О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФАС готова разрушить традицию

Руководитель ФАС И.Артемьев высказался за перераспределение так называемых "пролетных денег", которые получает "Аэрофлот" с иностранных авиакомпаний, использующих транссибирский маршрут

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера высказался за перераспределение так называемых "пролетных денег" (роялти), которые получает "Аэрофлот" с иностранных авиакомпаний, использующих транссибирский маршрут между Европой и Азией через территорию России. Эту практику, которая регулируется договорами, восходящими еще к советским 80-м годам прошлого века, в последнее время активно критиковали европейские авиакомпании и чиновники Евросоюза. Однако впервые против нее открыто выступил глава одного из федеральных ведомств России.

На прошлой неделе г-н Артемьев получил по этому поводу письмо от генерального директора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Они привлекли внимание ФАС к тому, что эти платежи ставят "Аэрофлот" в привилегированное положение по сравнению с другими российскими авиакомпаниями. "Ростехнологии" и столичное правительство совместно создают сейчас авиакомпанию, предварительно получившую название "Росавиа". По размерам самолетного парка и широте маршрутной сети она обещает стать главным конкурентом "Аэрофлота" в стране.

Г-н Артемьев в целом поддержал претензии гг. Чемезова и Лужкова к "Аэрофлоту". "Мы не хотим предвосхищать ситуацию, но эта ситуация неверна в корне, потому что нельзя одну компанию поддерживать", - сказал он агентству РИА Новости вчера. Он, впрочем, добавил, что окончательное решение проблемы относится к компетенции правительства России.

Официальные сведения об общем размере "пролетных денег", выплачиваемых полутора десятками иностранных авиакомпаний "Аэрофлоту", и о порядке распределения этих средств никогда не публиковались. По оценкам экспертов, сумма составляет порядка 300 млн долл. ежегодно. Также, по неофициальным сведениям, "Аэрофлот" оставляет себе от четверти до трети ее, а остальное перечисляет в фонды Минтранса, "Росавиации" и других государственных организаций, ответственных за развитие гражданской авиации в России.

Пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг вчера сказала газете "Время новостей", что называть эти деньги "роялти" не правильно, так как они не являются платой за использование воздушного пространства России или определенного маршрута в нем. Юридически речь идет о компенсации выгоды, упущенной "Аэрофлотом" в связи тем, что иностранные компании выполняют беспосадочные рейсы на маршрутах, по которым он летает с посадкой в Москве. Именно такая трактовка ситуации закреплена в коммерческих договорах, которые "Аэрофлот" имеет с каждой заинтересованной авиакомпанией.

Минтранс, который очень активно отстаивал сохранение механизма "пролетных платежей" в дискуссиях с европейскими авиационными властями в 2005-2006 годах, вчера отказался от комментариев насчет заявления главы ФАС. В пресс-службе Минтранса "Времени новостей" лишь напомнили, что действующие договоренности с Евросоюзом предусматривают постепенную "модернизацию" этого механизма к 2013 году. Причем "модернизация" не обязательно подразумевает полную отмену платежей к этому сроку, подчеркнули в пресс-службе. По итогам переговоров министра транспорта России Игоря Левитина с профильным еврокомиссаром Жаком Баро в сентябре 2006 года российская сторона обязалась ежегодно снижать ставки пролетных сборов таким образом, чтобы к 31 декабря 2013 года они обнулились. Однако обязательства отказаться от введения каких-либо сходных платежей после 2013 года Россия вопреки настояниям европейцев не дала, и этот коммерческо-дипломатический вопрос остается открытым....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка