Коммерсантъ
25 ноября 2008, 10:24
Uneasy relationship
С.Хаджи-Иоанну, владеющий 38% авиакомпании easyJet, объявил войну коллегам по совету директоров
Авиационная индустрия шатается под воздействием дергающихся цен на горючее и резко падающего спроса. Тридцать авиакомпаний в этом году уже сдались, и ожидается, что в 2009-м их примеру последуют еще столько же. Будучи четвертой по величине в Европе авиакомпанией, easyJet, основанная сэром Стелиосом 13 лет назад, не окажется в их числе. У нее крепкий баланс, современный воздушный флот и низкозатратная бизнес-модель, так что она находится в более выгодном положении, чем большинство ее конкурентов, и способна выдержать бурю. Но и здесь все не так гладко. На минувшей неделе компания отчиталась о годовой прибыли до вычета налогов в размере $187 млн. Это несколько выше ожиданий, но все же на 36% ниже по сравнению с показателями предыдущего года. И меньше всего сейчас нужна easyJet отвлекающая внимание внутренняя свара по поводу вопросов стратегии. Но, похоже, что именно этого сэр Стелиос и добивается.
Сэр Стелиос, владеющий 38% easyJet, начал атаку 13 ноября, заявив, что от планов авиакомпании по расширению парка воздушных судов в период спада необходимо отказаться. Он добавил, что easyJet должна подумать о возможности начала выплат дивидендов начиная с 2011 года, изменив, таким образом, свою политику инвестирования всех доступных фондов в рост авиакомпании. С этой целью он сослался на права, которые были созданы при выходе акций компании на рынок, и предложил ввести двух представителей его холдинга easyGroup в состав совета директоров easyJet. Сэр Стелиос намекнул, что если председатель совета директоров сэр Колин Чандлер откажется сделать так, то он сам займет пост председателя, на что имеет полное право.
На прошлой неделе сэр Стелиос предпринял новый шаг. Накануне публикации ежегодной отчетности easyJet он объявил, что отказывается ее одобрить. Аудитор авиакомпании - фирма PricewaterhouseCoopers сделала безусловно положительное заключение, однако сэр Стелиос не согласился с суммой €72,4 млн, которые, согласно отчетности, были выделены на покупку слотов в аэропорту Гатвик, приобретенных в начале этого года вместе с небольшой авиакомпанией GB Airways. Он также выразил сомнения относительно возможной стоимости семи бывших самолетов GB Airways, которые easyJet хочет продать.
Сэр Стелиос говорит, что всего лишь призывает к выбору более осмотрительного подхода. Некоторые наблюдатели считают, что его глубокое знание индустрии морских перевозок, которая сейчас переживает даже более серьезные проблемы, чем авиационная, подсказывает ему, что сейчас необходимо "задраивать люки". Другие полагают, что дивиденды ему необходимы для финансирования других его деловых интересов. Звучали даже предположения о том, что он пытается снизить стоимость акций easyJet, чтобы вернуть себе контроль над компанией.
Не исключено, что этот обычно доброжелательный киприот греческого происхождения просто очень рассержен. Джефф ван Клаверен, аналитик Exane BNP Paribas говорит, что сэра Стелиоса всегда беспокоила вероятность того, что easyJet в своем стремлении к получению дополнительных доходов, которые сейчас составляют 16% от ее выручки, может, в конце концов создать конкуренцию другим брендам easyGroup. В рамках "соглашения о взаимоотношениях", подписанного в период вывода акций авиакомпании на рынок, дополнительные доходы easyJet ограничиваются 25% от общей суммы доходов. Однако из информации на сайте авиакомпании ясно следует, что ее сеть easyJet Hotels составляет прямую конкуренцию сети easyHotel, которая не так давно была создана сэром Стелиосом.
Каковы бы ни были его мотивы, они грозят проблемами компании easyJet. Планы авиакомпании на расширение в будущем году довольно скромны: производительность должна вырасти на 5%, в то время как нормой для easyJet являются 15%. Принимая во внимание отчаянное состояние Alitalia и трудности Iberia, компания easyJet, у которой имеются хабы в Милане (Мальпенса) и Мадриде (Барахас), могла бы воспользоваться таким случаем. Господин ван Клаверен опасается, что та сверхосторожная позиция, которую отстаивает сэр Стелиос, в сочетании с разговорами о дивидендах может привести к тому, что цена на акции компании застынет на месте и она потеряет то лидирующее положение, которое занимает вместе со своим конкурентом компанией Ryanair. И трудно представить, чтобы это было хоть в чьих-нибудь интересах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов