О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оценка мирового рынка многоцелевых истребителей в 2004-2008 гг. и прогноз развития ситуации на рынке до 2013 г.

Мировой рынок новых многоцелевых истребителей в 2004-2013 гг. можно охарактеризовать как стабильно растущий. В период с 2004 по 2013 гг. в мире будет продано не менее 2412 многоцелевых истребителей

Мировой рынок новых многоцелевых истребителей в 2004-2013 гг. можно охарактеризовать как стабильно растущий. Согласно уже имеющемуся портфелю заказов и с учетом проводимых тендеров, в период с 2004 по 2013 гг. в мире будет продано не менее 2412 многоцелевых истребителей на сумму, превышающую 117,28 млрд дол. Из этого количества объем рынка новых самолетов составит не менее 1756 машин при стоимости 99,46 млрд дол (1430 ед. на сумму 68,14 млрд дол в 2001-2010 гг.), что составляет 72,8% от общего количества или 84,8% от стоимости общемировых поставок. Данный анализ приводится в журнале "Рынки вооружений" N10. Все расчеты основаны на приведенных сводных таблицах по мировым контрактам на экспорт/импорт истребителей.

В течение первого пятилетнего периода (2004-2008 гг.) объем продаж новых истребителей составил 812 машин стоимостью 39,16 млрд дол (704 ед. на сумму 26,75 млрд дол в 2001-2005 гг.). Во втором пятилетнем периоде (2009-2013 гг.) будет наблюдаться небольшой рост поставок - 944 самолета на сумму 60,30 млрд дол (726 ед. на сумму 41,39 млрд дол в 2006-2010 гг.) или 116% в количественном выражении, 154% - в стоимостном. При этом существенно увеличатся доли Китая и Великобритании, а США и Франции - сократятся. Россия существенно укрепит свои позиции на рынке.

В первый пятилетний период среднегодовая потребность в современных истребителях составила около 162 машин (141 ед. в 2001-2005 гг.). В следующей пятилетке ежегодная потребность составит 198 самолетов (145 ед. в 2006-2010 гг.), что говорит о достаточно стабильном росте рынка.

Во всех расчетах ранжирование стран произведено по количеству поставленных или законтрактованных к поставке машин. Стоимость поставок учитывается во вторую очередь, поэтому страны с большим стоимостным объемом поставок занимают более низкое место в рейтинге, если в количественном отношении по поставленным самолетам они уступают своим конкурентам.

Первое место по количественному параметру в период 2004-2013 гг. занимают США (618 истребителей на сумму 40,92 млрд дол). В 2004-2008 гг. на экспорт было поставлено 410 самолетов стоимостью 23,52 млрд дол, во второй пятилетке гарантированные поставки составят около 208 новых машин на сумму более 17,4 млрд дол (прогноз сделан на основе имеющегося портфеля заказов по состоянию на октябрь 2008 г.).

Снижение прогнозируемых поставок в период 2009-2013 гг. обусловлено неурегулированностью вопроса с подписанием контрактов на серийное производство истребителей пятого поколения F-35 Lighting II. Многие участники проекта JSF пересмотрели свои планы по прямой закупке этого самолета и объявили международные тендеры, в которых F-35 Lighting II будет участвовать на равноправной основе с другими конкурентами.

Второе место в рейтинге поставщиков новых истребителей занимает Россия (555 машин на сумму 21,86 млрд дол) с достаточно стабильным пакетом заказов: в первый пятилетний период на экспорт было поставлено 263 самолета стоимостью 9,236 млрд дол, во второй пятилетке поставки составят около 292 новых машин на сумму более 12,32 млрд дол.

За счет стабильно растущего пакета заказов Россия существенно укрепит свои позиции в 2009-2013 гг. и займет лидирующее место на мировом рынке по количеству поставленных машин. Даже в случае выигрыша американских самолетов в большинстве проводимых сейчас тендерах (этот вакантный рынок оцениваются в период 2009-2013 гг. в 200 машин), США с очень малой долей вероятности смогут обойти российских поставщиков по количеству поставленных машин.

Третье место в основном за счет контракта на поставку Пакистану 150 истребителей JF-17 "Тандер" занимает Китай (183 машины на сумму около 3,74 млрд дол). В первый пятилетний период на экспорт было поставлено 32 самолета стоимостью около 0,48 млрд дол, во второй пятилетке поставки вырастут и составят 151 истребитель на сумму более 3,26 млрд дол.

Китай и в дальнейшем будет постепенно наращивать свой экспортный потенциал в основном за счет копирования российских самолетов.

Четвертое место в рейтинге занимает Великобритания (95 истребителей на сумму 9,58 млрд дол). В первый пятилетний период Великобритания обеспечила портфель заказов лицензионным производством в Индии самолетов Jaguar и началом поставок истребителей EF-2000 Typhoon Австрии (всего 30 самолетов стоимостью 1,63 млрд дол). Во второй пятилетке основные поставки будут обеспечены производством истребителей EF-2000 Typhoon для Саудовской Аравии. Всего в этот период на экспорт планируется поставить 65 машин на сумму более 7,95 млрд дол.

В период 2009-2013 гг., в случае победы в одном из проводимых тендеров (прежде всего, в Европе), Великобритания имеет шанс увеличить свой портфель заказов на истребитель EF-2000 Typhoon. Однако вероятность этого невелика.

Пятое место с истребителем JAS-39 Gripen занимает Швеция (60 машин на сумму 3,92 млрд дол). В первый пятилетний период на экспорт было поставлено 32 самолета стоимостью 1,97 млрд дол. Во второй пятилетке поставки по уже подписанным контрактам составят 28 машин на сумму более 1,94 млрд дол.

За счет низких эксплутационных затрат и достаточно высоких летно-технических характеристик шведский истребитель JAS-39 Gripen имеет неплохие экспортные перспективы. Есть высокий шанс, что именно этот самолет станет победителем в проводимых в настоящее время тендерах в Европе и сможет побороться за четвертое место в рейтинге с британским EF- 2000 Typhoon.

Шестое место с истребителем Mirage-2000, который компания Dassault уже сняла с производства, занимает Франция (45 истребителей на сумму 2,32 млрд дол) в первый пятилетний период.

Франция не имеет портфеля заказов на поставку боевых самолетов с 2008 года. Основные надежды фирма Dassault связывает с дебютным экспортом нового истребителя Rafale. Однако у компании есть проблемы, связанные, в первую очередь, с высокой стоимостью самолетов. Поэтому пока экспортные перспективы новейшего французского истребителя достаточно неопределенны. Наибольшие перспективы Rafale имеет в странах Северной Африки.

Все вышеперечисленные статистические данные базируются на основе сводных таблиц по экспорту/импорту многоцелевых истребителей, опубликованных в журнале "Рынки вооружений" N10....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка