О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Газпром нефть" очищает керосин

Авиатопливо в России переоценено на 30-40%, считают участники рынка. "Газпром нефть", один из крупнейших поставщиков авиакеросина, предлагает убрать из цепочки поставок посредников и перейти на прямые контракты с авиаперевозчиками

Авиатопливо в России переоценено на 30-40%, считают участники рынка. Пути снижения цен предлагаются разные. "Газпром нефть", один из крупнейших поставщиков авиакеросина, предлагает убрать из цепочки поставок посредников и перейти на прямые контракты с авиаперевозчиками. Сами посредники уверены, что только их присутствие в аэропортах в качестве конкурентов нефтяным компаниям поможет снизить цены на топливо для крылатых машин. Тем временем аэропорты принимают самовольные решения о присутствии на своей территории тех или иных топливозаправочных комплексов (ТЗК).

В конце июля Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Новосибирской области вынесло предписание об устранении нарушения федерального закона "О защите конкуренции" и велело допустить ООО "Аэроджет-Толмачево" на перрон аэропорта Толмачево для начала заправок авиатопливом воздушных судов (его копия имеется в распоряжении РБК daily). Вчера в аэропорту в соответствии с предписанием УФАС должен был начать работу альтернативный заправщик, но этого не произошло.

"Аэроджет-Толмачево" уже более года пытается войти на рынок авиатопливообеспечения в Новосибирске, но началу работы всячески препятствует руководство аэропорта Толмачево. В Новосибирске работает три ТЗК: это сам "Аэропорт Толмачево" (поставляет топливо от "Газпром нефти"), ТЗК "Газпромнефть-Аэро" и формально "ТЗК Аэрофьюэлз", которому фактически работать не дают. В "Аэрофьюэлз" считают, что начало конкуренции в аэропорту Новосибирска может оказать сдерживающее влияние на рост розничных цен на топливо для авиакомпаний в среднем на 10-15%.

Для нефтяных компаний авиакеросин - один из самых выгодных продуктов, считает гендиректор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов. "Отпускная стоимость авиакеросина на НПЗ в среднем 24-25 руб. за литр продукта. Цена же дизельного топлива на нефтебазе с акцизом (25%) составляет 20 руб. за литр. При этом авиационный керосин акцизами не облагается", - говорит он РБК daily. По расчетам г-на Спиридонова, авиатопливо в России переоценено на 30-40%, и не последнюю роль здесь сыграли крупные нефтяные компании, которые зачастую пользуются своим монопольным положением в аэропорту.

Напомним, в середине июля ФАС возбудила дела в отношении пяти крупнейших нефтяных игроков - "Газпром нефти", ТНК-ВР, НК "Роснефть", "Сургутнефтегаза" и ЛУКОЙЛа, обвинив их в злоупотреблении доминирующим положением на рынке авиакеросина и дизельного топлива. По мнению ведомства, компании создали искусственный внутренний дефицит нефтепродуктов на рынке, вывозя основные их объемы на экспорт. В действиях "Газпром нефти" и ТНК-ВР ФАС также усмотрела признаки нарушения закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении необоснованных различных цен на один и тот же товар, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовом рынке авиакеросина в России.

Глава "Газпром нефти" Александр Дюков вновь заявил, что сговора между нефтяными компаниями не было. По его словам, повышение стоимости авиатоплива имело объективные причины и было связано с ростом мировых цен на нефть. Снизить цены на авиатопливо позволят прямые долгосрочные соглашения, уверен г-н Дюков. "При этом выиграют и нефтяные компании, эффективность продаж которых возрастет, и авиакомпании, для которых стоимость на топливо снизится", - отметил он. Кроме того, из цепочки поставок авиатоплива от производителя до потребителя будут исключены посредники, которые сейчас забирают часть прибыли себе - по оценке г-на Дюкова, от 50 до 150 долл. с тонны.

По мнению аналитика UniCredit Aton Павла Сорокина, недавнее повышение цен на авиатопливо отнюдь не является справедливым. "На этом рынке было несколько крупных оптовиков, сейчас "Газпром нефть" их скупает, делит рынок и пытается получить максимальную цену", - считает эксперт. Цена экспортируемого авиатоплива во втором квартале составила 1100 долл. за тонну, на внутреннем рынке его оптовая цена составляет около 1000 долл. за тонну, при том что экспортной пошлиной оно не облагается. Решение проблемы эксперт видит в стимулировании производства и насыщении рынка нефтепродуктами....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка