Независимая газета
12 января 2009, 08:13
Черный день "Черной акулы"
Накануне Нового года произошло два важных события. Главком ВВС А.Зелин заявил, что на вооружение ВВС будут приняты Ми-28Н и Ка-52, гендиректор завода "Прогресс" объявил о прекращении серийного производства Ка-50
Вертолет, о котором лет 20 назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах. По сведениям "НГ", в 334-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще недостроенных пять на самом заводе в дальневосточном городе Арсеньев. Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.
Судьба "Черной акулы", которая вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Хотя она еще в 1984 году выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом Министров СССР на замещение порядком выработавшего себя в ходе афганской войны ударного вертолета Ми-24. "Акула" действительно превосходила своего предшественника по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи - от разведки противника до нанесения ему сокрушительных ударов по бронетехнике и живой силе сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, скорострельными пушками. Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами. У него впервые во фронтовой авиации стояло даже катапультное кресло. А главное - "Акула" имела соосное расположение винтов, регулирующих ее подъем и направление движения, и одного пилота, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств.
Эта уникальная особенность - пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с "Акулой" роковую роль. Командование фронтовой авиации не принимало данной концепции. Всегда на вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, говорили генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены. И аргумент генерального конструктора Ка-50 Сергея Михеева, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, утверждали его оппоненты, а другое - вертолет, который должен сам искать себе "добычу". И хотя в начале 90-х годов прошлого века "Черная акула" была даже принята на вооружение, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники. Ка-50 осталась только для авиасалонов и для новых бесконечных испытаний.
Наконец, ее создатели все-таки пошли, что называется, на попятный. Надо было спасать конструкторское бюро Камова, да и завод, где делали "Акулу". Они создали машину по той же соосной схеме, но уже с двумя пилотами. Она стала называться Ка-52 "Аллигатор". Новая "вертушка" умеет все то же самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской - осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, поражать бронированную и небронированную технику противника. Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал "НГ", что Ка-52 особенно ценен при проведении операций в горах. "Аллигатор" обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи. И только он может висеть на одном месте около 12 часов подряд, освещая местность на многие километры вокруг.
Поставка первых Ка-52 "Аллигатор" запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало известно "НГ", планируется закупить 12 этих машин. Хотя, по словам генерала Зелина, в ближайшие четыре года в ВВС должно прийти до 100 вертолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств