АвиаПорт.Ru
17 марта 2009, 12:02
Мотористы на пороге стагнации
Традиционно в конце первого квартала АССАД подводит итоги работы предприятий авиационного моторостроения, входящих в это отраслевое объединение. "АвиаПорту" стали известны некоторые показатели, пока предварительные
Прошедший 2008 год охарактеризовался резким снижением темпа роста объемов производства. По предварительным сведениям, полученным на основании анализа результатов деятельности 54 крупнейших компаний отрасли, объем работ увеличился на 4,3% относительно 2007 года (против примерно 20% в 2007 году). На 5% увеличились объемы работ научно-исследовательских институтов, на 10% - научных центров.
Если же выделить из общего числа участников отраслевой ассоциации только предприятия, расположенные на территории России, а их 46, то рост по отношению к 2007 году не превысил 1,5% (в целом по всем предприятиям). В частности, научно-исследовательские институты и научные центры продемонстрировали рост на 5,6%, опытно-конструкторские бюро - на 0,9%, серийные предприятия - на 1%. При этом, если взять ОКБ, то в авиационном двигателестроении наблюдается спад на 0,9% при росте в агрегатных КБ на 13%. В свою очередь, серийные двигателестроительные предприятия увеличили объем работ на 1%, агрегатные - на 0,9%, металлургические - на 0,4% и авиаремонтные - на 4,7%.
Практически повсеместно сократилась численность занятых. На российских предприятиях АССАД она составила: в целом 97,9% от уровня 2007 года, по НИИ и научным центрам - 97% , по ОКБ - 96%, по серийным предприятиям - 98,3%, по АРЗ - 97,7%. Средняя зарплата на предприятиях АССАД составила 17 тыс. рублей. По России рост составил в целом 19,6%, по НИИ и научным центрам - 27%, по ОКБ - 19%, по серийным заводам - 18,7%, по АРЗ - 23%. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности составляет 1,76, в том числе по серийным предприятиям - 1,48.
По показателю темпа роста объема производства 2008 год оказался очень близким к 2004 году, когда административная реформа "выбила из колеи" многие программы, затянула принятие ряда важных решений и не способствовала развитию двигателестроения. Вторая половина 2008 года характеризовалась нарастанием негативных факторов, ухудшением рыночного климата, проблемами банковской системы. Кроме того, по мнению ряда специалистов, интеграция в отрасли и создание "Объединенной двигателестроительной корпорации" также повлияли на реализацию текущих проектов, что отразилось на итогах года.
"АвиаПорту" также стали известны предварительные сведения по работе отдельных предприятий, входящих в состав АССАД.
ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения" в прошлом году, по сравнению с 2007 годом, увеличил объемы продаж на 34%. При этом численность работающих на предприятии сократилась всего на 1%, а заработная плата увеличилась на 35%, то есть практически соответственно росту объема продаж.
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" в прошлом году, по сравнению с 2007 годом, увеличил объемы продаж на 15%. При этом численность работающих на предприятии не сократилась и осталась на уровне 2007 года, но заработная плата увеличилась на 21%.
У ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" (ВИЛС) в прошлом году, по сравнению с 2007 годом, произошло снижение объемов продаж на 9%. При этом численность работающих на предприятии сократилась на 6%, а заработная плата увеличилась на 25%. Следует иметь в виду, что на ВИЛС была большая составляющая поставок штамповок-заготовок для различных заводов, но объемы производства на заводах-заказчиках упали, заказывать заготовки стали меньше. Кроме того, теперь никто не заказывает заготовки "впрок".
Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" (ММПП "Салют"), в первую очередь ориентированное на выполнение экспортных заказов, кроме потерь от роста курса рубля при заключении экспортных контрактов, когда доллар упал до 23 рублей, понес существенные потери и от роста стоимости металлургической продукции. К тому же длительное время не заключался контракт с Китаем (заключен в начале текущего года), а завод запустил производство под контракт, взяв кредиты, на которые также проводилась и модернизация производства. ММПП "Салют" в прошлом году потратил на техническое перевооружение и модернизацию производства менее 3% от уровня продаж, но большие затраты были на эти цели все предыдущие годы. В прошлом году на ММПП "Салют" численность работающих по сравнению с 2007 г. сократилась на 5%, но заработная плата выросла почти на четверть.
На ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" (НПО "Сатурн") очень высока доля вложений предприятия в модернизацию производства и его техническое перевооружение. НПО "Сатурн" вложило более 25% от объема продаж в модернизацию и оборудование для производства, испытательные стенды и пр. В тоже время на НПО "Сатурн" численность работающих увеличилась более чем на 2%, а заработная плата увеличилась более чем на 15%.
Оба предприятия показали некоторое снижение объемов производства относительно 2007 года.
Украинские предприятия авиадвигателестроения в целом увеличили объемы продаж по сравнению с 2007 годом. ОАО "Мотор Сич" и ЗМКБ "Прогресс" самым тесным образом "завязаны" на российскую авиационную промышленность. Даже с учетом некоторого расширения экспортных поставок и работ (в основном, с Китаем), наибольшая часть их продукции предназначена для российской гражданской авиационной техники.
Объемы продаж ОАО "Мотор Сич" по сравнению с 2007 годом увеличились на 16%, что по сравнению с работой российских авиадвигателестроителей можно назвать очень хорошим результатом. При этом необходимо отметить, что увеличение объема продаж "Мотор Сич" произошло при снижении численности занятых на 2%, то есть при росте производительности труда авиадвигателестроителей. На "Мотор Сич" продолжается работа по повышению престижности труда авиадвигателестроителей, в частности, повышением оплаты труда - за прошлый год зарплата на предприятии выросла на 40%.
По работе ЗМКБ "Прогресс" отсутствуют сведения об изменении показателей численности занятых и росте заработной платы, но известно, что объемы продаж в прошлом году увеличился на 34,6%. Этот показатель является одним из наиболее высоких в отрасли.
"АвиаПорт" попросил президента АССАД Виктора Чуйко прокомментировать ситуацию в отрасли, сложившуюся на начало 2009 года. Он отметил, что точные сведения по итогам работы предприятий авиационного двигателестроения будут подведены позже, поэтому комментировать предварительные показатели некорректно.
В.Чуйко высказал убеждение в том, что сегодня надо серьезно и вдумчиво готовиться к периоду после завершения финансово-экономического кризиса. "Завершение финансово-экономического кризиса, охватившего большую часть промышленно развитых государств мира, неизбежно, и к его завершению надо готовиться уже сегодня", - считает он.
По мнению руководителя ассоциации, уже сегодня необходимо заниматься отработкой программных документов на посткризисный период. "Это крайне необходимо, чтобы не терять драгоценного времени на составление очередных планов развития, а уже иметь их "под рукой", - убежден собеседник.
По его мнению, для развития в целом газотурбостроения, и в частности авиационного двигателестроения, необходимо уже сегодня готовить глубоко проработанную и эффективную программу авиастроения в стране. "Такая программа должна четко указывать ориентиры развития авиастроения, необходимое количество людей для ее реализации, типаж выпускаемых перспективных изделий (самолетов, вертолетов, двигателей, бортовых комплексов и пр.), сроки создания и выпуска на серийных заводах, источники и объемы финансирования. В начале года рассматривался проект программы развития газотурбостроения, однако сам этот проект должен стать составной частью большой Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2020 г.", - сказал В.Чуйко....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"