О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании идут на заправку

Перевозчики снижают топливные сборы и цены на билеты для привлечения потребителей

Падение цен на нефть на фоне экономического кризиса и снижение потребительской активности поставило индустрию пассажирских авиаперевозок в довольно необычное положение: с одной стороны, падение пассажирооборота негативно отражается на выручке авиакомпаний, с другой - падение цен на нефть позволило авиакомпаниям вздохнуть с облегчением после того, как всего несколько месяцев назад цены на нефть зашкаливали за $100 за баррель. Некоторые авиакомпании уже сейчас пытаются воспользоваться падением цен на нефть и снижают цены на билеты, пытаясь таким образом привлечь к себе внимание потребителей, чтобы если не остановить, то хотя бы замедлить снижение пассажирооборота.

Минус на минус может дать плюс

На прошлой неделе Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала новые данные о падении пассажиропотока в сентябре этого года. По данным ассоциации, количество пассажиров, путешествующих первым и бизнес-классом в сентябре уменьшилось на 8%, и, вероятно, в дальнейшем эта негативная тенденция сохранится. В августе объем пассажирского трафика сократился на 1,5%. Количество пассажиров, путешествующих эконом-классом, сократилось в сентябре на 4%, а в целом пассажирский трафик упал на 4,4%. По словам генерального директора IATA Джованни Бисиньяни, это рекордное падение пассажирского трафика с 2003 года. "Кризис индустрии становится все более острым вслед за глобальным экономическим кризисом, - пояснил Джованни Бисиньяни. - Авиакомпании, как и другие компании, сталкиваются с очень серьезными проблемами. Но в отличие от других компаний они лишены некоторых преимуществ, например широкого доступа к зарубежным рынкам и глобальному капиталу, это помогло бы им управлять бизнесом в это непростое время". Как сказал главный специалист по вопросам стратегии американской брокерской компании BGC Partners Говард Уилдон в беседе с "Ъ", падение количества пассажиров первого и бизнес-класса стало очень серьезной проблемой для авиакомпаний, и, по его мнению, в течение следующего года эта проблема все еще будет актуальной для авиакомпаний (подробнее см. интервью).

Цены на топливо, резко выросшие в первой половине этого года, и снижение потребительской активности объясняют относительно слабые финансовые результаты многих авиакомпаний за последний квартал. 20 ноября франко-голландская Air France-KLM сообщила о том, что во втором квартале этого года чистая прибыль компании составила €28 млн, что на 96% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Из-за сложного финансового положения Air France-KLM приняла решение сократить планируемые капиталовложения на €1,4 млрд, в том числе отложить покупку 15 новых, более экономичных пассажирских и грузовых самолетов Boeing 777. Ранее British Airways сообщала о том, что в первом полугодии прибыль компании упала на 92%.

Однако финансовый кризис, вызвавший снижение пассажирооборота, привел к резкому снижению цен на нефть на ожиданиях замедления экономического роста по всему миру. В прошлый четверг цены на нефть пробили трехлетний минимум, опустившись ниже $50 за баррель. Еще в июле этого года нефть была дороже практически в три раза и продавалась по рекордной цене - выше $147 за баррель. Падение цен на нефть в сочетании со снижением пассажирооборота ставит авиакомпании в необычное положение. На прошлой неделе генеральный директор американской авиакомпании US Airways Дуг Паркер заявил, что "американские авиакомпании находятся между фактором более дешевого авиационног"о топлива и влиянием падающего спроса на услуги авиакомпаний... В некотором смысле эти два аспекта компенсируют друг друга. Но пока еще сложно сказать, окажется ли падение цен на авиатопливо достаточным, чтобы компенсировать падение количества пассажиров", - подчеркнул он.

Нефть в конце туннеля

Некоторые авиакомпании уже сейчас пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией с ценами на нефть, объявляя о снижении цен на билеты или дополнительных сборов в праздничный период, а также возобновляя бонусные программы для клиентов, которые были отменены всего несколько месяцев назад. Две крупнейшие японские авиалинии, Japan Airlines и All Nippon Airways, объявили о грядущем сокращении топливных сборов на 34% с 1 января. В начале месяца Singapore Airlines сократила сборы на рейсы в Австралию до $22, поставив австралийские авиалинии перед необходимостью последовать ее примеру, а турецкая компания Turkish Airlines с ноября понизила сборы на рейсы в Европу.

Более серьезные меры принимают американские авиакомпании, например American Airlines, которые предлагают значительные скидки на билеты с 2 декабря по 11 февраля. "Большинство американских перевозчиков ранее увеличили топливные сборы и не стали их уменьшать, когда цена на топливо начала понижаться. Впрочем, теперь на время праздников они сокращают размер топливных сборов (День благодарения, в США четвертый четверг ноября; и Рождество)", - пояснила "Ъ" Дона Роудз, заместитель декана американского аэрокосмического университета Embry-Riddle Aeronautical University. По ее словам, на билеты, заказанные за 30 дней до праздников, американские авиакомпании делали скидки до 25%. На прошлой неделе пятая по величине авиакомпания в США US Airways сообщила о возвращении к бонусным программам, которые были отменены в первой половине этого года. Обычно в этот период количество пассажиров увеличивается, так как очень многие хотят навестить родственников в День благодарения или на Рождество, но в этом году из-за кризиса ожидается падение праздничного пассажирского трафика. По прогнозам Air Transport Association of America трафик может упасть на 10%.

С помощью скидок американские авиакомпании надеются если не остановить снижение пассажирооборота, то хотя бы замедлить его. У них есть с кого брать пример. Агрессивная скидочная политика на фоне сокращения потребительской активности в прошлом году помогла некоторым американским ритейлерам. В декабре 2007 года продажи Wal-Mart выросли на 2,7%, в то время как эксперты не ждали от него роста больше 2%. Компании Wal-Mart удалось добиться позитивных результатов за счет того, что еще в середине октября руководство компании предусмотрительно объявило, что ежегодные скидки в этом году будут сделаны на 15 тыс. наименований товаров, или на 20% наименований больше, чем в прошлом году ("Ъ" писал об этом 22 января). Теперь к похожей тактике прибегают и американские авиакомпании, вынужденные обращаться к беспрецедентным скидкам. Как правило, американские авиакомпании предлагают скидку на предпраздничные рейсы для тех, кто бронирует билеты не позднее чем за 45 и 80 дней до Дня благодарения или Рождества соответственно. А для тех, кто покупает билеты незадолго до праздников, цены, как правило, значительно выше. В этом же году сложилась уникальная ситуация: те, кто купил билет всего за две недели до Дня благодарения, заплатили в среднем на 8% меньше, чем те, кто купил билет за месяц до праздника.

Еще один способ, который используют некоторые авиакомпании для привлечения пассажиров, - увеличение количества мест так называемого премиум-экономического класса. Покупая билет по такому тарифу, пассажиры получают места, столь же комфортные, как и в бизнес-классе, но значительно дешевле. Количество премиальных экономических мест увеличивают British Airways, Japan Airlines, Delta Airlines, Virgin Atlantic, Air France-KLM, All Nippon Airways Co. и Scandinavian Airlines System. Например, если сейчас покупать билет на февраль в Virgin Atlantic на рейс эконом-класса по маршруту Нью-Йорк-Лондон, это обойдется в $1,6 тыс., премиально-экономического класса - в $2,5 тыс., бизнес-класса - в $8 тыс. По словам старшего вице-президента по маркетингу в Air France-KLM Патрика Ру, "премиально-экономический класс сопоставим с бизнес-классом в авиакомпаниях десять лет назад".

Неверные ставки на топливо

Впрочем, для многих участников рынка резкое падение цен на нефть сыграло злую шутку - это касается тех, кто во время высоких цен на нефть заключил долгосрочные хеджевые контракты на покупку топлива. В нынешних условиях, по мнению госпожи Роудз из Embry-Riddle Aeronautical University, некоторые перевозчики могут потерять деньги, поскольку в свое время захеджировали цены на более высоком уровне. Одним из самых ярких примеров этого стала компания Air China, которая заявила в прошедшую субботу о том, что потенциальные убытки по хеджевым контрактам на топливо достигнут $454 млн. Американская Northwest Airlines, 29 октября завершившая слияние с Delta Air, сообщила, что за третий квартал текущего года она понесла убытки $317 млн, при этом компания уточнила, что без хеджевых контрактов на топливо, которые обошлись ей в $410 млн, она показала бы прибыль. Для UAL Corp., которая управляет United Airlines, хеджевые контракты обошлись в $519 млн, а Delta Air заявила, что из-за хеджевых контрактов на топливо ее издержки выросли на $25 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка