О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гибкий самолет

Физики из Браунского университета (США) представили концепцию летательных аппаратов с гибкими крыльями, построенными по принципу, заимствованному у летучей мыши

Мы привыкли ассоциировать современные самолеты с чем-то огромным, громоздким, тяжелым. Любой школьник скажет, что крылья самолета не должны деформироваться, взаимодействуя с потоком встречного воздуха. Между тем физики из Браунского университета (США) представили концепцию летательных аппаратов с гибкими крыльями, построенными по принципу, заимствованному у летучей мыши, и обладающими массой достоинств.

В поиске способов повышения аэродинамических свойств самолетов ученые обратили внимание на "первоисточник", с которого когда-то Леонардо да Винчи "срисовывал" прототип летательного аппарата, - летучую мышь. Исследователи выяснили, что сложная и гибкая структура ее крыла гораздо лучше приспосабливается к встречному потоку ветра, минимизируя силу сопротивления. Дело в том, что кости в крыльях летучей мыши в отличие от костей птиц могут гнуться и менять положение крыла по отношению к корпусу животного.

"Крылья летучей мыши устроены совершенно по-другому, нежели у птиц, - пояснил РБК daily доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии позвоночных МГУ Леонид Корзун. - Так, у птиц при подъеме крыла сопротивление воздуха преодолевается благодаря перьям, которые пропускают воздух. При этом за генерирование сил, позволяющих двигаться вперед, отвечают только первичные маховые перья на конце крыла, а за подъемную силу - все крыло. У летучей мыши механизм полета совершенно другой. Сопротивление преодолевается за счет поворотного механизма - за неимением пропускающих воздух перьев она может разворачивать свое крыло наименьшей площадью по направлению к воздушному потоку, прокручивая его в любую сторону. И если у птиц функции частей крыла различны, то у летучих млекопитающих все крыло отвечает одновременно и за движение вперед, и за движение вверх, благодаря чему они могут мгновенно реагировать на внешние обстоятельства и изменять направление и скорость полета".

В ходе эксперимента руководитель группы Кеннет Брейер изолировал нескольких летучих мышей и в специальной комнате подвергал их различным аэродинамическим воздействиям, неожиданно направляя сильнейшие потоки воздуха с разных сторон. Все действия мышей ученые фиксировали на высокоскоростную видеокамеру. Кроме того, ученые изучали аэродинамический след, образующийся во время взмаха крыльев. Для этого использовались специальные взвешенные в воздухе частицы, перемещение и изменение скорости которых отслеживалось с помощью лазеров и дополнительных камер. Результаты опытов показали, что движения летучей мыши существенно отличаются от движений, которые выполняют во время полета птицы, что дает ей ряд преимуществ.

Во-первых, особое строение крыльев, деформирующихся во время полета, в отличие от крыльев птиц и насекомых обеспечивает большую подъемную силу и возможность взлета с малых площадок. Это делает полет летучей мыши эффективным и предотвращает "уход в штопор" на малых скоростях. Во-вторых, эластичность крыла и наличие множества суставных сочленений по­зволяют летучим мышам совершать движения, на которые не способны другие летающие существа. Например, прижимать крылья близко к телу для уменьшения сопротивления воздуха.

Проведенные учеными эксперименты и расчеты показали, что внедрение в структуру самолетов гибких элементов будет не только целесообразным, но и выгодным - гибкие крылья не страдают во время турбулентности, а значит, издержки на ремонт и вынужденный простой летательного аппарата исчезают сами собой. Помимо этого гибкие крылья автоматически улучшат качество полета - самолет будет идти мягче, а тряска в зоне турбулентности нивелируется.

"Самолет с гибкими крыльями не новость, - рассказал РБК daily действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, генеральный директор ОАО "Интеравиагаз", заслуженный создатель космической техники Вячеслав Зайцев. - Еще в 50-х годах советский конструктор Владимир Мясищев создал самолет М4, а затем и его модификацию 3М, концы крыльев которого были сделаны из гибкого сплава алюминия. В эти полые крылья закачивался керосин, и при полете амплитуда их колебаний доходила до 3 м, что значительно повышало аэродинамические качества. Доказательство тому - модель 3М в течение 20 лет использовалась в качестве стратегического бомбардировщика. Однако сегодня этот самолет снят с производства, так как турбореактивные двигатели, на которых он работал, устарели. Гибкие же крылья ничем себя не дискредитировали".

Опираясь на опыт авиаконструкторов и новые данные, ученые Браунского университета уверены, что их концепция позволит создать целую линию "гибкокрылых" самолетов, которые выведут авиацию на качественно новый уровень....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка