О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Им сверху видно все!

Для капитана И.Добровольского вопрос о выборе будущей профессии не стоял. Образно говоря, дорогу в небо проторил еще дедушка, летавший в том числе на "дугласе" DC-3 и его отечественном аналоге - Ли-2

В иллюминатор отчетливо просматривалось, как из огромных дыр, проделанных ракетами в морском буксире, повалил черный дым. Накренившись, под прицелом фото- и видеокамер, установленных на противолодочном самолете Ил-38, судно-мишень стало описывать беспомощные круги. Вместе с тем участие в обеспечении объективного контроля - неотъемлемая и важная, однако незначительная часть того объема задач, что возложены на смешанный авиационный полк полковника Юрия Иващенко.

Семейный подряд

Для капитана Игоря Добровольского вопрос о выборе будущей профессии не стоял. Образно говоря, дорогу в небо проторил еще дедушка Игоря, летавший в том числе на "дугласе" DC-3 и его отечественном аналоге - Ли-2. Отец испытывал уже авиатехнику будущего - знаменитые экранопланы "Орленок" и "Лунь", однако так, увы, и не вошедшие в серию. Старший брат Андрей сел за штурвал Ил-76. И раз уж поступление Игоря в Балашовское военное авиационное училище следовало рассматривать как дань семейной традиции, то его намерение служить в морской авиации на Камчатке, где Добровольскому-старшему если и доводилось бывать, то мимолетом, - как весомый вклад в ее развитие.

Назначение Игоря в авиачасть совпало с очередным витком в ее истории. За былые заслуги одна из "летающих лодок" Бе-12, длительный период составлявших основу авиационного парка, оказалась на стоянке у здания штаба, а ее место в крылатом строю занял Ил-38. К 2003 году переучивание на новый комплекс противолодочного вооружения достигло апогея. С головой окунувшийся в боевую учебу летчик Игорь Добровольский как-то незаметно для себя стал кандидатом в командиры, а затем и командиром воздушного корабля.

- Ил-38 - машина экономичная, неприхотливая и надежная, - поясняет он. - Способная, например, на большом удалении от берега не только подводную лодку выследить, но и гарантированно уничтожить ее с помощью мин, бомб и торпед.

В тот день авиаторы в очередной раз обнаружили и классифицировали иностранную субмарину, отчего аэродром напоминал потревоженный улей. Едва техники заправили самолеты топливом, восполнили запас гидроакустических буев и другого имущества, как, перемалывая воздух винтами, они тут же ушли в сторону океана.

- Сейчас задействовано несколько экипажей, - говорит Добровольский. - Из них наиболее подготовленные - командира эскадрильи летчика-инструктора подполковника Андрея Миленина и подполковника Владислава Пономарева. Задача моя и моих подчиненных - в любой момент заменить их.

К слову, экипаж капитана Добровольского в эскадрилье самый молодой. И самый перспективный. Многие офицеры и прапорщики уже обзавелись семьями, в которых подрастает новое "крылатое племя". Чтобы спустя годы так же однажды сменить за штурвалами самолетов своих отцов.

Сильное "звено"

Среди многих уважаемых в авиационном полку специалистов фамилии подполковника Виктора Землянова и майора запаса Владимира Симанцева стоят особняком. И немудрено: Землянов - летчик-инструктор, некогда переучивавший летчиков авиаполка на противолодочные Ил-38, тогда как за Симанцевым закрепилась репутация человека, наладившего техническое обслуживание этих самолетов.

Всегда неотъемлемая и важная роль инженерно-технического состава увеличивается многократно, когда речь заходит об эксплуатации почтенной по возрасту материальной части. В этом смысле пример Ил-38 весьма показателен. Ресурс принятого на вооружение в далеком 1969 году самолета небесконечен. Новыми комплектующими, естественно, удается обзавестись не всегда. Тогда как кустарным способом изготовить нужную деталь требуемого качества невозможно. Выход из сложившейся ситуации нашли в постепенном формировании высококвалифицированной, способной безаварийно обслуживать и своевременно устранять возникающие неисправности команды авиатехников. Ее заботами Владимир Иосифович живет и сегодня, в качестве гражданского специалиста передавая секреты мастерства лейтенантам Евгению Майке, Алексею Трофимову и другим молодым специалистам.

Впрочем, совсем скоро авиатехники должны почувствовать некоторое облегчение своего непростого положения. В планах российской "оборонки" - глубокая модернизация трудяги-"ильюшина". Работы в этом направлении уже ведутся. И небезуспешно: в прошлом году один из таких модернизированных противолодочных самолетов проходил испытания на Камчатке.

По словам старшего лейтенанта Николая Васильева, побывавшего на его борту, изменения в основном коснулись внутренней "начинки" Ил-38. Выполненное на современной элементной базе оборудование занимает меньше места, обладает лучшими техническими характеристиками и тем самым существенно расширяет возможности самолета-долгожителя.

Вектор развития - Север

Российский Север - труднодоступный, с суровым климатом край, но при этом сказочно богатый на углеводороды и другие полезные ископаемые. Обширные его просторы необходимо как можно быстрее вовлечь в экономику страны. И ключевым шагом в этом направлении должно стать восстановление над отдаленными территориями постоянного российского военного присутствия.

Из известных способов контроля за государственной границей "комбинированный" - с воздуха, моря и берега - предпочтителен более всего. С нынешнего года сторожевые корабли Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России регулярно заходят в удаленные районы берегового моря. Весомым вкладом в общее дело могло бы стать привлечение к боевому патрулированию и самолетов противолодочной авиации.

Не так давно, обеспечивая переход атомной подводной лодки с Северного на Тихоокеанский флот, летчики авиаполка побывали на Чукотке, на месте изучив возможность предстоящей работы. Полученные результаты обнадеживают. Вероятно, даже имеет смысл "посадить" несколько машин в Анадыре, вахтовым методом меняя экипажи. До полюса отсюда - рукой подать. Осталось решить вопросы сугубо технического характера, связанные с размещением летного и инженерно-технического составов, созданием необходимых запасов топлива и так далее. Чтобы, как говорят сами летчики, "ни у кого не оставалось ни малейшего сомнения в том, что это - российская земля и хозяева на ней - мы"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка