят следующие юридические лица: ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой"; ОАО "Корпорация "Иркут"; ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина"; ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"; ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"; ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова"; ОАО "Туполев"; ОАО "Илюшин Финанс Ко."; ОАО "Финансовая лизинговая компания"; ОАО "ТАВИА".

ОАО "Авиаагрегат". Основано в 1932г. Одно из ведущих предприятий России по проектированию и производству шасси для самолетов различных типов: Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ан-24, Ил-86, Ту-160 и других.

С 1991г. в рамках конверсионной программы освоено новое направление - выпуск широкого спектра гидроцилиндров для различных машин и механизмов, поглощающих аппаратов АПЭ-120-И.500 для нужд РЖД и вязкостных муфт для автомобилей УАЗ и ГАЗ.

В настоящее время начато освоение производства шасси к самолетам Ан-148, Ил-112В, "476". Увеличивается выпуск шасси для самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка