Коммерсантъ
5 октября 2001, 10:14
Еще один Ту-154 взорвался по пути из самого безопасного аэропорта мира
Вчерашним утром на еженедельный чартерный рейс Тель-Авив-Новосибирск в аэропорту Бен Гурион садились в основном граждане Израиля - 51 человек. В стране начался национальный праздник Суккот, и многие евреи решили провести выходные дни, объявленные по этому случаю, в России. Российских пассажиров на борту было всего 15, среди них - заместитель гендиректора "Сибири" по безопасности Владимир Алексеев. Он проводил в Израиле консультации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте после терактов в США. Экипаж, 12 человек, был весь российский.
Как говорят израильские, турецкие и российские диспетчеры, которые вели Ту-154, его полет проходил нормально - во всяком случае, ни о каких технических проблемах, осложнении погодных условий или неприятностях на борту пилоты не докладывали. В последний раз экипаж вышел на связь в 13.39. "Все нормально",- доложил командир экипажа Евгений Гаров. Через пять минут лайнер, пролетавший в это время над самой серединой Черного моря со скоростью 850 км/ч на высоте около 11 км, вдруг пропал с экрана радара, и связь с пилотами оборвалась.
Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс по маршруту Симферополь-Ереван, сообщил на землю, что стал свидетелем катастрофы Ту-154, летевшего двумя километрами выше."Боковым зрением я увидел взрыв, а затем падение самолета,- рассказал летчик Ованесян.- Когда самолет ударился о воду, раздался еще один взрыв. Потом наблюдалось белое пятно на воде".
По тревоге были подняты все спасательные, военные и пограничные силы, базирующиеся на Черноморском побережье. На место катастрофы вылетели несколько спасательных вертолетов Ми-8 и военный Ан-12, которые первыми обнаружили плавающие по поверхности обломки.
Израильская и российская стороны сходятся во мнении, что на борту самолета был совершен теракт. Об этом заявил и Владимир Путин, назначивший главой комиссии по расследованию катастрофы Владимира Рушайло, и министр транспорта Израиля Эфраим Снэ (Efraim Sneh). Терактом объяснили причину катастрофы и топ-менеджеры авиакомпании "Сибирь".
Однако, как утверждают представители израильских спецслужб, пронос взрывчатки на борт самолета в аэропорту Бен Гурион, где действует, пожалуй, одна из самых надежных систем безопасности, исключен на 99,9% - там багаж даже закладывают в барокамеру для того, чтобы спровоцировать взрыв СВУ, рассчитанного на срабатывание от перепада давления при взлете или посадке. Видимо исходя из этого, многие иностранные информагентства, например американская телекомпания CBS, к вечеру распространили информацию, что террористы в данном случае, скорее всего, использовали ракеты класса "земля-воздух".
Как выяснилось, такое предположение имеет под собой некоторые основания. Вчера ВМС и ПВО Украины проводили в Крыму ракетные стрельбы. Начальник пресс-центра ВМС Украины Николай Савченко сообщил "Ъ", что в учениях участвовали фрегат "Гетман Сагайдачный" и корвет "Луцк". Они стреляли ракетами по беспилотному самолету-мишени типа "Рейс". Эти корабли, по его словам, находились в районе Феодосии; дальность полета зенитных ракет не превышала 10 км. Как отметил господин Савченко, учебная цель находилась в 250 км от места падения самолета. В то же время Николай Савченко отказался комментировать действия наземных сил ПВО, которые по плану учений должны были участвовать в стрельбах, используя комплексы С-300. Дальности полета выпущенных с них ракет в принципе достаточна для того, чтобы поразить Ту-154.
Министр обороны Украины Александр Кузьмук (Oleksandr Kuzmuk) был довольно осторожен в комментариях: "Информация, распространенная некоторыми западными СМИ, сейчас проверяется". Зато его пресс-секретарь Игорь Халявинский уверенно заявил, что все ракеты, выпущенные во время стрельб в районе мыса Опук, попали в заданные цели. По его словам, дальность полета ракет не превышала 30-35 км и они не могли настигнуть российский самолет. Кроме того, все ракеты были снабжены системой самоуничтожения в случае отклонения от курса или непопадания в цель.
Таким образом, тайна гибели Ту-154, скорее всего, навсегда останется на дне моря. Корпус лайнера с "черными ящиками" затонул на двухкилометровой глубине. Особенность Черного моря состоит в том, что собственно вода составляет всего четверть глубины, ниже - химически очень агрессивный сероводород. Так что поднять обломки самолета со дна практически невозможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы