Газета.Ru
16 сентября 2008, 16:19
Жертвы свалились на ирландцев
"Аэрофлот" приступил к выплате компенсаций пострадавшим в трагедии. Руководство компании намерено заплатить по 2 млн рублей за каждого погибшего. "Газета.Ru" выяснила: пострадавшие могут претендовать на гораздо большие суммы
Во вторник Генпрокуратура заявила о намерении проверить безопасность на авиасудах компании "Аэрофлот" и ее дочерних компаний. Разбившийся в минувшее воскресенье Boeing 737-500 с 82 пассажирами и 6 членами экипажа на борту принадлежал "дочке" компании "Аэрофлот-Норд". Прокуроры заявили, что проверят, как в ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" и его дочерних предприятиях исполняется законодательство об авиационной безопасности. Аналогичные проверки пройдут в Росавиации и Ространснадзоре.
В Перми между тем продолжается расследование причин авиакатастрофы. Представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) еще накануне приступили к изучению записей "черных ящиков". Возможно, на расшифровку содержимого бортовых самописцев уйдет 3-4 недели - механизмы речевого и параметрического самописцев серьезно повредились во время удара о землю. Первыми данными экспертизы на условиях анонимности с "Коммерсантом" поделился один из членов государственной комиссии по расследованию причин катастрофы.
Он рассказал, что Boeing 737-500 разрушился не в воздухе, а разбился от столкновения с землей.
Также, по словам источника, уже точно установлено, что на борту самолета не было взрыва: если бы он взорвался в полете, обломки были бы намного крупнее.
Параллельно с техническим расследованием продолжается идентификация тел погибших. На все процедуры, анализ ДНК и сравнение данных жертв катастрофы и их родственников потребуется около месяца. К понедельнику из 50 членов семей погибших, прибывших в Пермь из других городов, медики взяли кровь у 18 человек. Первые образцы крови уже отправились в Москву, где и будет проводиться анализ ДНК.
"Аэрофлот" уже приступил к выплате компенсаций родственникам жертв трагедии. С понедельника родные погибших начали получать по 100 тыс. рублей в счет страхового возмещения.
Всего руководство компании пообещало выплатить родственникам по 2 млн рублей за каждого из 88 погибших в авиакатастрофе. Жизнь и здоровье пассажиров были застрахованы ОАО "Страховая компания "Москва". Не исключено, что, когда первый шок пройдет, близкие жертв трагедии потребуют компенсации через суды, причем не только российские, но и западные. Ведь разбившийся Boeing лишь эксплуатировался компанией "Аэрофлот-Норд", а принадлежал он ирландской Pinewatch Ltd.
Юристы считают, что, обратившись в западные суды, родственники жертв катастрофы могут получить гораздо большие компенсации, чем им обещают в "Аэрофлоте".
"В этой ситуации можно смело проводить самые полные аналогии с катастрофой аэробуса А310 в Иркутске в июле 2006 года, в которой погибли 125 человек", - уверен адвокат Игорь Трунов. Как известно, аэробус А310 эксплуатировала российская авиакомпания "Сибирь" (ныне S7), а принадлежал он американской Airbus Leasing II с юридическим адресом в США. "С Boeing 737, упавшим в Перми, ситуация похожая: он летел под флагом "Аэрофлот-Норд", но принадлежал Pinewatch, офис которой находится в Ирландии", - сказал юрист.
Разница в компенсациях, положенных семьям погибших по российским и иностранным законам, весьма существенная. Согласно ст. 133 Воздушного кодекса РФ, "ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 млн 25 тыс. рублей на каждого пассажира воздушного судна". По европейским законам (если судно принадлежало компании из Европы или потерпело катастрофу на территории одной из стран ЕС) выплата должна составить не меньше 9 млн 775 тыс. рублей. Согласно законодательству США, компенсация родственникам погибших - $3 млн, то есть около 75 млн рублей.
Адвокат Трунов отметил, что главный вопрос, который предстоит выяснить участникам расследования и адвокатам потерпевших: является ли компания Pinewatch Ltd. европейской или американской (по некоторым данным, офис компании в Дублине не основной, и сама фирма зарегистрирована в США). От этого и будет зависеть, где пострадавшие смогут претендовать на компенсации - в Ирландии или в Соединенных Штатах.
"Эта история вполне может развиваться по схеме с авиакатастрофой в Иркутске", - считает Трунов. Он напомнил, что 130 родственников пассажиров аэробуса А310 уже получили компенсации через нью-йоркский суд. Средний размер выплат - $600 тыс.
Первый иск в суд Нью-Йорка родственники погибших в катастрофе под Иркутском подали 21 ноября 2006 года. Судиться с американской компанией им посоветовали юристы. Иск был подан юридической фирмой из США, которая работает в партнерстве с московской коллегией адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", иркутской "Полевода, Мощицкая и партнеры" и британской компанией Stewarts Solicitors. Всего с Airbus Leasing II судились 240 россиян, они подали как коллективные, так и индивидуальные иски. Многие уже заключили мировые соглашения и добились компенсаций, максимальная из которых - $1 млн 300 тыс.
"Те, кто обратился в российские суды, получили в десятки раз меньше - по 50-500 тыс. рублей. Еще 90 исков 2 октября этого года должны быть рассмотрены в Никулинском суде Иркутска, но мы не рассчитываем, что их удовлетворят в полном объеме. И тогда будем обращаться в Европейский суд по правам человека", - сказал Игорь Трунов "Газете.Ru".
По словам юриста, семьям погибших в авиакатастрофе в Перми тоже стоит обратиться в западные суды. "Российские законодатели экономят на жизни граждан в пользу выгодоприобретателя - крупных авиакомпаний", - считает адвокат.
"Родственники жертв катастрофы в Перми уже звонили к нам в коллегию "Трунов, Айвар и партнеры", но пока спрашивали не о компенсациях, а как вести себя, что делать, кто должен организовать перевозку останков и погребение. О деньгах пойдет речь уже позже", - объяснил Трунов.
"Вопросы о возмещении вреда обычно решаются после сорокового дня с момента гибели близких", - сказал юрист.
Адвокат напомнил, что разбившийся под Пермью самолет "эксплуатировался до последнего в Китае", а потом поступил в авиапарк "Аэрофлот-Норда". "Анализируя судебную практику, можно сказать, что эти иски - наиболее действенный механизм обновления и совершенствования самолетного парка", - привел Трунов еще один аргумент в пользу судебного спора с перевозчиком и владельцем Boeing.
Иркутские адвокаты тоже считают, что их многолетние тяжбы с российскими и американскими судами сделали свое дело. "Когда упал аэробус А310, о компенсациях в 2 млн рублей не было и речи. Теперь под давлением общественности и юристов в Воздушном кодексе появились изменения", - сказал "Газете.Ru" представитель адвокатской коллегии "Полевода, Мощицкая и партнеры". В отличие от своего московского коллеги иркутские юристы не уверены, что близкие погибших в Перми и их адвокаты пойдут по тому же пути. "Получив по 2 млн, а не по несколько десятков тысяч рублей, как в свое время предлагали нашим клиентам, родственники, вероятно, не пожелают затевать долгую и утомительную тяжбу за границей. Скорее всего, их устроит предусмотренная законом компенсация", - полагают иркутские юристы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали