Взгляд
14 ноября 2008, 17:01
Россия нашла продавца дронов
Израиль пока не подтверждает готовность продавать беспилотники РФ, но вероятнее всего, именно там они и будут закупаться
Министерство обороны России планирует закупать в Израиле беспилотные летательные аппараты (БПЛА), сообщило РИА "Новости". Опровергающая информация со ссылкой на заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Михаила Бабича практически одновременно появилось на ленте "Интерфакса".
В то же время израильская русскоязычная радиостанция "Седьмой канал" со ссылкой на анонимного представителя военно-промышленного комплекса страны сообщила, что "на данный момент ничего не известно о каких-либо контактах между сторонами, ведущихся в этом направлении".
Противоречивость информации, сообщаемой журналистам, показывает, что в Министерстве обороны (МО) РФ еще не определились, каким путем будет решен вопрос об оснащении российской армии этим крайне необходимым средством.
Положение в со снабжением современными комплексами беспилотной разведки (не говоря уже об ударных БПЛА) в российской армии сложилось ужасающее: те комплексы, что сейчас состоят на вооружении ("Стриж", "Рейс", "Шмель"), созданные по техзаданиям 1970-х годов, в настоящее время полностью устарели и скоро полностью выработают ресурс. Принимаемые же на вооружение новые системы, например "Типчак", современным требованиям совершенно не соответствуют: достаточно сказать, что приемная матрица камеры "Типчака", по официальным данным, имеет разрешение всего в 3,5 мегапикселя - в стодолларовых мобильниках стоят более совершенные - по крайней мере, по этому немаловажному параметру.
Причин сложившейся ситуации - множество, но основная заключается в заметном отставании отечественной элементной базы: необходимых для беспилотников ПЗС-матриц в России просто не производят.
Еще одна немаловажная причина - отсутствие внятной политики МО по вопросу оснащения армии БПЛА: промышленности просто не выгодно инвестировать немалые средства в рискованные проекты. Кроме того, российские военные крайне негативно относятся к использованию в отечественных системах иностранных комплектующих, даже в тех случаях, когда отечественных аналогов не существует.
Вероятно, сказывается инерция советского мышления, когда необходимую военным микросхему или транзистор можно было просто "позаимствовать" и наладить производство у себя.
Именно так в свое время случилось с логическими микросхемами семейства 74 разработки Texas Instruments, которые под названием "серия К155" (и ее развитее: К133, К555 и т.п.) стали в СССР основной и практически единственной базой, на которой развивалась вся отечественная цифровая электроника на протяжении 1970-х и большей части 1980-х годов. В прочем, тогда на внедрение этих изделий в серию работали десятки если не сотни НИИ и КБ, объединенные в рамках единых задачи и плана. Сейчас такое возможно разве что в коммунистическом Китае.
Развитие беспилотных аппаратов в мире ушло столь далеко, что ликвидировать даже не отставание, а зияющий провал можно только изучив иностранный опыт и технологии. Ничего зазорного в этом нет. Ликвидировать отставание в развитии БПЛА можно только изучив иностранный опыт. Действительно, трудно себе представить, как выглядели бы бронетанковые силы Советского Союза накануне Второй мировой войны, если бы раньше в Англии не был закуплен "Виккерс шеститонный", ставший в серии самым массовым предвоенным советским танком Т-26, а в США - "трактор Кристи", превратившийся в танк БТ - прародителя легендарной "тридцатьчетверки".
Да и все без исключения моторы, на которых всю войну отлетала советская авиация, имели прямых предшественников родом из Франции, Германии и США, а первые реактивные, появившиеся сразу после войны, имели немецкое и английское происхождение.
Внимательное изучение чужого опыта позволило СССР со временем создать собственные, уникальные школы танкостроения и двигателестроения и немало образцов, намного превосходящих зарубежные аналоги.
Отметим, что сегодня в мире нет ни одной, даже самой развитой страны, которая самостоятельно потянула бы решение всех вопросов, связанных в ВПК. США закупают вооружения в Англии, Франции и Израиле (и даже в России), французы - у израильтян, англичане - у американцев, немцев и тех же французов. Все примеры перечислить невозможно.
Вероятно, такой подход был бы оправдан и в случае с БПЛА. Тем более, что по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД в оборонном комплексе, переговоры о покупке в Израиле нескольких образцов разведывательных беспилотников тактического звена все-таки ведутся, и под эту программу готовы представить финансирование как частные компании (ради доступа к технологиям), так и государство. Источник не исключил даже возможности приобретения лицензий на право производства таких БПЛА.
Израильтяне - практичные бизнесмены: они всегда отрицают факты переговоров, касающихся продажи оружия, но продают его практически всем, кто в состоянии заплатить (если это не угрожает интересам страны).
Военным, видимо, придется смирится с наличием в войсках иностранных образцов, раз отечественная промышленность не в состоянии дать ничего подобного. Как смирились они с решением о производстве подвесного авиационного контейнера целеуказания Damocles, предназначенного для новых российских истребителей - одного из самых совершенных на сегодняшний день. По сведениям источника в ВПК, работа с французской компанией Thales о локализации его производства в нашей стране идут уже несколько месяцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей