О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чиновники игнорируют топливную биржу

С начала работы нефтяной биржи Санкт-Петербурга не было продано ни одной тонны топлива по госзаказу. Правительство до сих пор не выпустило постановления, разрешающего государственным структурам выходить на биржевые аукционы

С начала работы нефтяной биржи Санкт-Петербурга не было продано ни одной тонны топлива по государственному заказу. Об этом вчера сообщил Ъ Виктор Николаев, генеральный директор ЗАО "Биржа Санкт-Петербург". Он объясняет это тем, что правительство до сих пор не выпустило постановления, разрешающего государственным структурам выходить на биржевые аукционы. Кроме этого, вертикально-интегрированные топливные компании также не спешат выходить на биржу. Как полагают эксперты и участники рынка, этому должен поспособствовать административный ресурс.

В ноябре 2007 года Минэкономразвития выбрало Санкт-Петербургскую биржу в качестве площадки по продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке страны. Целью создания такой биржи было создание ценового индикатора на топливо внутри страны. В июне того же года Правительство России приняло постановление #350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи". Оно рекомендует получателям бюджетных средств - прежде всего Министерству обороны и Министерству сельского хозяйства - приобретать не менее 15% закупаемых ими в течение финансового года объемов нефти и нефтепродуктов на новой товарной бирже. Однако, по словам Виктора Николаева, это постановление до сих пор так и не вышло. "Мы надеялись, что оно будет подписано еще в марте этого года, однако процесс затянулся, и когда постановление будет выпущено - неизвестно", - говорит господин Николаев. Генеральный директор ЗАО "Биржа Санкт-Петербург" объясняет такое поведение со стороны властей намерением затормозить выход бюджетных организаций на рынок. "Всех устраивают конкурсы на поставку топлива, проводимые в регионах, которые не дают такой прозрачности в ценообразовании, как биржевые аукционы", - говорит Виктор Николаев. Примечательно, что формально аукционы по госзаказу на поставку топлива на бирже стартовали еще в феврале этого года. В режиме тестовых торгов было продано около 3 тыс. тонн топлива на сумму 77 млн рублей. Уже сейчас на аукционах зарегистрировано 110 коммерческих организаций на поставку топлива, однако госучреждения по закону не могут принимать участия в аукционах. "Это возможно сделать только, например, акционерным обществам, в которых участвует государство", - поясняет Сергей Леонтьев, заместитель генерального директора ЗАО "Биржа Санкт-Петербург".

Кроме этого, Санкт-Петербургская нефтяная биржа проводит и биржевые торги нефтепродуктами.

По информации Сергея Леонтьева, коммерческие торги стартовали только 17 сентября этого года. За период биржевых торгов продано 2 тыс. тонн топлива. Виктор Николаев признает, что объемы торговли Санкт-Петербургской биржи действительно весьма невелики. "Однако уже сейчас каждый день идут биржевые торги и ежедневно выставляется сырье на продажу", - говорит господин Леонтьев.

Артур Шахов, глава Липецкой топливной компании, отметил, что готов покупать на Санкт-Петербургской топливной бирже до 50 тыс. тонн топлива в месяц, однако сейчас нет должного предложения. "Все вертикально-интегрированные топливные компании (ВИНК) страны входят в совет биржи, и все они принимали участие в разработке условий проведения торгов. Однако фактически поставляют топливо только два нефтеперерабатывающих завода: "Киришинефтеоргсинтез" (дочернее предприятие "Сургутнефтегаза", поставляет давальческое сырье) и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез". Сейчас в последней стадии находится подписание договора на поставку с "Татнефтью". Также к нам идет топливо "Газпром-нефти", "Лукойл" торгует маслами", - говорит господин Леонтьев.

Павел Строков, директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес", считает, что постановление до сих пор не подписано из-за бюрократических проволочек. "Но даже после того, как выйдет это постановление, государственные учреждения будут лишены возможности покупать топливо через другие механизмы, например такие, как партнерский договор, или через спекулятивные организации. Покупка госучреждениями топлива на бирже подняло бы ее ликвидность, жаль, что этого не происходит. В свою очередь, ВИНКам для того, чтобы совершать факт продажи, не нужна биржа. У них уже налажена четкая система поставок. Поэтому необходим административный ресурс для того, чтобы заставить их прийти на биржу. Возможно, таким ресурсом могли бы стать налоговые льготы. Только тогда биржа получит необходимый ресурс ликвидности", - высказывает свое мнение господин Строков.

Виктор Николаев также считает, что только с помощью власти можно решить проблему малых объемов торговли на бирже....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка