О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолет рухнул как подстреленный

В воскресенье в Республике Алтай нашли вертолет Ми-171, пропавший 9 января

В воскресенье в Республике Алтай нашли вертолет Ми-171, пропавший 9 января. К моменту подписания номера в печать из находившихся на борту 11 человек живыми оставались четверо. Полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин погиб при крушении. Предположительная причина аварии - отказ двигателя.

Вертолет Ми-171 вылетел из Бийска утром 9 января. Совершив посадку в Чемале, он полетел в село Кош-Агач. Когда в 13 часов экипаж не вышел на связь, начались поиски.

- Времени было мало - световой день короткий, - рассказал "Известиям" начальник авиабазы "Авиалесоохраны" Владимир Каргаполов. - Наш самолет пролетел по короткому маршруту исходя из направления, заявленного в переговорах экипажа и диспетчеров.

10 января поиски стали значительно масштабнее: выяснилось, что в вертолете был полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин. Судя по всему, посетить Алтай его уговорил Анатолий Банных, представитель правительства Республики Алтай в Москве. Компанию им составили Сергей Ливишин (сотрудник аппарата Госдумы), Виктор Каймин (председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай), Борис Белинский (предположительно министр ТЭК и природных ресурсов Астраханской области) и Николай Капранов (предположительно, фотохудожник из Санкт-Петербурга). Цели поездки были праздничные: посмотреть на пейзажи, пострелять зверье, посидеть у костра. За культурную программу отвечал гармонист Василий Вялков, руководитель ансамбля "Ярманка". Экипаж, в который входили Алексей Баяндин, Александр Вертей и Максим Колбин, возглавлял командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора.

Анатолий Банных известен в Алтайском крае и Республике Алтай как азартный охотник и любитель вертолетов. Несколько лет назад он купил американский геликоптер "Робинсон". Именно на нем Банных потерялся в 2004 году в Горном Алтае - тогда он хотел показать пейзажи известному телеведущему Дмитрию Диброву. К счастью, дело было летом: Диброва и Банных спасатели нашли живыми. Два года назад Банных едва не разбился на своем геликоптере вместе с мэром Барнаула Владимиром Колгановым. Сейчас "Робинсон" Банных на ремонте. Для рокового полета он арендовал Ми-171.

Во время поисков то и дело появлялись слухи: говорили, например, что Банных мог уговорить пилотов махнуть в Кемеровскую область к отшельнице Агафье Лыковой, с которой он будто бы находится в приятельских отношениях.

- К Агафье Лыковой они лететь не могли, - заявил нам вчера Владимир Каргаполов. - У них топлива было на 3 часа 40 минут полета.

В субботу друзья и сослуживцы Анатолия Банных решили не ждать до утра. Тем более что появилась информация, будто неподалеку от Кош-Агача кто-то видел "световые сигналы. И тогда в 18.30, уже в кромешной тьме, караван джипов двинулся на Кош-Агач - почти за 600 километров по горной дороге. Добравшись до Кош-Агача в два часа ночи, люди нашли проводника, пересели на снегоходы и попытались начать поиски. Однако скоро часть поисковиков заблудилась, а другая ушла к самой российско-монгольской границе.

- Мы искали до самой границы, - сказал вчера "Известиям" участник поисков Николай Галкин. - Нам говорили, будто слышали выстрелы. Но все, видно, треп. А световые сигналы - обман зрения...

При этом оставался без ответа вопрос: если люди живы - почему не дают знать о себе по спутниковым телефонам, которых на борту было как минимум два. Да и сам вертолет оборудован аварийным радиомаяком, который должен был сработать при ударе.

В воскресенье пропавший вертолет искали уже в пяти направлениях, для этого дополнительные самолеты прибыли из Барнаула и Красноярска.

Но, возможно, не нашли бы. На счастье, выживший при крушении пилот Максим Колбин прошел 40 км и сообщил точные координаты упавшего вертолета пограничникам. Как оказалось, вертолет рухнул на гору Черная, в восьми километрах от границы. Спасатели спустились на гору с вертолетов. Анатолий Банных пояснил, что в воздухе у машины отказал двигатель и они рухнули с высоты около километра.

- Пограничники доставили летчика на пограничное отделение "Солонешенское" на снегоходе, - сказала "Известиям" руководитель пресс-центра погрануправления ФСБ по Республике Алтай Елена Бежак. - Уже в 15 часов вертолет МЧС выдвинулся к горе Черная.

Сейчас Максим Колбин находится в больнице Кош-Агача. Мы дозвонились туда ближе к полуночи, когда Максим уже спал.

- У него ушиб предплечья и позвоночника, ссадины, - сказала нам дежурный врач Тайра Татырова. - Состояние удовлетворительное. Он спокойно держится, хотя видно, что сильно переживает...

В воскресенье в 13 часов по московскому времени поисковики с воздуха заметили обломки вертолета. Из 10 остававшихся на месте крушения человек живыми были обнаружены трое. Известно, что полпред Косопкин погиб сразу. Анатолий Банных оказался единственным, кто был эвакуирован с горы почти без посторонней помощи. Выжили также Борис Белинский и Николай Капранов, состояние их врачи определяют как тяжелое.

- Вчера следственно-оперативной группой Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России начаты первоначальные следственные действия, направленные на выяснение обстоятельств и причин произошедшей катастрофы, - сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин. - В ходе расследования будут проверяться все возможные версии причин авиакатастрофы, в том числе связанные с погодными условиями, ошибкой экипажа и отказом техники.

Почему погибают VIP-пассажиры?

За последние годы было несколько катастроф вертолетов, в которых летело высокое начальство. 28 апреля 2002 го-да в Красноярском крае Ми-8 с губернатором Александром Лебедем попал в облако тумана, зацепил за провода ЛЭП и рухнул.

В случившемся обвинили пилотов. А 20 августа 2003 года неподалеку от Петропавловска-Камчатского разбился Ми-8 с сахалинским губернатором Игорем Фархутдиновым. С ним погибли 16 пассажиров и 3 члена экипажа. Причиной катастрофы явилось отклонение вертолета от курса.

- И в той, и в другой катастрофе виноваты высокопоставленные пассажиры, - говорит "Известиям" пилот, просивший не называть фамилию. - В первом случае на взлете в нелетную погоду настоял Александр Лебедь. На бортовом самописце четко слышен голос губернатора Красноярского края: "Всю ответственность за полет я беру на себя". Во втором случае губернатор Фархутдинов приказал летчикам отклониться от маршрута. Об этом тоже свидетельствует речевой самописец. К сожалению, таких случаев, когда начальство берет на себя ответственность за полет и вмешивается в работу экипажей, много. Просто не все полеты заканчиваются катастрофами, поэтому о них мало знают.

"Полное ощущение свободного полета на табуретке"

Представитель Республики Алтай при правительстве России Анатолий Банных, организовавший злополучный полет на охоту, пострадал меньше всех. Ему даже не потребовалась госпитализация - из аэропорта он уехал прямо домой, хотя, по всей видимости, находится в состоянии глубочайшего шока. Ведь до сих пор полеты на вертолете проходили для него исключительно удачно. Да, он уже побывал в одной авиакатастрофе - с телеведущим Дмитрием Дибровым. Но поскольку, по признанию самого Банных, в детстве он "мечтал стать летчиком", первое крушение вертолета от любви к полетам на винтокрылых его не отвратило. Вот что говорил он в интервью одной из алтайских газет три года назад:

"Полет на вертолете совершенно несравним с тем, к чему мы привыкли, садясь в самолет: полное ощущение свободного полета на табуретке, - улыбается предприниматель. - К тому же вертолеты маневренны, что позволяет летать в очень экстремальных местах и увидеть природу в ее первозданном виде. Некоторые пейзажи иначе как сказочными не назовешь. Сильнейшее впечатление на меня произвел вид с высоты птичьего полета на две сотни козерогов, которые блуждали по горам".

Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска: "Таких людей наберется мало"

- С Александром Косопкиным мы проработали почти девять с половиной лет, и я могу сказать, что это человек высочайшей порядочности, абсолютно неконфликтный и большой профессионал. Всегда мог принять решение по любому вопросу, мог найти общий язык со всеми без исключения политическими оппонентами или противниками какого-то законопроекта или документа. Наверное, в Думе не найдется ни одного человека, который мог бы его в чем-то упрекнуть.

Для чиновников он был примером для подражания. Мне очень страшно говорить "был". Даже не знаю, кто мог бы его заменить. Это был редкий чиновник. Очень хотелось бы, чтобы его примеру следовали все чиновники, но таких порядочных людей, как он, к сожалению, наберется мало. Александр Сергеевич был к тому же очень православным человеком, он помогал восстанавливать православные храмы, но никогда об этом не распространялся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка